6+

«О родине русского флота»

Программа Екатерины Степановой

«Русский Север»

Информационное обозрение. Выпуск 134

Эфир 25 сентября 2019 г., 10:45

 

Мы продолжаем рассказ о восьмой выставке проекта компании «НорНикель» «Освоение Севера. Тысяча лет успеха», которая открылась в самом главном городе Русского Севера – в Архангельске. Она называется «Студеное море – северные рубежи: история обороны Русского Севера».

Петербуржцы привыкли осознавать, что начало истории Российского флота связано с Петербургом и Кронштадтом. Конечно, связь очевидно. Но все же зарождался Российский флот именно в Архангельске. Да и в целом в определенный момент истории Архангельск был единственным портом Русского государства. Поэтому неудивительно, что именно истории флота, защите северных берегов посвящен отдельный зал на выставке, в который мы сейчас и переедем вместе с одним из кураторов, заведующим отделом военной истории Архангельского краеведческого музея Игорем Михайловичем Гостевым.

 

«Чтобы продолжить рассказа, много не надо – мы переходим из одного зала в другой и видим принципиально другое построение экспозиции. А другое оно по многим причинам. Мы стремились к тому, чтобы не повторить свою же экспозицию – выставка в музее не должна повторять свою экспозицию, она должна акцентировать внимание на отдельных вопросах.

 

Говорить об Архангельске как о родине Русского флота в нашем музее можно бесконечно. В этом зале мы напоминаем об этом. Ну и в первую очередь это премьерный показ адмиральской яхты «Святой Петр». Эта модель яхты впервые в России выполнена по подлинным голландским чертежам и голландским гравюрам. До этого все модели яхты «Святой Петр» были гипотетическими. Нам удалось одномоментно найти очень хорошую гравюру – она здесь же и представлена, и через полгода в привязке к этой гравюре мы нашли чертежи подобной яхты. Благодаря студии «Рондо С» в Самаре – это профессиональная макетная студия, которая исполнила наш заказ, теперь мы обладаем такой моделью, чему несказанно рады.

 

— У этой яхты по краям как бы крылышки такие сделаны. Они какое-то функциональное значение имеют?

 

Их по-разному называют, но суть их в том, что они представляют собой дополнительные кили, балансиры. Это специальное голландское и северогерманское изобретение для мелководной Балтики. Когда эта яхта была построена у нас здесь первоначально, она была построена с этими дополнительными балансирами. Но морское происшествие, которое случилось в 1694 году, когда Петр чуть не утонул, оказалось, что опасность создавали эти же балансиры. Поэтому уже после второго приезда Петра, яхту поставили на ремонт и от этих балансиров избавились, нагрузив яхту свинцовым балластом. После этого яхта стала давать гораздо более хорошие показатели в судовом ходу. Наше море не приспособлено для таких голландских излишеств. Но в данном случае показана именно первая версия этой яхты. Притом именно с теми флагами, с которыми впервые Петр вышел в море. Это на конец 1693 года. На носу Иерусалимский флаг, на корме триколор, а в центре наверху Петр соединил триколор и Иерусалимский флаги и это был вымпел. Мы не знаем, каким он был по длине изначально, поэтому здесь он изображен в том виде, в каком он хранился в Архангельском кафедральном соборе, пока он сохранялся в Архангельске. На самом деле он конечно был длиннее, это мы все понимаем, но мы не знаем, насколько длиннее.

 

— В этом зале представлено довольно много оружия, но также и какое-то полотнище. Это что, какая-то пелена, или даже, может быть, такой большой возду́х?

 

По музейным учетам долгое время это полотнище числилось хоругвью. И мы знали, что хоругвь такая есть, но единственное что, мы не понимали ее происхождения. И буквально в прошлом году удалось найти описание знамени Русского Стрелецкого полка, сделанное в 1697 году Федором Матвеевичем Апраксиным, который как раз описывает церковные сюжеты на нем, и оказывается, что это средняя часть Русского Стрелецкого полка – золотое и серебряное шитье, выполненное на парче и красном бархате. Это только средняя часть. А вообще подлинное знамя было примерно 3 на 3 метра. Просто когда расформировали стрелецкие полки, когда они прошли переформирование в солдатские гарнизонные, знамена попали на хранение в церкви. По краям этих знамен кроме золотого шитья еще были некоторые золотые пластинчатые фигуры, которые естественно ушли на благо Церкви. Ну а Церковь и этих знамен сделала хоругви. Из знамени Холмогорского гайдуцкого полка была сделана икона, там сохранилась летопись, а из Русского Стрелецкого полка, где они летопись не сохранили, они сделали хоругвь. И вот эту хоругвь мы теперь возвращаем обратно в статус знамени. И опять же устраиваем на этой выставке его премьерный показ – показ знамени, добытого из небытия.

 

Само собой, что часть экспозиции этого зала посвящена Новодвинской крепости, потому что зал посвящен не только началу флота, но и Северной войне, и это все петровская эпоха. И мы показываем очень кратко историю Новодвинской крепости, потому что на постоянной экспозиции в музее ей посвящен отдельный зал. Здесь рассказывается, как проходило сражение у Новодвинской крепости. Мы видим, как выглядела крепость в процессе ее жизнедеятельности – это макет на середину 18 века. Также модели пушек на лафете. Эти модели у нас сохранились от школы, в которой готовили солдатских детей к непосредственной в дальнейшем жизни и службе в армии. Об этой школе к счастью у нас в Архангельске сохранилось достаточно много документов, и уже несколько больших научных статей опубликовано на эту тему. Ну и соответственно мы показываем нашу коллекцию оружия 18 и середины 19 веков – периода существования Новодвинской крепости от начала до конца. И все это на фоне документов, которые никогда не публиковались в таком виде. Это копии документов из РГАДА (Российский государственный архив древних актов). Среди них грамота, которая пришла на Русский Север в начале войны со Швецией, указ Петра о строительстве Новодвинской крепости, наказ первому коменданту Новодвинской крепости – это вообще первый петровский наказ комендантам крепостей и первый наказ коменданту именно приморской береговой крепости. С него же потом, буквально два года спустя, будет написан наказ коменданту Кроншлота. Новодвинская крепость это прообраз и Петропавловской крепости, и Кронштадта. Потому что задача у нее была защита судоходного фарватера и защита города-порта от возможного нападения.

 

И вот мы переходим к заключительной части зала, к Крымской войне».

 

 

Мы уже упоминали, но все же повторим еще раз, что представленные карты-схемы очень наглядно демонстрируют ход исторических событий, о которых идет речь. И конечно удивительные модели кораблей позволяют как нельзя лучше ощутить дух времени. Они достаточно крупные, чтобы с одной стороны рассмотреть все детали, а с другой – увидеть мир корабля в целом, так сказать сверху, объемно. И макет Новодвинской крепости позволяет увидеть явно родственные связи с нашей знаменитой Петропавловской крепостью, хотя наша крепость, в отличие от своей прародительницы, не участвовала ни в одном сражении.

 

Мы еще вернемся в радиоэкскурсиях к Новодвинской крепости. А беседу о выставке продолжим в следующем выпуске.

 

Аудио, фото – Екатерина Степанова.

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru