«Этнографию надо дополнять церковностью»

Ryabkov

Программа Александра Крупинина

«Неделя»

Прямой эфир 17 января 2016 г., 16:30

 

Гость: протоиерей Александр Рябков

 

 

Темы программы:

 

  • Нужна ли прорубь для празднования Богоявления? «Нужна ли для церковности экстремальность? Нужна тем, кто вообще в жизни не чувствует смысла, и экстремальность помогает что-то почувствовать. А церковность – это и есть обретение смысла в жизни. Нужна ли еще и экстремальность? Она может быть, но не в качестве смысла».

 

  • Подвиг сотрудника патрульно-постовой службы полиции города Медногорска Данилы Максудова, получившего обморожение рук, спасая людей на трассе Оренбург – Орск. «Подвиг – это не «сверхдолжные заслуги», за которые человек что-то получит, в этой жизни ждет какую-то награду или же ожидает награду за гробом. Если ждешь результата подвига (помолюсь побольше, попощусь побольше, и тогда, и за это…), то это не христианский подвиг. Когда человек совершает подвиг как просто выполнение своего долга, а не свой сверхдолжный поступок, то это и есть подвиг».

 

  • Можно ли переубедить сделать аборт? «Аборт – цивилизованное людоедство».

 

  • Где начинается стирание границ между профанным и сакральным? «У нас царствует магизм. Я говорю не об обрядоверии. Очень легко сказать: «обрядоверие – вот наша проблема». Я говорю – нет, это не проблема. Проблема в том, что у нас у всех вера в магизм того, что просто надо что-то сделать, изменить или не изменять, и что-то в результате этого будет обретено. Нет, это не работает. Одни говорят: сохранить церковнославянский язык, и будет вера. Другие говорят: перейти на понятный русский язык богослужения, и будет вера. Но это так не работает. Говорят, надо что-то отменить или надо что-то ввести, и что-то в результате будет. А мне кажется, надо идти в глубину. Надо уходить от примитивного магизма. Опыт новомучеников у нас есть – они жили глубокой религиозной жизнью даже в лагере, где невозможно было достигать тех или иных внешних форм веры, так что это далеко не самое главное».

 

  • Что такое чудо? Икона замироточила, исцеление произошло. А где чудо в главном – в изменении внутреннего мира человека? «Если человек сам может видеть и понять, где было его падение, то это чудо. С чем мы перейдем в вечность? Не с внешним, не со славой, не с какими-то своими званиями, не с научными степенями, не со своими книжками, которые, может быть, никому и не нужны, а вот с этим ощущением радости: если его у нас не будет – то и там его с нами не будет. Мы все время говорим о каких-то массах, «Церковь и массы». А Христос обращался к каждому сердцу отдельно, личностно, индивидуально. И решение насущных  общественных задач получается тогда, когда есть личностное глубокое обращение. И у священника должно быть прежде всего к себе обращение, к своей глубине. Владыка Антоний Сурожский говорил: «Не ведите людей туда, где вы сами не были».

 

  • Вопрос слушателя: «Может быть, у нас праздник Крещения не такой, как Вы бы хотели, но я хожу к проруби, постою там – и это уже хорошо. Это значит, что православие осталось». Ответ: «Любой энтузиазм нужно направлять в нужное русло».

 

  • Почему в современных проповедях мало говорится о Христе, а много о злободневных темах, например, отношениях государства и Церкви?

 

  • Вопрос слушателя: «Христос оставил нам Евхаристию, и после Причастия мы уходим из храма с живым Богом. Поэтому Бог с нами, мы не оставляем Его там, как сказал о.Иоаким Парр». Ответ: «Чтобы не было так, что субботу-воскресенье мы в храме, а в другие дни – у нс жизнь вне Евхаристии, о.Александр Шмеман советовал в ежедневное молитвенное правило вставлять молитвы к Святому Причащению. Важно, что рядом с «непрестанно молитесь» – «всегда радуйтесь», одно не существует без другого».

 

  • Церковная ситуация в Чехословакии.

 

АУДИО:

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru