fbpx
6+

История Норильска: подробно и со всех сторон

Информационное обозрение «Русский Север». Выпуск 150

Программа Екатерины Степановой.

Эфир 16 января 2020 в 16.25

 

Сегодня мы заканчиваем рассказ о выставке «Книга Севера», которая завершает трехлетний грандиозный проект компании «НорНикель» «Освоение Севера. Тысяча лет успеха». Об истории Норильска во второй половине XX века и перспективах развития города в XXI веке рассказывает Елена Коваленко, один из кураторов экспозиции, сотрудник Норильской публичной библиотеки.

 

«Самым значительным событием первого военного года стала эвакуация в Норильск Мончегорского металлургического комбината. В 1941 году прибыло около 600 мончегорцев, многие из которых возглавили цеха и предприятия. Конечно, мужчины почти все ушли на фронт, и на архивных фотографиях видно, что в цехах в основном работают женщины и дети.

 

Завод еще только строился, но в короткий срок сделали невозможное – выдали первую партию никелевого штейна. В марте из Норильска в Дудинку отправился необычный состав всего из одного вагона – везли металл для фронта. Это была первая партия катодного никеля. И из Дудинки полярный летчик Степан Веребрюсов доставил этот металл в Красноярск, и этого металла должно было хватить на 25 танков. Норильску военных лет принадлежит лишь восьмая часть всего производимого никеля, но она была лучшая по качеству.

 

Несмотря на то, что фронт проходил далеко от Норильска, люди тоже голодали. В одном из архивных документов в витрине отображено, насколько были снижены нормы довольствия заключенным. Есть такой же документ и для вольного состава. Нормы были урезаны очень значительно – до 300 гр хлеба.

 

Страшно бушевала цинга в 1941 году. Не привезли лук – единственный источник витаминов – и разыгралась цинга. И наши умельцы разработали хвойный квас, который помогал восстанавливаться человеку, и таким образом спасли множество людей. Разработал эту технологию заключенный, химик Григорий Соломонович Калюсский. Сначала люди не очень охотно пили такой квас, он, надо сказать, не очень приятный на вкус, но потом поставили на поток приготовление такого кваса и практически в принудительном порядке стали выдавать. Да люди и сами поняли, что иначе не выжить.

 

В одной из витрин документы рассказывают о нападении «Адмирала Шеера» на порт Диксон. В документальных источниках сохранились свидетельства медицинских работников, которым выпала судьба лечить раненых в порту. И вот по воспоминанию Владимира Родионова, который заведовал бригадой медиков, они прибыли на место, увидели множество раненых, собрали их в полевой госпиталь. На импровизированном операционном столе у них побывало более 30 тяжелораненых, легких перевязывали. В дальнейшем тяжелораненых отправили в Норильск в больницу.

 

Может показаться странным сочетанием, что рядом с этой историей размещена история театра. Но дело в том, что театр у нас тоже родился в 1941 году. Немцы наступали на Москву, а у нас была премьера 6 ноября. Как раз в тот момент, когда бомбили Диксон, труппа была там на гастролях и попала под бомбежку. Только чудом никто не пострадал. Все до единого артисты вернулись в Норильск. В те годы в этом театре были великие люди. Наверное, все знают, что здесь у нас отбывал ссылку – он не был заключенным Норильлага – Георгий Степанович Жженов. Даже фотография есть 1954 года всей труппы. Он с удовольствием вспоминал те годы, говорил, что очень продуктивная была работа. Каждый месяц ставили по премьере, потому что зрителей было мало, каждый месяц изволь выдавать что-то новое. Играл он вместе с Иннокентием Михайловичем Смоктуновским, которые приехал в Норильск для того, чтобы избежать заключения. Такой вот парадокс. Он говорил, что дальше Норильска не сошлют. А повод был очень весомый – в 1943 году он попал в окружение к немцам. Сами понимаете, что за этим следовало.

 

Переходим в мирное время. В одной из витрин представлен транспорт. Модельки автобусов нам предоставил коллекционер, который их собирает. Наверно, самый интересный это один из первых автобусов, который появился в 1941 году. Этот автобус собрали наши умельцы из американского Студебеккера в наших мастерских. Началом движения в Норильске можно назвать 1938 год, а в конце 40-х годов уже было налажено постоянное сообщение между старым городом и соцгородом, как его называли, новым городом, где город и развивался.

 

Очень богатая история Норильской железной дороги, и они представили очень много экспонатов. Это целая веха в истории Норильского промышленного района. Строительство узкоколейки началось еще в 1935 году. В 1936 году началось строительство более протяженной узкоколейки – 114 км было выстроено от Дудинки до Норильска. И вот мы видим отрезок рельса, который датируется 36-м годом.

 

Рядом аппарат триггера. Этим аппаратом пользовались до 60-х годов. Изначально был английский жезловый аппарат, но он был несовершенен, было много аварий. А для чего он нужен? Для того, чтобы разводить составы, чтобы они не сталкивались на одних путях. Он был механический, т.е. бригада прибывает на станцию, если жезл в аппарате можно достать, значит путь свободен, если заблокирован, не дает аппарат его достать, значит путь занят, надо ждать пока освободится. Но так как он был несовершенен, как я уже сказала, было множество аварий. И наш соотечественник Даниил Триггер усовершенствовал его в 30-х годах, и аварий стало меньше. Вплоть до 60-х годов он стоял и обслуживал железнодорожные станции.

 

Дальше мы переходим к истории авиации и порта Дудинка. Любопытен экспонат, который у нас есть, из Норильского городского архива «Отчет 1941 года иллюстрированный». Даже имени этого художника-бухгалтера не осталось. Он нарисовал отчет о работе порта в военное время. Удивительно. И можно посмотреть как вырос грузооборот в порту, несмотря на столь тяжелое время.

 

70-80-е годы называют золотой эпохой Норильска, это когда к руководству комбината пришел Борис Колесников и председатель горсовета Юрий Смолов. Большой Норильск стал жемчужиной Заполярья, в него стремились лучшие специалисты. В начале 80-х были пущены обе очереди Надеждинского металлургического завода, аналогов которому не было в мире. Вся энергосистема была переведена на газ взамен угля. С уходом Колесникова спокойная жизнь на комбинате закончилась. Началось тяжелое время. И приемнику Колесникова Филатову досталось время перемен в обществе и на комбинате, реструктуризация заводов и т.д.

 

Небольшая витрина посвящена культурной жизни Норильска и СМИ. В 1953 году вышел первый номер «Заполярной Правды», в 1958 году заработала Норильская студия телевидения. В первой программе, которая вышла в эфир, рассказывали о производстве, естественно, и гостями были строители Медьстроя. Накануне этого события в город привезли 400 телевизоров – небывалая по тем временам роскошь. Их установили в общежитиях и в семьях передовиков производства. Счастливые обладатели телевизоров принимали у себя гостей на «Голубой огонек», т.к. это был новый год, 30 декабря все это было. К 60-70-м годам студия телевидения расцвела, там была масса разных редакций. Я тоже поработала в разных редакциях, в том числе в детской редакции, которую учредили авторы программы «Северок» — была такая детская передача, в 64-м году она появилась, это была кукольная передача. Где-то десятилетие она просуществовала, и об этом даже С.Я.Маршак написал поэму.

 

Последний раздел это «Норильск от прошлого к будущему», я бы его назвала, потому что без прошлого нет будущего. Или можно назвать «Альтернативный Норильск». Акцент мы сделали на двух книгах Филина «Арктика за гранью фантастики», которая рассказывает о проектах на Северном полюсе, на северах, о нереализованных, великих. Это города под куполом, это города в виде каких-то круглых пирамид. Норильск тоже предлагали построить в таком стиле, чтобы снизить ветровую нагрузку. Это какие-то курорты на Шпицбергене. Ну просто какие-то безумные проекты, то тем они и интересны.

 

Что касается Норильска, то Сталинский проспект, потом переименованный в Ленинский, всегда был полигоном для экспериментов архитекторов. Например, вместо Драмтеатра предлагалось построить высотную башню 19-этажную. Нечто подобное – Дом-комплекс –хотели построить на ул. 50 лет Октября, раньше она называлась Южная линия. Дом-комплекс на 2500 квартир, в котором также должны были размещаться магазины, детские сады, ясли, чтобы человек буквально не выходя из дома, мог получать весь комплекс услуг. Но тоже не реализовали этот проект. И таких проектов было много.

 

Но вот уже современные проекты. Макеты и материалы к ним нам предоставило Агентство развития Норильска. Это парк, который сейчас строится. «У озера Долгое» он называется. Первую очередь мы уже наблюдаем, а вторая очередь… Ну может быть что-то из того, что представлено на макетах, реализуется. В этом году мы приехали в Норильск летом и увидели, что фасады домов преобразились, была восстановлена мозаика и какая-то работа идет по благоустройству города. А что же в будущем? В будущем тоже есть мастер-план, его можно полистать, как видят пространство современные архитекторы – это и развитие каких-то дворовых территорий, и достройка каких-то объектов, которые были разобраны, или строительство каких-то новых домов. Это и новые технологии какие-то, например, самоохлаждающиеся опорные системы – опять мы возвращаемся к вопросам свайного фундирования – и организация общественных пространств. Недавно были общественные слушания по организации общественного пространства на Ленинском, 1. Очень красиво, и, дай Бог, если даже половина из этого реализуется, мы будем очень рады. Будем приходить и там отдыхать.

 

Мы заканчиваем экскурсию возле витрины, в которой представлено восемь каталогов, которые сегодня в нашей библиотеке есть, и не хватает только одного – девятого».

 

В отличие от предыдущих выставок каталог выставки «Книга Севера» был представлен сразу, и, т.о, буквально в режиме он-лайн центральная витрина экспозиции с восемью предыдущими каталогами была дополнена последним девятым. Формирование экспозиции завершилось, а Норильская публичная библиотека стала первой обладательницей полного собрания музейной энциклопедии севера в девяти томах. В дальнейшем такое собрание поступит в основные библиотечные системы страны.

 

Что ж, проект состоялся. Он настолько грандиозен, настолько многослоен и содержателен, что на его осмысление уйдет еще не один год. Но некоторые итоги мы постараемся подвести в следующем, последнем выпуске информационного обозрения «Русский Север».

 

Аудио, фото – Екатерина Степанова.

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru