«Цепная реакция непонимания своей веры»

Программа Александра Крупинина

«Неделя»

Гость: иерей Димитрий Симонов

Прямой эфир: 2 апреля 2017 г., 16:30

АУДИО

 

Темы программы:

 

— Патриаршая литературная премия.

 

Должны ли появляться литературные произведения, осмысляющие 1917 год, в том числе, посвященные новомученикам?

 

Иерей Димитрий Симонов:

Мне в год столетия 1917 года интересно было бы говорить о Соборе 1917 года. И мне интересны, прежде всего, сами личности новомучеников. А там были те, о ком стоило бы говорить – это и митрополит Агафангел, это и митрополит Кирилл (Смирнов), и митрополит Вениамин (Казанский), и митрополит Серафим (Чичагов)…

 

Александр Крупинин:

Вот как раз Святейший Патриарх и говорит, что у нас немного значимых литературных произведений о новомучениках, хотя открыт уже достаточно большой объем материалов…

А мне интересно: какой урок мы должны извлечь для настоящего и будущего?

 

Иерей Димитрий Симонов:

За последние несколько лет в церковной жизни многое произошло, например, в 2011 году было принято решение об обязательной катехизации перед крещением. У нас уже есть опыт дополнительной катехизации – для тех, кто уже стал прихожанами. Но до сих пор для многих людей какие-то доктринальные вероучительные истины – строго отстоят от их реальной жизни, для многих людей совершенно непонятно, зачем нужно знать учение Церкви и каким образом это может отразиться на моей жизни? Следствие этого – некоторая непоследовательность и во внутренней жизни человека. И получается, что непонимание сущности Церкви, непонимание того, что такое быть народом Божиим, непонимание аспектов литургической жизни – это такая цепная реакция идет. И я думаю, что сейчас мы должны очень внимательно на это посмотреть. Более того, наверное, здесь нам и нужна память о новомучениках. Когда я вглядываюсь в личности дореволюционного духовенства – они заставляют меня завышать собственную планку.

 

Александр Крупинин:

То есть, уровень образования был выше?

 

Иерей Димитрий Симонов:

Уровень образования был выше, уровень культурного восприятия мира был выше.

 

Звонок слушателя: «Давление большевизма ушло. Но место пусто не бывает – и теперь на нас еще большее давление оказывает капитал, олигархи… И даже неизвестно – где они, с кем бороться? Они – везде».

 

Иерей Димитрий Симонов:

Давайте постараемся изменить этот мир, начиная с себя. Давайте начнем с малого.

 

Александр Крупинин:

А это не приведет к такой позиции: думайте о себе… поститесь, молитесь и не вмешивайтесь?..

 

Иерей Димитрий Симонов:

Процесс нашего внутреннего осмысления как раз и даст нам понимание – когда придет тот момент, в который нельзя молчать.

 

Александр Крупинин:

Вы говорили, что накануне 1917 года в церковной жизни был подъем, готовился Собор… А почему же тогда народа, когда наступил 1917 год, фактически отрекся от Церкви? Значит, не все там было так уж хорошо? Чего тогда мы не учли?

 

Иерей Димитрий Симонов:

Была нужда в каких-то реформах. Можно говорить о том, что они припозднились… или говорить о том, что просто не дали сделать многое. А то, что гонители появились – это не удивительно, и Христос говорил, что вы будете гонимы в мире. А вот перепись 1930-х годов – это удивительно – люди указывали, что они верующие! Но это пугает меня: то есть у них вера, которая ни в чем не выражалась, вера без дел… Это устоявшееся уже равнодушие верующих, бездействие… А сопротивление злу? Осмысляя эти исторические события и глядя на то, какие мы сейчас – да, мы можем увидеть соответствия. Давайте спросим себя: чему научили нас гонения?

 

Звонок слушателя: «По рассказам людей того времени, сельский священник пользовался очень небольшим авторитетом. Примерно как в сказке Пушкина изображается. Еще один момент – если в следственных делах на новомучеников значится признание своей вины, то это является препятствием к канонизации. Это не очень понятно. А еще у меня вопрос по текущим новостям – было сообщено об отпевании Е.Евтушенко в какой-то межконфессиональной церкви… Что это?»

 

Звонок слушателя: «Когда я учился в школе, в Советском Союзе, но и тогда меня резануло высказывание Пушкина «поп толоконный лоб». Второй вопрос: каково ваше мнение об Иоанне Журавском?»

 

Звонок слушателя: «По поводу Амвросия Оптинского и Феофана Затворника. У них обоих происходит покаяние, у них нет противоречия».

 

Иерей Димитрий Симонов:

Да, цель одна, а шаги предпринимаются разные. Кто-то начинает путь с правой ноги, кто-то с левой.

 

Звонок слушателя: «А почему так легко в 17 году расстались с верой? И до сих пор не можем вернуться».

 

Иерей Димитрий Симонов:

Мне кажется, во многом из-за отсутствия просвещения. Люди в каком-то смысле привыкли быть православными.

Я живу недалеко от станции метро «Нарвская». До революции улица называлась Серафимовская, ныне – улицы Трефолева. Трефолев – печально известный большевик, подавлял Кронштадтское восстание. Злая ирония: был Серафим, т.е. светлый, стал Трефолев, то есть нечистый. Печально. Был там храм Серафима Саровского (от него вообще ничего не сохранилось) – один  из первых храмов, освященных в честь Серафима Саровского. И вот там было такое количество разных просветительских кружков и других начинаний! А это – рабочая окраина. И там даже иностранные языки учили – были курсы иностранного языка. Это должно быть хорошим для нас примером.

 

Звонок слушателя: «Мы с подругой читали книгу генерала Ивашова, который был допущен к архивам спецслужб, он приводил статистические данные, что ЧК и НКВД состояли из евреев, и поэтому они равнодушно расстреливали православных священников. Поэтому надо не просто голословно выступать, а статистические данные приводить».

 

Александр Крупинин:

Знаете, в Левашово есть и расстрелянным иудеям памятники (там расстрельный могильник).

 

Иерей Димитрий Симонов:

Есть такие люди, которые живут в убеждении, что «евреи во всем виноваты». Но, например, Сталин учился в православной семинарии, а православных священников убил больше всех.

 

Александр Крупинин:

А Дзержинский, Менжинский, Петерс…

 

Иерей Димитрий Симонов:

Да, можно бесконечно считать, кого было больше – китайцев, латышей и т.д. А на самом деле вопрос не в этом…

 

Александр Крупинин:

Это был классовый вопрос, а не национальный.

 

Иерей Димитрий Симонов:

Совершенно верно. Но и религиозный здесь аспект тоже есть. Коммунисты, когда они приходили к власти, уничтожали любых верующих – будь то православные или католики (когда коммунисты приходили к власти в Мексике, в Испании – там они уничтожали Католическую Церковь).

 

Звонок слушателя: «Я хочу опять вступить в беседу. Евреев не было в Китае. Гитлер не просто так их уничтожал. Потому что они развалили Россию».

 

Александр Крупинин:

Нда.

 

Иерей Димитрий Симонов:

Это кажется, что нам станет проще, если мы скажем: «вот они – во всем виноваты». Оправдывать насилие и жестокость мы ни в коем случае не можем.

 

Александр Крупинин:

Я заметил, что сейчас в книжных магазинах появилось очень много псевдоисторической литературы с самыми странными идеями. Я хочу обратиться к нашим слушателям: не надо читать всякую макулатуру.

 

 

— Популярность среди православной молодежи святого Патрика.

 

Иерей Димитрий Симонов:

Мне кажется, это значимое событие, что в святцы нашей Церкви возвращаются древние святые. Здесь большой потенциал для разговора с молодежью.

 

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru