«Основа нашего вознесения – чтобы наша жизнь становилась Литургией»

«Пастырский час»

Программу ведет протоиерей Александр Рябков

Прямой эфир 6 июня 2019 г., 20:30

 

АУДИО

 

Протоиерей Александр Рябков:

 

Все Господские праздники в церковном календаре, вне всякого сомнения, доносят до нас весть о надмирном и таинственном содержании нашей веры. Но также они отражаются своими названиями и в нашей жизни, являясь ярким призывом к нам изменяться и изменять жизнь вокруг себя к лучшему своим стремлением к Богу, помноженным на ответную Его Благодать.

Рождество, Воскресение, Вознесение и Преображение зовут нас рождаться заново, воскресать и восстанавливаться, возноситься от тленного к горнему, преображать земное в небесное. Но почему не удается нам, при всем нашем желании, укрепиться своим намерением в поступательном восхождении к Богу умом и всем существом своим?

Вознесению к Богу, во-первых, противно наше самопревозношение. Невозможно приблизиться к Богу без смирения. Сам духовный рост и совершенствование с упованием только на свои силы не имеет устойчивости. Дисциплина важна, но, если она не является послушанием Богу, а только поклонением своему горделивому самомнению, она не дает плода. Совершенствование зиждется на любви к Богу и понимании острой необходимости присутствия Бога в жизни и в душе человека. Человек смиренно из опыта осознает, что вера только в свои силы всегда терпит урон. Человек много раз за свою жизнь сам и по своей воле берет себя в руки. Человек много раз в своем самомнении обещает себе быть добрым и благочестивым. Человек даже дерзает сам перед лицом Бога обещать Ему своими силами стать совершенным и тем доказать, что он достоин внимания и любви Его. Но все эти попытки рано или поздно терпят неудачу за неудачей. И потому человек кротко взывает от всей души: «Господи, держи меня в Своих руках, и не отпускай меня от Себя! Господи, прими меня и будь во мне! Господи, не отпуская меня от Себя, несмотря на мое своеволие!» Это и есть основа нашего вознесения, а вместе с ним перерождения, воскресения и преображения.

Вознестись значит оторваться от земного. Этот отрыв требует определения правильного места в нашем сознании для земных забот. Труд ради насущного хлеба благословлен Богом. Но суета, связанная с тщеславием, и печаль, связанная с алчностью, должны быть отброшены, так как именно они приковывают нас к земле и не дают вознестись над обыденщиной. Призыв на Литургии всякое житейское отложить попечение должен быть актуальным и вне богослужения, чтобы наша жизнь становилась Литургией.

Современный человек кроме заботы о насущном хлебе чрезвычайно много заботится о внешней оценке себя и своих достижений. Такие заботы и печали надо отставить в сторону с дороги, ведущей нас к Богу. Путь к Богу – это печаль об отсутствии Духа Божьего в человеке и в его жизни. Алчность по отношению к мирской славе и потреблению земных благ в их разнообразии надо заменить на жажду праведности в Духе Святом. Праведность не исчерпывается приличным поведением. Праведность проявляется в доверии по отношению к Богу, Который знает, что нам нужно и что нам полезно. Праведность – это забота о стяжании Духа Божьего и печаль об отсутствии в нашем уме, в нашем сердце и нашей душе Бога.

Вознесение умом и сердцем к Богу требует любви. Здесь главным тоже является молитва, в которой мы просим Бога научить нас любить Его и людей также бескорыстно, как Он любит каждого из нас. Бескорыстность в сочетании с доверием к Богу – это уже начало постройки, основанной на смирении. Каждый бескорыстный и тайно сделанный добрый поступок кладет прочный камень в построении нашей духовной жизни. Духовная жизнь несет радость, которая качественно отличается от удовольствий, переживаемых от какой-либо угодно высокой людской оценки или какого-нибудь приятного телесного ощущения. И людская слава, и утехи плоти не только недолговечны, они полны разочарования, которое хоть и глубоко скрыто в них, но вскорости выходит наружу. Это разоблачение будет более болезненней, если слава и удовольствия были приобретены человеком с помощью обмана, незаконно или попиранием норм морали и нравственности. Путь корысти гибелен для души. Путь любви и бескорыстности является путем к Богу и Его Радости. На этом пути мы не должны присваивать себе каких-либо заслуг, иначе вместо восхождения нас ждет ниспадение. На пути восхождения к Богу наши ориентиры: смирение, доверие, любовь и молитва к Богу, чтобы в нас и в мире исполнилась Его Благая Воля.

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru