Как сохранить пасхальную радость?

протоиерей Александр Рябков

«Пастырский час»

Протоиерей Александр Рябков

Прямой эфир 5 мая 2016 г., 20:30

 

Перед приходом в мир Спасителя человечество чувствовало и ожидало близкий перелом в своей истории. Но ожидание изменений – это одно, а принятие изменений – совершенно другое. Принять Господа для человечества стало возможно лишь тогда, когда оно дошло до апофеоза своего отдаления от Бога. Это случилось в тот день, когда человечество казнило Сына Божия.  Тогда померкло над каждым человеком небо, и под ногами каждого обывателя задрожала земля. И тогда человечество, и то –  лишь частично, увидело себя со стороны.  Мы всегда легко соглашаемся со словами проповедника, что мы своими грехами распинаем Христа вновь и вновь. Но всегда не покидает нас чувство, что это просто благочестивый оборот в проповеди. Ведь не было нас там, в то время и в том месте. Но когда встанешь перед плащаницей в Великую Пятницу – чувство, что участие твое в убиении Бога вполне реально. Обратишь взгляд  на Распятие в дни Страстной Седмицы и посещает ощущение, что если ты в этом не участвовал непосредственно, но, по крайней мере, свое молчаливое согласие на это ты дал. Трагическое богослужение последних дней Страстной Седмицы разрешает наши смутные сомнения.

Мы всегда легко соглашаемся со словами проповедника, что мы своими грехами распинаем Христа вновь и вновь. Но всегда не покидает нас чувство, что это просто благочестивый оборот в проповеди.

Христос не только Истина, Путь, но в первую очередь – Жизнь. Он принес Царство Божие, пришедшие в силе, и провозгласил возможность созидания его внутри человека. Основы этого созидания заложены были в каждом из нас Святым Крещением. Но сколько таких слов было мной сказано и таких дел было сделано, которые раз за разом растаптывали и уничтожали это основание! Сколько мыслей и чувств было допущено, которые оплевывали образ Божий во мне и оскверняли подобие Божие в моей душе! Бог пытался посадить во мне ростки добра, а я их вырывал с корнем, не дав им взойти. Бог пытался укоренить во мне благодатное направление воли, но я снова и снова искал тьмы. Все это вместе – и есть убийство Бога. Убийство Бога в себе.  И не раз темнело над нами небо и колебалось основание нашей жизни. Но и в этот судный час человек способен сделать неверный выбор.

Пытаясь убежать от тьмы своего поступка, человек попадает в окончательную тьму, из которой нет возврата.

Когда Иуда увидел, что его предпочтение земной выгоды не оправдало предательства Невинного, он разрешает это внутреннее противоречие самоубийством. Он видел земную выгоду в своих руках, но при этом не ощущал, что она оправдывает его измену. Он разочарован. Он верил в свою разумность. Он считал себя прагматичным. Но эта вера себя не оправдала. Почва ушла у него из под ног. Апостол Петр, совершив троекратное отречение,  также пережил через него полную потерю смысла бытия. Но он не стал убегать от своего поступка в небытие. Он, осознав свой поступок, принял решение жить с этой трагедией всю жизнь. Убежать от прошлого нельзя. Но есть возможность смыть черные  пятна своего прошлого покаянными слезами. Но Иуда не хотел признавать своей неправоты. Порабощенный сатаной, он принял наущение от него, что якобы есть возможность просто затушить свет жизни и тогда не будет прошлого. Но затушив свет данной Богом жизни, человек окончательно уходит во тьму. Таким образом, пытаясь убежать от тьмы своего поступка, он попадает в окончательную тьму, из которой нет возврата.

Апостол Петр, совершив троекратное отречение,  также пережил через него полную потерю смысла бытия. Но он не стал убегать от своего поступка в небытие. Он, осознав свой поступок, принял решение жить с этой трагедией всю жизнь.

К такой развязке дорога может быть довольно длинной, но конец ее одинаково печален – это пребывание в вечной смерти. Начинается все с того, что мы научаемся оправдывать свою ложь, похоть, подлость, ненависть. Совершив грех, мы привыкаем внушать себе, что не случилось ничего из ряда вон выходящего, и ничего страшного не произошло. И так постепенно убиваем в себе Бога и разрушаем в себе Царствие Божие. Разрушаем Дом Божий в себе или делаем его обиталищем мысленных свиней. Превращаем свою душу в хлев, клоаку, попросту в отхожее место. Человек превращается только в оболочку. Бог в нем убит. Сегодня наше предстояние перед изображением убитого и приготовленного к погребению Сына Божия может стать судом над нашей жизнью. Над нашей головой могут снова сгуститься тучи, и под нашими ногами может снова задрожать земля. Мы ужаснемся от мысли, как постоянно и последовательно мы губили не только время, отпущенное нам, но и свою личность, свое существо, свою душу. С этого может и начаться наше воскресение. Ведь недаром в конце утрени Великого Пятка читается отрывок из книги пророка Иезекииля. Эти сухие кости – мы. И не дожидаясь конца истории мира, мы можем воскреснуть духовно. А без этого духовного воскресения не стоит ожидать и телесного воскресения.

Человек превращается только в оболочку. Бог в нем убит.

Пост закончился, пришла Пасха. Что мы хотели достичь, пройдя дорогой поста? Ответ может быть только один! Пост – время возрастания в вере и обретение радости! Но что значит верить в Бога? И как сохранить пасхальную радость?  Верить – значит дать Богу возможность исправить тебя. Верить – значит перестать пытаться все исправить самому. Верить – значит перестать думать, что Бог должен исправить все, как я хочу. Но очень редко нам это удается воплотить в жизнь. Тут одно из двух. Или мы сомневаемся, что Бог есть Любовь. Или нам без Него и так хорошо. «Вера без дел мертва», – говорит Священное Писание. Евангелист сохранил для нас слова Господа: «Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода». Мы должны стремиться к тому, чтобы нашу личность заполняли не наши представления, а всё больше и больше отдавая себя Богу, всё больше и больше истощаться ради ближнего. И если твоя рука не открыта для помощи ближнему, а в кулачок зажата, то даже то, что ты зажал там, в кулачке, оно истлеет, пропадет и превратится в тлен: ты откроешь этот кулачок, а ничего там не сохранил.

Пост закончился, пришла Пасха. Что мы хотели достичь, пройдя дорогой поста?

Сложно человеку идти к Богу, потому что человек из-за греха стал сложным и упрощаться не хочет. Свою сложность он считает достоинством. Природа наша больна. Но не только. Она еще и хитра. Она нам начинает объяснять, что немного гордыни и угождения плоти не помешает духу. Ну и мы обманываемся. Не стоит забывать, что у человека есть и своя воля, и она может быть очень сильна. Но направляя свою собственную волю против воли Божьей, мы всегда будем чувствовать внутреннее беспокойство – это знак того, что мы движемся в неправильном направлении. Главное – не стоит забывать, что Бог хочет для нас только одного – нашего спасения, всё остальное – частности. Главное – не нужно отчаиваться от неудач, постигающих нас. Нет ничего плохого в том, чтобы учиться на своих собственных ошибках. Неправильного пути вообще не бывает. Надо просто помнить, что мы не боги, надо возделывать в своей душе смирение, и тогда заблуждение не завладеет нашим существом. Любой путь – это опыт. А горький опыт может быть даже важнее для христианина, чем опыт постоянного успеха. Ведь цель у нас одна. Как сказал Христос в Нагорной проповеди: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф 6:33).

Нет ничего плохого в том, чтобы учиться на своих собственных ошибках. Неправильного пути вообще не бывает.

Надо жить как ребёнок, который просыпается и радуется дождю за окном или лучу солнца на потолке – всему тому, что мы, взрослые люди, за всеми нашими заботами и переживаниями, уже перестали замечать. Мы почти никогда не живём в настоящем: мы либо сожалеем о прошлом, либо мечтаем о будущем. Такое отношение к жизни лишает нас радости.  Жизнь в настоящем времени, с искренней благодарностью по отношению к Богу за каждое мгновение – это и есть плод победы Христа над смертью и адом. Нас ждёт самая большая Радость – Пасха. И если мы не сможем принять её здесь и сейчас, во всей её полноте, а захотим дополнить её ещё какими-нибудь радостями, – останемся у разбитого корыта.

Мы почти никогда не живём в настоящем: мы либо сожалеем о прошлом, либо мечтаем о будущем.

Давным-давно Сократ сказал: «Большинство людей живут, чтобы есть, я же ем, чтобы жить». Апостол Павел в послании к Филиппийцам писал: «Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова. Их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном. Наше же жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которой Он действует и покоряет Себе все».

Смысл жизни в достижении блага. Об этом говорили еще древнегреческие философы. Но и они уже предостерегали понимать благо только как телесное удовольствие. Они связывали ощущение блага с безмятежностью души.

Апостол Павел призывал непрестанно радоваться. Он связывал эту непрестанную радость с постоянным обращением к Богу в молитве и непрерывным благодарением, пребывающим в душе. Разумеется, такое состояние достигается подвигом, в котором человек превозмогает телесные страсти, чтобы стяжать благодатное состояние души, превосходящее всякое плотское удовольствие. Обратившись всем своим существом к Богу, человек переживает радость ощущения благополучия, не связанного с земными условностями. Человек из духовного упадка, всем нам так знакомого, переходит в состояние творческого подъема. Отношение к окружающему миру целиком меняется, повседневность перестает быть приевшейся и ее не надо больше сдабривать страстными увлечениями. Появляется способность воспринимать внешний мир не разрозненно, а цельно в его иерархическом устроении, где ценности его пребывают в правильном порядке. Человек приобретает здоровую отзывчивость по отношению ко всему внешнему, сохраняя от него свою независимость, но и не теряя своей активности, и тем самым достигая подлинного единства с миром. Проще говоря, человек испытывает радость от самой жизни. Эту радость дает ему не житейский успех или искусственное опьянение, а благополучие души. Благополучие души связано с Благодатью Божией. Она входит в очищенное от страстей сердце и меняет жизнь человека.

Человек приобретает здоровую отзывчивость по отношению ко всему внешнему, сохраняя от него свою независимость, но и не теряя своей активности, и тем самым достигая подлинного единства с миром. Проще говоря, человек испытывает радость от самой жизни.

Не связывая рабски свою радость с житейской удачей или телесным удовольствием, человек, однако, способен ощущать Радость о Христе Иисусе Господе нашем не только в уме, но и плотью. Это духовное благополучие заметно даже в том, как человек ходит, смотрит или говорит. Внешние треволнения не способны поколебать мир, тишину и покой в его душе. Это и есть переживание Пасхи, которое возможно ощущать не только один день в году, но и каждый день жизни.

Переживание Пасхи возможно ощущать не только один день в году, но и каждый день жизни.

 

Вопросы в этом эфире программы «Пастырский час»:

  1. Почему у нас не звонят колокола? Я не слышу, чтобы звонили. Где у нас благовест? Хотя бы перезвон?
  2. Почему Господь посадил дерево познания и сказал, что нельзя от него есть, а то вы умрете. Ведь они были как дети, они ничего не понимали!
  3. Мой друг, одноклассник, принял ислам. Теперь он не общается с прежними друзьями. Что делать?
  4. Христиане должны быть гордые или смиренные?
  5. Почему Господь сказал о Себе, что Он жестокий? («…сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял» Лк 19:22).
  6. Можно ли в Светлую седмицу работать на садовом участке, копать землю и тому подобное? Отвечает протоиерей Александр Рябков: «Мы более оскорбляем Бога праздным сидением у телевизора, чем каким-то трудом».
  7. У меня нет духовника. По каким вопросам все-таки нужно советоваться со священником, брать благословение?
  8. Пасхальная радость – будьте как дети.
  9. Есть ли молитвы Пресвятой Богородицы? Я нашла открытку «Сон Пресвятой Богородицы». Где бы мне найти такие сны? Отвечает протоиерей Александр Рябков: «Советую Вам довольствоваться молитвами в православном молитвослове и не искать другого».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru