fbpx
6+

Музей «Тапан» в Эрмитаже

 

«Время Эрмитажа»

Выставка «Древности музея «Тапан» в Эрмитаже»

Эфир 4 марта 2020 г.

АУДИО + ТЕКСТ + ФОТО

 

С 15 февраля по 15 мая 2020 года в залах культуры и искусства Армении Государственного Эрмитажа развернута совсем крохотная, но весьма значимая экспозиция, которая называется «Древности музея «Тапан» в Эрмитаже». Музей «Тапан» посвящен армянской культуре, истории и религии и находится в храмовом комплексе Российской и Ново-Нахичеванской Епархии Святой Армянской Апостольской Православной Церкви в Москве. Это один из духовных центров  армянской диаспоры в России. Слово «тапан» в переводе с армянского означает «ковчег». Почему музей назван именно так, понятно. Ведь согласно Священному Писанию именно в Араратских горах на Армянском нагорье остановился Ноев ковчег. Мы можем прочитать об этом в книге Бытия в восьмой главе, стих четвертый. О том, что это именно современная гора Арарат – в Библии ничего не сказано. Однако, часть как древней, так и современной  Армении находились как раз в тех местах, где существовало древнее государство Урарту и Араратские горы. И в каком-то смысле эти земли считаются колыбелью цивилизации после Библейского потопа. А нам, конечно, интересно все, что так или иначе связано с Библейской историей или с Библейскими сюжетами.

 

На торжественном открытии выставки к собравшимся гостям обратился директор Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский:

 

«Сегодня, в день рождения Бориса Борисовича Пиотровского и в зале его памяти, где нас окружают древности Урарту,  мы открываем выставку замечательную, уникальную и при этом очень традиционную для Эрмитажа. Потому что Эрмитаж – это один из центров рассказа об армянском искусстве, Эрмитаж – один из мировых центров, который  всегда принимает к себе в гости разные музеи. «Тапан» – изумительный музей армянского искусства и армянских древностей, созданный в Москве. В Эрмитаже уникальные залы армянского искусства. Таких залов нигде, кроме Армении, нет. В этих залах рассказывается о древней и средневековой истории культуры Армении. Здесь – результаты находок Бориса Борисовича Пиотровского, вещи из находок Иосифа Абгаровича Орбели, дары правительства Армении Эрмитажу. Эта выставка приурочена ко дню рождения Бориса Борисовича Пиотровского. И сама по себе эта выставка – большое событие, потому что армянская культура всегда присутствовала в Петербурге в самых разных формах с самого момента основания города. Мы рады тому, что наши армянские залы – они какие-то «живые»: в них все время происходят выставки, посвященные армянской культуре, часть вещей обновляется, появляются новые. Это место очень живой и постоянной связи. И это все будет продолжаться. У нас есть один из великих примеров взаимоотношения музея и Церкви – скеврский складень, где хранились мощи армянских святых. Эти мощи сначала были переданы Церкви Армянской  здесь, потом в Эчмиадзин, потом была сделана точная копия скеврского складня. И теперь мощи там, складень здесь, копия в Эчмиадзине. В общем, все сделано так, как надо. Я очень благодарен за все те добрые отношения, которые у Эрмитажа всегда были и есть с Армянской Церковью».

 

Музей  «Тапан» привез не только древности Урарту, но и великие общехристианские святыни: Крест с частицей Животворящего Древа Креста Господня и ковчежец с частичкой мощей святого Григория Просветителя (в Русской Церкви более известного как священномученик Григорий), просветителя Великой Армении.

 

Более подробно об экспозиции журналистам рассказал директор музея «Тапан» Давид Багдасарян:

 

«В экспозиции представлены двадцать три предмета – это вещи дохристианского периода Армении и христианского периода до XIX века. Христианский период наиболее красочно продемонстрирован: Евангелия (есть рукописные, есть печатные) и наши самые главные экспонаты – Крест с частицей Креста Господня (это огромная, колоссальная реликвия, значимая во всем Христианском мире) и мощи Григория Просветителя, первого католикоса армян, который крестил Армению. Почти все экспонаты нашего музея – это дары. В основном это или меценат приобретает и дарит, или это что-то, что остается у людей по наследству, и они отдают нам. Крест с частицей Креста Господня – это дар Католикоса всех армян Гарегина II в честь открытия храма Преображения Господня в Москве. Мощи Григория Просветителя были приобретены на аукционе древностей во Франции и переданы нам.

Дохристианский период представлен вещами времен Урарту: ритуальные ножи с характерными знаками; боевой нож; пояс с филигранью по чеканке – очень редкий экземпляр, так как он сам хорошо сохранился и на нем видны изображения тотемных животных – львов и быков; кувшин с орнаментом, который тоже использовался для ритуалов; масляная лампа с крестом  для освещения, предположительно IV века, и здесь она находится как некое связующее звено между дохристианским периодом и христианским периодом, использовалась в быту, может быть, использовалась в храме, так как на ней изображен крест.

Святыни, конечно, доступны для верующих. Музей находится при церкви, и в определенные праздники Крест забирают, устанавливают в церкви, куда верующие могут прийти, поклониться, но увидеть его может любой человек в музее. Также мощи, если они в церкви, то верующие могут к ним прийти, приложиться. Это святыня, она должна быть доступна верующим, в этом ее первостепенное назначение, а второе – уже как экспонат. Есть вещи – экспонаты музея, а мощи все-таки принадлежат всем верующим».

 

Выставка настолько хорошо вплетена в общий контекст постоянной экспозиции Эрмитажа о средневековой культуре Армении, что даже возникали вопросы, что «эрмитажное», что «прибыло в гости». Это хорошо, потому что рамки выставки сами собой раздвигаются, и экспонаты предстают в общем контексте культуры. Кстати,  в привезенном реликварии есть также мощи святого Власия Себастийского или, как у нас его чаще называют, Власия Севастийского, очень почитаемого у славян святого. Даже день его памяти именуется как Власьев день. Житие его и мученическая кончина тесно связаны с городом Севастия и Севастийским озером, как и житие и мученическая кончина сорока мучеников-воинов, известных как Сорок мучеников Севастийских. И жили все эти святые при одном императоре Лицинии, и мучителем их был один и тот же недоброй памяти военачальник Агрикола, правда, с разницей в четыре года. Епископ Власий был усечен мечом в 316 году, а Сорок мучеников Севастийских были умучены в 320 году.

Чем прекрасны выставки древностей? Они дают нам повод не только осветить в памяти страницы истории, но и поискать на этих страницах пересекающиеся сюжеты или сюжеты, объединенные чем-то еще: смыслом действия, местом действия.

 

Аудио, фото – Екатерина Степанова.

 

 

ВРЕМЯ ЭРМИТАЖА. Екатерина Степанова
 

 

Понравилась статья? Поделись с друзьями.
 

 

 

Кожа Эрмитажа. Впервые

Программа Екатерины Степановой «Время Эрмитажа» рассказывает о выставке «Кожа. Художественные изделия старой Европы». 17 декабря 2019 г. АУДИО + ТЕКСТ + ФОТО

Музей «Тапан» в Эрмитаже

Древности Армении – до и после христианизации. В программе Екатерины Степановой «Время Эрмитажа» продолжаются экскурсии – ознакомьтесь с выставкой «Древности музея «Тапан» в Эрмитаже». Эфир 4 марта 2020 г. АУДИО + ТЕКСТ + ФОТО

Икона Божией Матери Иверская из собрания Эрмитажа

«Для нас очень важно, что мы имеем образец афонской живописи, который точно датирован». Об иконе рассказывает хранитель византийской коллекции Отдела Востока Юрий Александрович Пятницкий. Программа «Время Эрмитажа». 15 марта 2020 г. АУДИО + ТЕКСТ + ФОТО

Наверх

Рейтинг@Mail.ru