fbpx
6+

Итоги «Великого северного пути»

Репортаж Екатерины Степановой

Итоги проекта «Александр Невский. Великий северный путь»

Эфир 17 декабря 2021 г.

АУДИО + ТЕКСТ + ФОТО

 

С 6 по 14 декабря 2021 г. в Петербурге в Петропавловской крепости прошли события, завершающие большой научно-популярный межмузейный проект «Александр Невский. Великий северный путь. К 800-летию государственного деятеля, полководца, святого». Радио «Град Петров» выступило информационным партнером этого проекта. В течение года в разных программах мы знакомили наших радиослушателей с его различными мероприятиями. Это были и радиоэкскурсии, и репортажи, беседы и встречи с участниками проекта, записи лекций и, конечно, калейдоскоп музеев, участвовавших в экспозиционной части. Подошло время подвести некоторые итоги.

 

В третьем этапе проект в своей научной части перешагнул границы государств – состоялась международная научная конференция «Александр Невский в истории России». О ней рассказывает научный куратор проекта, член-корреспондент Российской Академии наук, директор Санкт-Петербургского Института истории РАН Алексей Владимирович Сиренов:

 

 

— Если на первых двух конференциях мы хотели поговорить об эпохе Александра Невского, о его прославлении в средневековой России, то третья конференция, самая крупная, международная, на которой речь шла о том, кем явился Александр Невский для России нового и новейшего времени, как его образ был мобилизован при Петре Первом для решения идеологических задач, ничего общего со Средневековьем уже не имевших. Т.е. для задач XVIII века внешнеполитических, когда Александр Невский был представлен как предшественник Петра Первого в защите северных, северо-западных рубежей от шведов.

 

В более поздние эпохи, когда Екатерина II называет своего старшего внука Александром, явно привнося в династию Романовых это династическое имя и, соответственно, отсылки к древнерусской истории. Этот ее посыл был подхвачен. И не только один Александр Первый, потом у нас появляется Александр Второй, Александр Третий. Таким образом Александр Невский становится самым популярным русским князем в XIX веке, в начале XX даже.

 

А в советское время, казалось бы… Вот вчера был замечательный доклад Бориса Николаевича Ковалева о том, что Александра Невского взяли на вооружение идеологи белогвардейского движения и впоследствии антисоветского движения, представители коллаборационистов, которые воевали на стороне фашистской Германии. И образ Александра Невского в антисоветской, антибольшевистской пропаганде звучал очень отчетливо. И, казалось бы, Александра Невского уже перехватили противники советской идеологии. Но происходит такая метаморфоза, когда в 20-е годы к Александру Невскому – здесь Роман Александрович Соколов показал на примере историографии, как отрицательное отношение к Александру Невскому в историографии 20-х годов сменяется апологетическим отношением уже в 30-е годы. Т.е. решили не отдавать антисоветской пропаганде, решили за него посражаться, и победили. И в какой-то момент, во время Великой Отечественной войны мы видим, что «Александр Невский» – это я цитирую нашего докладчика Ковалева – «воевал на идеологическом фронте против Александра Невского». Произошло столкновение двух идеологем, в котором победил советский образ Александра Невского. И на ордене Александра Невского – облик Черкасова.

 

— Конференция международная, потому что участвовали исследователи не только из России, но и из Германии, Польши, Украины. Они затрагивали историографию своих стран по Александру Невскому. Насколько в зарубежье изучается этот период и собственно именно этот герой русской истории? Так же как и у нас изучается, допустим, Вильгельм Завоеватель или французские короли какие-нибудь – кому интересно, тот и занимается. Или он какое-то свое место занимает в зарубежной историографии?

 

— Конечно, традиционно изучают Александра Невского как героя своего времени. И это, мне кажется, менее интересно. А вот наш докладчик, профессор Фритьоф Беньямин Шенк, был первым исследователем, который написал монографию о значении Александра Невского для культурной памяти России. Т.е. в монографии Шенка показана роль Александра Невского и в истории России и XVI, и XVII, и XVIII, и XIX, и XX веков. Его вчерашний доклад был о том, как образ Александра Невского используется уже в последние годы, в частности, он говорил о 2021 годе. Такое ощущение, что мы прослушали какой-то проспект еще одной главы его монографии.

 

Эти попытки представить Александра Невского в исторической памяти России несовершенны, поскольку слишком уж масштабна тема. Для того, чтобы оценить значение Александра Невского в разные эпохи, нужно собрать весь материал. А мы не можем собрать весь материал даже по Средневековью. Вот мы не знаем, сколько церквей Александра Невского было до 1724 года, когда началось его прославление уже при  Петре Первом. Вот сколько было церквей? Пять? Шесть? Сколько икон было? Вот только сейчас, в юбилейный год, началась массовая публикация иконографии Александра Невского. Мы можем отделить средневековую иконографию и понять, какие были образцы для этой средневековой иконографии. И об этом тоже шла речь на конференции. Был замечательный доклад про иконы Александра Невского из коллекции Музея истории религии, например.

 

— На выставке мы можем увидеть одну из них – Александр Невский на фоне Петропавловской крепости.

 

— Да, Петропавловской крепости и Инженерного дома. Но эта икона известная, она много раз публиковалась. А вот сейчас на выставках, которые проходят в разных музеях демонстрируются иконы, изображения Александра Невского ранее неизвестные или малоизвестные. И вот в результате этих мероприятий, выставок, соберется материал, который потом надо будет обобщить, и, очень хочется думать, что потом-то как раз как результат обобщений и будет написана книга про Александра Невского в исторической памяти России от XIII века до XXI.

 

 

Своими впечатлениями в целом об осуществившемся замысле поделилась д.и.н. Юлия Зораховна Кантор, координатор проекта, заместитель директора СПбИИ РАН по внешним и общественным связям:

— Ретроспективно еще немножко рано говорить, надо как-то осмыслить и, наверно, спокойно проанализировать, потому что год был достаточно напряженный во всех смыслах. И причиной этого напряжения было не только наше ковидное время, которое внесло существенные коррективы и в планы, и в атмосферу, в том числе в атмосферу проекта, но и то, что в музеях, в двух из трех, с которыми мы работали и где прошли выставки проекта, в течение года менялось руководство. А это всегда создает некоторую нервозность и влечет за собой определенную смену команд не только в самом руководстве, в топ-менеджменте, но и во всей музейной вертикали. Музеи – это вообще очень чувствительная среда, и к любым изменениям кадрового состава в них нужно относиться крайне осторожно. К сожалению, это происходит далеко не всегда.

 

Но я должна сказать, что мне кажется, что проект в целом состоялся. Состоялся ярко. И действительно в данном случае мне об этом легче говорить именно потому, что я не руководитель проекта, а менеджер-координатор его. Моя функция была сводить участников друг с другом, отслеживать хронологию проекта и, соответственно, на ходу, если такое возникало, а это возникало, латать некоторые дыры, связанные с изменением графика проекта. Так вот мне кажется, что также как и в предыдущем проекте «Освоение Севера. Тысяча лет успеха» высочайшую планку профессиональную творческую и научную задал Великий Новгород. Он открывал проект, как и тогда, так и сейчас. Выставка называлась «Александр Невский. Легенда о воине». Она была очень интересная, прекрасно сделанная, с отличным дизайном, с уникальными экспонатами и очень хорошим подходом, позволившим и узким специалистам, и просто людям, неравнодушным к истории, прикоснуться к личности и образу Александра Невского и увидеть неожиданные, новые грани. Равно как и коллоквиум, проходивший после выставки в Новгороде, был весьма и весьма интересным для краеведов, музейщиков и историков-исследователей.

 

Во Владимире выставка открывалась вот как раз через очень короткий период после смены руководства музея и ухода значительной части музейной команды, что, как вы понимаете, вызвало закономерную тревогу. Но и там, в целом, выставка была на хорошем уровне, хотя не все удалось, честно скажу, сделать и с точки зрения дизайна, и кое-какие экспонаты, которые ожидаемо должны были быть на выставке и готовились туда, не попали. Но, тем не менее, атмосфера самого города, его историческое великолепие плюс летняя погода добавили той атмосферы, которой, может быть, не хватало самой экспозиции.

 

Особенно удался во Владимире научный коллоквиум, который был сознательно акцентирован на археологические аспекты, на архитектурные аспекты, связанные с Александром Невским, и с тем, как в архитектуре и археологии живет память о нем. Это было очень насыщенно, очень интересно, и, конечно, в этом смысле коллоквиум стал доминантой во владимирской части проекта.

 

Что касается Петербурга, который завершал проект, то, если во Владимире выставка называлась «Александр Невский. Легенда о святом» совершенно логично, то в Петербурге выставка называется «Александр Невский. Легенда о герое» и акцентирована она на XX веке. С учетом сегодняшней политической конъюнктуры, это самое сложное в подаче. Мне кажется, она вполне удалась музею. Можно говорить о том, что выставка камерная, лаконичная, но, тем не менее, вполне раскрывающая задачу. Прошел большой международный форум, очень насыщенный. Настолько насыщенный, что участники не уложились по времени и практически под самый занавес работы музея и крепости в целом, практически рискуя остаться на Заячьем острове до следующего утра – почти так –расходились после этой очень насыщенной, очень разнообразной научной конференции.

 

В финальной части проекта, которая, по понятным причинам, проходила в Петербурге, мне бы хотелось отметить не только выставку и международную конференцию, но и еще принципиально важные для проекта сюжеты – два фильма. Это первый для нас такой опыт и достаточно редкий для музеев, когда внутри проекта как самостоятельное звено проекта появляется фильм. И здесь я опять вернусь к Великому Новгороду, потому что оба фильма сделаны новгородцами, хотя они совсем не только и не столько о Новгороде.

 

Фильм «Александр. Возвращение к Неве» (одно называние чего стоит), посвященный перенесению мощей Александра Невского из Владимира в новую столицу Санкт-Петербург, сделала творческая группа Новгородского областного телевидения. Великолепный с исторической точки зрения фильм. Его консультировал – весь сценарий, траекторию действия фильма, а она повторяла, соответственно, путь мощей – курировал лично Алексей Владимирович Сиренов, директор СПбИИ РАН. Он же был куратором всего проекта в целом. Это его научная специализация, его научная стезя – эпоха Александра Невского в русской и мировой истории и Александр Невский в культурной и исторической памяти. Фильм снят еще и очень красиво – панорамные съемки, детальные съемки, крупные планы. Все это создавало обрамляющую художественную ауру в сугубо точный документальный ряд. Это редкий случай, когда в гармонии находятся наука и образ.

 

Я считаю, что фильм удался, и я рада, что он теперь абсолютно доступен в социальных сетях, в YouTube. Его можно и нужно смотреть. Это интересно, очень познавательно, очень красиво и динамично. Руководителем творческой группы был Сергей Бондаренко. Я бы сказала «новгородский петербуржец» или «петербургский новгородец». Мы с ним уже работали, и я считаю, что его команда прекрасно справилась со своей задачей.

 

Второй фильм тоже называется с интригой – «Сергей и Александр». Посвящен он истории создания, съемкам фильма «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна. Отсюда и название. Придумал и сделал его очень небольшой коллектив новгородского киномузея под руководством Валерия Рубцова, который является и основателем и директором этого новгородского замечательного частного музея. Всем рекомендую этот музей посетить. Там очень много интересных экспонатов, там очень интересно рассказывают об истории российского и советского кино, о персонажах, о создателях, о роли кино в истории тоже.

 

Так вот, фильм «Сергей и Александр» бы посвящен и самому Сергею Эйзенштейну, и сложностям создания того фильма, перекройки сценария под влиянием политической конъюнктуры, и тому, как этот фильм в итоге состоялся и как он оказался востребованным и в конце 30-х, и тем более во время Великой Отечественной войны. Фильм очень динамичный. Он снят в формате докудрамы. Т.е. там совершенно великолепные игровые моменты перемежаются с кадрами хроники. Он создает совершенно великолепное ощущение подлинности. Не наигранности, а именно подлинности. Мне кажется это очень важный опыт для нас, для музейщиков и для историков-исследователей, о том, как можно инкорпорировать кино внутрь большого историко-музейного научного проекта. И это не только не сужает его рамки, но и расширяет.

 

 

Ну и последней точкой проекта, даже не точкой, а восклицательным знаком стало представление энциклопедической книги «Реликварий Александра Невского», которая рассказывает о практически всех на сегодня известных артефактах, святынях, экспонатах и документах, связанных с фигурой Александра Невского в русской истории. В основном они хранятся, конечно, в музеях и архивах, но, разумеется, и в храмах Русской Православной Церкви.

 

Эту книгу придумал и тоже полностью курировал Алексей Владимирович Сиренов. Он был не только редактором-составителем, как он скромно себя назвал, но и генерировал сами идеи и наполнение контента этой книги, написал большую вступительную главу и еще несколько комментирующих глав. Над книгой работал большой коллектив авторов из разных городов. Очень активно участвовали и Москва, и Выборг, и Владимир и др., и, конечно, книга займет свое место на полках научных учреждений, музеев и образовательных учреждений. И мне кажется, это очень важно, когда после большого проекта остается книга, которую можно внимательно читать, перечитывать и изучать.

 

— Большое спасибо за рассказ. В преддверии нового года пожелаем и Вам, и себе новых интересных проектов, в которых, может быть, и нам посчастливится участвовать и рассказать нашим слушателям, и Вы нам тоже о них потом расскажете.

 

— Спасибо и вам за сотрудничество.

 

 

Три выставки, три научных конференции, несколько публичных лекций и даже специально созданные по заказу организаторов документальные фильмы, посвященные тому или иному сюжету об Александре Невском в исторической памяти России, уникальное иллюстрированное научное издание – вот такие плоды принесла реализация этого многомерного проекта, организаторами которого стали Санкт-Петербургский Институт истории РАН и издательство «Политическая энциклопедия (РОССПЭН)» при поддержке компании «Норникель».

 

Со всеми медиаматериалами можно познакомиться на сайте организаторов, в разделе, посвященном проекту «Александр Невский. Великий северный путь».

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru