«Какая-нибудь муза географии с цепями»

Программа Екатерины Степановой

«Русский Север»

Информационное обозрение. Выпуск 35

Эфир 28 сентября 2017 г., 16:25

АУДИО

 

Близится открытие очередной выставки проекта «НорНикеля» «Освоение Севера: тысяча лет успеха», и мы в свою очередь тоже продолжаем готовиться к этому событию – просвещаемся в истории картографии, чтобы лучше воспринимать увиденное. Ведь Москва не очень далеко от нас, многие туда часто ездят и, наверняка, смогут посетить выставку «Карты земель российского севера: реальность и мифы», которая будет проходить в Ивановском зале РГБ.

 

Рассказ об экспонатах, которые будут представлены на этой выставке, и об истории картографии продолжает заведующая отделом картографических изданий РГБ Людмила Николаевна Зинчук.

 

«Откуда появился картуш? Это, конечно, наследие голландской картографии. Безусловно, это украшение. На карте должны быть название, на карте должен быть отображен масштаб. Но карты еще имели и коммерческий аспект, поэтому их украшали. Ну, вот нарисовали они карту, ну указали все. А углы чем заполнять? Ведь их продавать надо. А продавать – надо товар показать лицом. Вот вам и картуши. Потом, это мы в наше время с трудом понимаем все эти символы. А у них-то это все имело значение. Почти всегда какие-то этнографические зарисовки. Вот взять одну из карт – изображены европейские купцы, русские купцы, договариваются о каких-то товарах. Непременно мифология. На русских картах практически всегда Меркурий, бог торговли и путешествий. В другом месте какую-то славу поют Российской империи. Скорее всего, какая-нибудь муза географии с цепями, потому что измеряли цепями и вервями. Цепы – измерительный инструмент. Когда какие-нибудь геодезисты отправлялись измерять «по любой погоде, по любой природе», вот они как раз измеряли этими измерительными инструментами – цепями и вервями. Шаг у этих цепов был разный – по 10 см, по 30 см, но в саженях тогда отмечали. Эти маленькие шаги соединялись друг с другом, можно было сложить весь цеп вместе. Похожи были на цепи. На некоторых картушах хорошо видны эти соединения в цепах.

 

Ну, еще всегда какие-то символы были, посвященные стране. На наших картах, понятно, мог быть изображен быть какой-нибудь северный олень, северное сияние или Северная звезда. Конечно, посвящение обязательно. Посвящение или Анне Иоанновне или Екатерине. Все тексты были на латыни – ну, понятно, наша Академия наук только на латыни писала. Но вот на карте два картуша – картуш на латыни и картуш на русском. Текст практически одинаковый. И знаете, что интересно, название – «Генеральная карта о Российской империи». «О Российской»! Это я говорю о карте 1734 года. А вот тут у нас висит репродукция карты уже 1745 года. Название выписано уже попроще, но тоже два картуша – на латыни и на русском. Вся атрибутика государственная – флаг, герб. Но вот большой картуш на ней – это Вторая Камчатская экспедиция нарисована. Море, берег, вот, все, уже доплыли, мореходы изображены, тяжелые условия. Такой вот картуш.

 

Но если задуматься, то в голове не укладывается – все это открыть на деревянных суденышках!».

 

Производство карт – это настоящее искусство. Впрочем, как и любое полезное дело, тем более совершаемое с целью просвещения. А карты, конечно же, служат к нашему просвещению. К тому же, они позволяют нам оценить весь прекрасный замысел мироздания, увидеть, какой красивой была создана земля. Только карты дают нам такую возможность.

 

Продолжение беседы с заведующей отделом картографических изданий РГБ Людмилой Николаевной Зинчук слушайте в следующем выпуске.

 


Наверх

Рейтинг@Mail.ru