6+

Музыка как часть Петербурга: эпоха империи

Анна Иоанновна

Цикл программ Ольги Суровегиной и Андрея Решетина
«Забытая музыка при дворах российских императоров»

С 12 июня 2015 года каждую пятницу в 19.15

По просьбам наших слушателей мы повторяем цикл музыкальных программ с участием скрипача Андрея Решетина, художественного руководителя фестиваля старинной музыки «EARLYMUSIC» и художественного руководителя ансамбля «Солисты Екатерины Великой».

19 июня в очередной передаче цикла прозвучит музыка композитора при дворе императрицы Анны Иоанновны Луиджи Мадониса – и, может быть, эта музыка и размышления о ней многих из нас впервые заставят по-новому взглянуть на аннинское десятилетие российской истории, которое традиционно принято изображать исключительно темными красками…

Андрей Решетин:

«…Наша работа по изучению забытой музыки при дворах российских императоров – это и дань благодарности, и попытка своего рода музыкальной археологии. Вместе с забытой музыкой мы как бы за ниточку вытягиваем из небытия контекст этой музыки, и художественный, и исторический. А музыка, как уникальный исторический документ, открывает нам новые представления о культуре этого времени, о личностях, сообщает больший объем этой эпохе и личностям этой эпохи – потому что музыка говорит о сущности…

Луиджи Мадонис приехал в Россию в начале 30-х годов XVIII века и отдал России и Петербургу всю свою жизнь. Его потомки тоже жили в нашем городе. В 1738-м году вышел сборник из 12 сонат для скрипки, посвященных Мадонисом императрице Анне Иоанновне. Вполне вероятно, что это первые ноты, напечатанные и изданные в России. Для чего печатались эти ноты, а не переписывались? Очевидно, для того, чтобы эти ноты можно было послать к другим европейским дворам, чтобы издание выглядело достойно и красиво. Это своего рода музыкальное послание другим европейским монархам от российской императрицы. И это знак особого отношения к Луиджи Мадонису –   ведь далеко не каждому композитору позволено делать такое посвящение, посвящение самой императрице. Анна Иоанновна стремилась поддержать своим именем уникальность его музыкального мышления, и это очень важная характеристика императрицы, которую мы видим через этот исторический документ, через эту музыку…

И стоит сказать, что эта музыка – это наш Петербург. Точно так же, как у нас в Петербурге сохранились какие-то здания со времен Анны Иоанновны – Двенадцать коллегий, или Кунсткамера, и крепостная стена Петропавловки – точно так же эта музыка такая же часть Петербурга того времени…»

Передачи из цикла «Забытая музыка при дворах российских императоров» выходят в эфир с 12 июня по 11 сентября 2015 г. по пятницам, в 19.15 (с повторением в субботу в 11.00 и в пятницу в 1.10).

0 T

ВИДЕО

Наверх

Рейтинг@Mail.ru