fbpx
6+

Музей «Тапан» в Эрмитаже

 

«Время Эрмитажа»

Выставка «Древности музея «Тапан» в Эрмитаже»

Эфир 4 марта 2020 г.

АУДИО + ТЕКСТ + ФОТО

 

С 15 февраля по 15 мая 2020 года в залах культуры и искусства Армении Государственного Эрмитажа развернута совсем крохотная, но весьма значимая экспозиция, которая называется «Древности музея «Тапан» в Эрмитаже». Музей «Тапан» посвящен армянской культуре, истории и религии и находится в храмовом комплексе Российской и Ново-Нахичеванской Епархии Святой Армянской Апостольской Православной Церкви в Москве. Это один из духовных центров  армянской диаспоры в России. Слово «тапан» в переводе с армянского означает «ковчег». Почему музей назван именно так, понятно. Ведь согласно Священному Писанию именно в Араратских горах на Армянском нагорье остановился Ноев ковчег. Мы можем прочитать об этом в книге Бытия в восьмой главе, стих четвертый. О том, что это именно современная гора Арарат – в Библии ничего не сказано. Однако, часть как древней, так и современной  Армении находились как раз в тех местах, где существовало древнее государство Урарту и Араратские горы. И в каком-то смысле эти земли считаются колыбелью цивилизации после Библейского потопа. А нам, конечно, интересно все, что так или иначе связано с Библейской историей или с Библейскими сюжетами.

 

На торжественном открытии выставки к собравшимся гостям обратился директор Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский:

 

«Сегодня, в день рождения Бориса Борисовича Пиотровского и в зале его памяти, где нас окружают древности Урарту,  мы открываем выставку замечательную, уникальную и при этом очень традиционную для Эрмитажа. Потому что Эрмитаж – это один из центров рассказа об армянском искусстве, Эрмитаж – один из мировых центров, который  всегда принимает к себе в гости разные музеи. «Тапан» – изумительный музей армянского искусства и армянских древностей, созданный в Москве. В Эрмитаже уникальные залы армянского искусства. Таких залов нигде, кроме Армении, нет. В этих залах рассказывается о древней и средневековой истории культуры Армении. Здесь – результаты находок Бориса Борисовича Пиотровского, вещи из находок Иосифа Абгаровича Орбели, дары правительства Армении Эрмитажу. Эта выставка приурочена ко дню рождения Бориса Борисовича Пиотровского. И сама по себе эта выставка – большое событие, потому что армянская культура всегда присутствовала в Петербурге в самых разных формах с самого момента основания города. Мы рады тому, что наши армянские залы – они какие-то «живые»: в них все время происходят выставки, посвященные армянской культуре, часть вещей обновляется, появляются новые. Это место очень живой и постоянной связи. И это все будет продолжаться. У нас есть один из великих примеров взаимоотношения музея и Церкви – скеврский складень, где хранились мощи армянских святых. Эти мощи сначала были переданы Церкви Армянской  здесь, потом в Эчмиадзин, потом была сделана точная копия скеврского складня. И теперь мощи там, складень здесь, копия в Эчмиадзине. В общем, все сделано так, как надо. Я очень благодарен за все те добрые отношения, которые у Эрмитажа всегда были и есть с Армянской Церковью».

 

Музей  «Тапан» привез не только древности Урарту, но и великие общехристианские святыни: Крест с частицей Животворящего Древа Креста Господня и ковчежец с частичкой мощей святого Григория Просветителя (в Русской Церкви более известного как священномученик Григорий), просветителя Великой Армении.

 

Более подробно об экспозиции журналистам рассказал директор музея «Тапан» Давид Багдасарян:

 

«В экспозиции представлены двадцать три предмета – это вещи дохристианского периода Армении и христианского периода до XIX века. Христианский период наиболее красочно продемонстрирован: Евангелия (есть рукописные, есть печатные) и наши самые главные экспонаты – Крест с частицей Креста Господня (это огромная, колоссальная реликвия, значимая во всем Христианском мире) и мощи Григория Просветителя, первого католикоса армян, который крестил Армению. Почти все экспонаты нашего музея – это дары. В основном это или меценат приобретает и дарит, или это что-то, что остается у людей по наследству, и они отдают нам. Крест с частицей Креста Господня – это дар Католикоса всех армян Гарегина II в честь открытия храма Преображения Господня в Москве. Мощи Григория Просветителя были приобретены на аукционе древностей во Франции и переданы нам.

Дохристианский период представлен вещами времен Урарту: ритуальные ножи с характерными знаками; боевой нож; пояс с филигранью по чеканке – очень редкий экземпляр, так как он сам хорошо сохранился и на нем видны изображения тотемных животных – львов и быков; кувшин с орнаментом, который тоже использовался для ритуалов; масляная лампа с крестом  для освещения, предположительно IV века, и здесь она находится как некое связующее звено между дохристианским периодом и христианским периодом, использовалась в быту, может быть, использовалась в храме, так как на ней изображен крест.

Святыни, конечно, доступны для верующих. Музей находится при церкви, и в определенные праздники Крест забирают, устанавливают в церкви, куда верующие могут прийти, поклониться, но увидеть его может любой человек в музее. Также мощи, если они в церкви, то верующие могут к ним прийти, приложиться. Это святыня, она должна быть доступна верующим, в этом ее первостепенное назначение, а второе – уже как экспонат. Есть вещи – экспонаты музея, а мощи все-таки принадлежат всем верующим».

 

Выставка настолько хорошо вплетена в общий контекст постоянной экспозиции Эрмитажа о средневековой культуре Армении, что даже возникали вопросы, что «эрмитажное», что «прибыло в гости». Это хорошо, потому что рамки выставки сами собой раздвигаются, и экспонаты предстают в общем контексте культуры. Кстати,  в привезенном реликварии есть также мощи святого Власия Себастийского или, как у нас его чаще называют, Власия Севастийского, очень почитаемого у славян святого. Даже день его памяти именуется как Власьев день. Житие его и мученическая кончина тесно связаны с городом Севастия и Севастийским озером, как и житие и мученическая кончина сорока мучеников-воинов, известных как Сорок мучеников Севастийских. И жили все эти святые при одном императоре Лицинии, и мучителем их был один и тот же недоброй памяти военачальник Агрикола, правда, с разницей в четыре года. Епископ Власий был усечен мечом в 316 году, а Сорок мучеников Севастийских были умучены в 320 году.

Чем прекрасны выставки древностей? Они дают нам повод не только осветить в памяти страницы истории, но и поискать на этих страницах пересекающиеся сюжеты или сюжеты, объединенные чем-то еще: смыслом действия, местом действия.

 

Аудио, фото – Екатерина Степанова.

 

 

ВРЕМЯ ЭРМИТАЖА. Екатерина Степанова
 

 

Понравилась статья? Поделись с друзьями.
 

 

 

Палатка Потемкина, кошелек Суворова, шпага Екатерины II

В программе Екатерины Степановой «Время Эрмитажа» радиоэкскурсию проводит куратор выставки «Это сам Потемкин! К 280-летию Светлейшего князя Г.А. Потемкина-Таврического» Наталья Бахарева. Часть 2. Эфир 22 февраля 2020 г. АУДИО + ТЕКСТ + ФОТО

Чем запомнился Потемкин-Таврический

В программе Екатерины Степановой «Время Эрмитажа» радиоэкскурсию проводит куратор выставки «Это сам Потемкин! К 280-летию Светлейшего князя Г.А. Потемкина-Таврического» Наталья Бахарева. Эфир 15 февраля 2020 г. АУДИО + ТЕКСТ + ФОТО

«Эту замечательную и очень редкую икону мы показываем только на выставках»

Икона святого Георгия на выставке «За службу и храбрость. К 250-летию ордена Святого Георгия». О редком образе рассказывает хранитель византийской коллекции Отдела Востока Государственного Эрмитажа Юрий Александрович Пятницкий. 4 декабря 2019 г. — 12 апреля 2020 г. АУДИО + ФОТО

Наверх

Рейтинг@Mail.ru