6+

Нужно ли переименовывать станцию метро «Новокрестовская»?

Программа «Возвращение в Петербург»

Андрей Борисович Рыжков: «Новокрестовская» или «Зенит»?

Эфир 18 ноября 2019 г. 

 

Все чаще появляются новости по поводу выявления мнения петербуржцев о насущных топонимических вопросах. Наши слушатели помнят недавнюю историю с выбором вариантов названия для будущего парка на Петроградской между Тучковым и Биржевым мостами. Приятно, что победителем опроса был признан вариант, который мы поддерживали в этой студии — такой петербургский и такой уникальный Тучков Буян. И если парк все же будет создан, он должен получить именно это название, тем более, что его поддержала и Топонимическая комиссия.

 

Но городское правительство решило не останавливаться на достигнутом и запустило еще один топонимический опрос. На этот раз он размещен непосредственно на его официальном сайте gov.spb.ru (опрос был ограничен датой: до 21 ноября), а одобрить (или не одобрить) петербуржцам предлагается вот такую инициативу:

 

поддерживаете ли вы переименование станции метро «Новокрестовская» в станцию «Зенит»?

 

Такой вопрос возник перед топонимистами достаточно внезапно, хотя еще с начала 2019 года в прессе появились упоминания о том, что нынешнее руководство нашего любимого футбольного клуба планирует обратиться с таким предложением. Напомню, что официально название «Новокрестовская» было присвоено в 2014 году еще строящейся станции у будущего нового футбольного стадиона, а в прошлом 2018 году она была открыта для пассажиров.

 

И вот недавно от президента ФК «Зенит» поступило официальное обращение на тему переименования действующей станции в честь клуба. Оно содержит достаточно бесспорные утверждения: «Зенит» — единственный футбольный клуб в городе, пользуется большой популярностью и симпатией многих петербуржцев, а не только активных болельщиков, и является, без преувеличения, городским спортивным «брендом». Все исторические футбольные конкуренты, сосредоточенные в Москве, недавно обзавелись именными станциями (заметим: учитывая темпы строительства московского метро, оно и неудивительно). «Зенит» прочно обосновался на новом красавце-стадионе и даже управляет им официально. Неподалеку проводят свои официальные матчи баскетбольный и волейбольный «Зениты». Все так, но какой же из этого вывод? Для руководства клуба он очевиден: настало время переименовать станцию у стадиона!

 

Топонимисты, однако, народ осмотрительный и твердо помнят про сверхдоминантность станций метро, что заставляет особенно тщательно взвешивать все за и против при выборе их наименований и тем более при предложениях о переименовании. Название «Новокрестовская», конечно, не было каким-то самоочевидным вариантом наподобие станций «Удельная» или «Автово». Однако у него есть свои обоснования и преимущества. Это вторая по счету станция на Крестовском острове, причем открыта она на новой, свеженамытой его территории. При этом с названием связана и некая историческая рифма: до самой революции на Крестовском существовала (правда, не прямо на западной его оконечности) деревня Ново-Крестовская. Но это еще не все. В момент утверждения названия станции Топонимическая комиссия мечтала о том, что основным названием строящегося стадиона будет «Крестовский». И тогда оба метротопонима — «Крестовский остров» и «Новокрестовская» — однозначно указывали бы на его местонахождение.

 

Но вышло так, что из-за юридической неразберихи и пробелов в законодательстве «базового» названия у нового футбольного стадиона так и не появилось. «Газпром-арена» — это так называемое коммерческое обозначение, которым вправе распоряжаться футбольный клуб «Зенит», официально управляющий стадионом по договору с его владельцем — Петербургом. На некоторых международных матчах оно не может использоваться, но в качестве «замены» на прошедшем Чемпионате мира по футболу организаторы  выбрали стандартный «Стадион Санкт-Петербург». Есть, однако, еще надежда, что «Крестовский» удастся утвердить официально. Напомню, что строителем и владельцем стадиона является город. «Зенит» же получил полную свободу в выборе «коммерческого» имени стадиона, но воспользовался ей не для прославления своего названия, а как раз в коммерческих целях. Зато для помещения имени «Зенит» на карту города клуб предлагает переименовать городскую станцию метро… Но и тут не обошлось без коммерции — президент клуба простодушно признался, что это переименование призвано в том числе и повысить «коммерческую привлекательность нашего футбольного бренда».

 

В общем, кругом коммерция, хотя, конечно, нельзя не признать, что название «Зенит» для этой локации не является ни абстрактным, ни дезориентирующим. Но почему нужно именно переименовывать действующую станцию? Почему бы не назвать в честь «Зенита» будущую станцию 4-й («оранжевой») линии, которая должна прийти на остров через Горный институт и новый намыв Васильевского? Ведь переименование — вещь заразительная. Да, в современном петербургском футболе «Зенит» уникален. А как насчет хоккея? Ведь наш не менее любимый клуб СКА тоже захочет свою «именную» станцию… Такие предложения уже озвучиваются, хотя и без конкретики. Но раз хоккейный клуб нацелился на реконструкцию СКК на проспекте Гагарина, по этой логике придется в честь СКА переименовывать станцию «Парк Победы»?

 

Сложность поиска оптимального названия для станции метро можно проиллюстрировать на примере недавно открывшейся станции 5-й линии «Шушары». Находится она не в самом оживленном месте — в шушарской промзоне за кольцевой автодорогой — и была построена практически только благодаря наличию в этом квартале нового метрополитеновского депо. Когда Топонимическая комиссия рекомендовала это название в 2009 году, многотысячная жилая застройка у железнодорожной платформы Шушары еще не появилась, зато на слуху были новые автомобильные заводы в промзоне «Шушары» — Тойота и GM. Поэтому комиссия решила, что использовать интересный петербургский топоним для станции метро в одноименной промзоне будет вполне уместно. Но за 10 лет, прошедших до открытия станции в 2019, картина изменилась. Один автозавод закрылся, другой пока работает, зато на отдалении от станции метро возник огромный жилой микрорайон Шушары, который продолжает расти. Его новоселы вполне равнодушны к соседней промзоне и искренне уверены, что Шушары — это только и исключительно там, где живут они. «Своей» же станции метро в этом квартале не будет — практически рядом станция «Купчино». Вот и посыпались гневные упреки на городское правительство и Топонимическую комиссию — как они посмели назвать «Шушарами» станцию «не в Шушарах»? Топонимисты привыкли к тому, что названия исторических районов «расползаются» по карте, а вот к «сжатию» оказались не готовы.

 

Само по себе переименование станции метро не является для наших топонимистов каким-то табу, но только в том случае, когда название меняет наземный топоним, давший имя станции (площадь Мира — Сенная площадь). Во всех же остальных случаях, как и в «уличных» вопросах, предпочтительнее присваивать новое название безымянному объекту или реставрировать утраченное, но не переименовывать. Комиссия должна определить свою позицию по «Новокрестовской» на очередном заседании в декабре 2019, и не исключено, что на ее решение повлияет результат проводимого до 21 ноября опроса на сайте городского правительства.

 

Пусть простят меня те наши слушатели, которые далеки от спорта и футбола, но это не узко-специальный вопрос, а название важной городской доминанты. Пусть простят и болельщики, но отклонение этой инициативы совсем не означает, что нам не люб и не дорог наш клуб, начинающий свой гимн словами «Город над вольной Невой…».

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru