fbpx
6+

Праздник Крещения Господня: почему людям так важно искупаться в проруби в этот день?

Праздник Крещения Господня: почему людям так важно искупаться в проруби в этот день? Дары волхвов: почему для поклонения им выстраиваются длинные очереди, несравнимые с очередями к Святому Причастию, и что говорит Библия о превращении святыни в идола? Почему так мало информации о смысле нашей православной веры?

Прямой эфир: 19 января 2014 г.

Программа Александра Крупинина
«Неделя»
Гость программы — протоиерей Александр Дягилев

 

Александр Крупинин: Сегодня – праздничный день, Крещение Господне. Поздравляю всех с праздником!

Протоиерей Александр Дягилев: Праздник большой, и служба была у нас сегодня в храме хорошая, народа очень много, но многие приехали только за водой и купанием в нашем озере. Для них не важна святыня, а нужен некий народный обычай, который надо соблюсти любой ценой. Меня это скорее расстраивает, чем радует, потому что это не признак веры, а признак того, что люди не понимают, в чем суть веры.

Вопрос слушателя: По поводу даров волхвов: реклама этого события везде – в метро, в газете, и в Москве, есть сведения, что люди звереют в очередях, ломают руки-ноги. Кому это надо, я не понимаю, тем более, что золото, ладан и смирна сами по себе – это не святыни.

АД: Я полностью с Вами согласен, здесь действует магическое сознание нашего народа.

АК: Церковь делает что-нибудь, чтобы это магическое сознание изменилось?

АД: Мы живем в постхристианском обществе, история нашей страны все-таки христианская: люди помнят, что нужно ставить кресты на могилах, но зачем – уже не понимают. Сейчас идет некое разделение на тех, кто действительно верит, и на тех, кто фактически не верит, но пытается соблюдать (особенно в том, что касается вопросов рождения, венчания, смерти) какие-то общепринятые ритуалы. Страна имеет исторические христианские корни, но то, что происходит сейчас, уже далеко от христианства.

Вопрос слушателя: Я отстояла 9 часов в очереди, и это был один из знаменательных дней в моей жизни, это маленький свой подвиг, даже в том, чтобы выделить практически целый день на это и провести день в молитвенном стоянии. Для многих людей, невоцерковленных, это может стать первым шагом на пути к Богу.

Вопрос слушателя: Я пошла поклониться дарам волхвов осознанно, потому что понимала, что это – святыня. Она была преподнесена Господу нашему, и хранилась в семье, и Богородица прикасалась к ней.

АД: В Святой Земле много святых мест, много и весьма сомнительных (они были установлены как места почитания при святой царице Елене, а некоторые аж при крестоносцах). Где именно стоял Господь – здесь или на десять метров левее? Есть места точные – это источник в Назарете (другого источника просто не было), камни древнеримских дорог, где точно ступала нога Господа (не меньшая святыня: там ручки Господни прикасались, а здесь Господь ходил), или реально – камни синагоги в Капернауме, в которой Господь много чего говорил и делал. Но главное не место, где Он стоял, а что при этом говорил и что совершил. Нигде в Предании Церкви и даже ранних отцов нет сведений, что эти дары реально были сохранены. Кстати, Дары с большой буквы – это Тело и Кровь Христовы. А эти дары волхвов (посмотрите Евангелие от Матфея) – просто подарок. На протяжении жизни Христа через его руки прошло много монет, кружек, ложек, тарелок, но мы нигде не видим, чтобы их сохраняли. В эпоху Средневековья началось увлечение (простите) головами Иоанна Крестителя, его десницами, и факт, что частиц Креста Господня по всему миру столько, что на несколько крестов хватит. Предположим, что это – то самое золото и тот самый ладан, хотя то, что мы имеем – это поздневизантийская филигрань. В житии святого Антония говорится, что он ходил в пределы Константинопольские и видел там сосуды, в которых волхвы преподнесли свои дары (только сосуды), сами дары не выносились для поклонения.
Святое семейство было небогатым, им предстоит неожиданное, опасное путешествие в далекий Египет, золото им – как нельзя кстати, а возить его сложно. Скорее всего, золото для того и было дано, чтобы они смогли совершить этот путь, жить на что-то в Египте и вернуться обратно. Предположим, что часть золота все-таки сохранилась. Но обратимся к Библии (Книга Чисел, 21 глава). Моисей, по повелению Бога, воздвиг в пустыне медного змия, взглянув на которого, человек излечивался от укусов ядовитых змей, посланных иудеям за их роптание в пути. Змий являлся святыней? Да, конечно, это то, через что действовала сила Божия. Святыня – это то, что Богом не является, но то, через что Бог либо действует, либо действовал в истории, то, что на Бога нам указывает, к Богу нас приводит. Обратимся теперь к Евангелию от Иоанна, 3 глава: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». Этот змий был прообразом Креста Господня, прообраз Христа исцелял людей в пустыне. Святыней для нас является храм, икона, крест, Святая Земля, Библия, Евхаристическая Чаша – это все святыни. Даже если золото (в византийском изделии) было подлинным – важно, как к нему относиться. Читаем дальше – Четвертая Книга Царств, 18 глава: Воцарившийся Езекия, сын Ахаза, царя Иудейского, сделал угодное в очах Господних – истребил медного змия, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан….. То есть святыня Божия при неправильном восприятии, неправильном употреблении может превратиться в идола. Поэтому Езекия истребил святыню, но это было угодно Богу, потому что народ стал неправильно к этой святыне относиться. Теперь вернемся к теме даров волхвов.. Подлинные они или не подлинные, я не буду этого касаться. Пусть каждый считает, как хочет, по вере вашей да будет вам. И если человек искренне верит, что это – то самое золото, то даже если окажется, что это не то самое золото, то грех обмана на том, кто когда-то сделал эту подделку, а не на человеке, который целует это золотое изделие. Но та истерия, с которой люди, не знающие Бога, и не понимающие, куда они идут, не понимающие, кто такие волхвы, этот ажиотаж, с которым люди стремятся, во что бы то ни стало поцеловать, приложиться (одна моя прихожанка призналась, что она прикладывала к дарам фотографию своей дочки и зятя, т.к. они не смогли прийти, и многие так поступали!) – для меня это уже где-то на грани язычества. Чумак, Кашпировский, заряженные фотографии. Тут я задумался – не стала ли и для нас Нехуштаном (медным змием) эта святыня?
Я трижды был в паломничестве на Святой Земле, и помню, с каким восторгом я припал к Камню Помазания Христа, и меня пронзила мысль: вот камень, ради обладания которым цивилизации сражались с цивилизациями, устраивались крестовые походы, лилась кровь сотен тысяч людей. Но это всего лишь место, где, да, Христос воскрес из мертвых. А в Чаше Евхаристии – Сам Христос. И почему люди рвутся к этому камню и не рвутся к Чаше? Христос всегда и везде рядом с нами, чтобы обрести Его не надо ездить в Палестину. Святитель Григорий Нисскикй говорил, что «путешествовать нужно не из Каппадокии в Палестину, а возноситься от земли до неба». Паломничество вообще необходимо только для лучшего понимания Святого Писания или житий святых. Братья и сестры, хотите обрести святыню – идите на литургию.

Вопрос слушателя: Люди потратили столько своей энергии, желания, сил, и это все зря?

АД: Если эти люди не начнут регулярно исповедоваться и причащаться, то стояли они зря. Я человек Церкви и не отделяю себя от нее, я процитировал святителя Григория Нисского и Священное Писание: святыня Божия при неправильном восприятии может стать идолом. Я подчеркиваю, что если люди отстояли очередь, приложились к дарам, взяли сувенирную иконку Рождества Христова с памятной надписью, но если при этом они не станут менять свою жизнь по заповедям Божиим, не покаются в грехах и не начнут регулярно исповедоваться и причащаться, то никакой пользы они не приобрели. Польза – это приобрести Бога, найти Его в жизни своей. С библейской точки зрения язычество – вторично. Изначально, у Адама, у Ноя была вера в единого истинного Бога, а язычество появилось тогда, когда Бога живого стали заслонять сотворенной вещью. Никакие дары волхвов вместе взятые, и все мощи святых вместе взятые не стоят содержимого Чаши Евхаристии.

Вопрос слушателя: Не хватает информации о Церкви, смысле богослужения. Раньше такую информацию запрещали, но и теперь мало информации для тех людей, которые только делают первые шаги к Богу. Даже на «Граде Петровом» говорят о «Черном квадрате», о культурных явлениях, о музыке, и очень небольшой процент теперь занимают передачи, объясняющие людям смысл нашей веры. Я не слышал ни одной миссионерской литургии на радио, не говоря уже о пошаговом объяснении смысла других служб.

АК: «Град Петров» – это и культурная, и просветительская радиостанция, но мы регулярно транслируем службы из Преображенского собора, есть записи выступлений отца Александра Шмемана. Но дело не в том, что мало информации, информация сегодня доступна, а в том, что люди боятся менять свою жизнь, прилагать усилия для ее изменения, придется что-то делать – поэтому лучше ничего не слушать.

АД. Кстати, в следующее воскресенье в нашем храме будет миссионерская литургия.

Текст: Н.М.Лукьянова

Наверх

Рейтинг@Mail.ru