fbpx
6+

«Бесконечно радуют»

Репортаж Екатерины Степановой

Выставка современных петербургских художников в особняке Румянцева «1650 оттенков пастели»

17 октября 2019 г.

АУДИО + ТЕКСТ + ФОТО

 

В филиале Музея истории Санкт-Петербурга «Особняк Румянцева» заканчивает свою работу выставка современных художников «1650 оттенков пастели». Как становится понятно из названия, на ней представлены работы, выполненные в технике пастели. В подготовке экспозиции приняли участие пять петербургских художников: Сергей Усик, Елена Прудникова, Наталья Милашевич, Мария Масленникова и Анна Лапыгина. Они предоставили для выставки более 220 произведений.

 

Почему же 1650 оттенков? Этот вопрос мы задали куратору выставки Ольге Прожеровой, руководителю выставочного отдела Санкт-Петербургского Союза художников:

 

«Если вы посмотрите в справочной литературе, то увидите, что действительно существует такое количество оттенков пастели. Я много знаю что по пастелям, но когда готовишься к очередному проекту, все равно дополнительно читаешь что-то, и справочную литературу, и другую. Так вот эта цифра мне попалась несколько раз в очень серьезных изданиях, и у меня что-то щелкнула, я подумала, что для названия это было бы хорошо. Такое название не только подчеркивает сам факт существования такого количества оттенков, но этим названием мне хотелось подчеркнуть многообразие использования этих оттенков, что каждый художник будет работать одним и тем же материалом, но совершенно по-своему, в разных тематиках, будет использовать разные приемы. В итоге все будет смотреться по-разному, хотя вроде бы одни и те же пастельные мелки.

 

Я очень люблю пастель. В этой технике сочетаются несочетаемые вещи – она долговечна и цвета сохраняет дольше всех, потому что это чистый пигмент, она веками может сохраняться, как наскальные рисунки, которые, по сути, предвестники пастели, и в то же время она очень хрупка, ее с листа можно почти полностью стереть неосторожным движением. И это мне нравится – чистые цвета и различные переходы. Пастель дает много возможностей. Когда-то она использовалась только как учебный рисунок или рисунок подготовительный, и вот достигла таких высот, как музейные варианты, которые мы все знаем. И на примере пяти художников мы видим, что все они очень разные.

 

Не буду себе приписывать идею этой выставки. Здесь ситуация сложилась так, что эти пять художников самоорганизовались. Они хотели выставку и сами сформировали эту группу. И искали куратора, который такую выставку оформит, придумает концепцию, чтобы это был именно выставочный проект, и пригласили меня. Прежде чем за что-то браться, я, конечно, смотрю, кто участвует. Я очень давно и очень хорошо знакома с Сергеем Усиком, мы даже проводили фестивали пастели, и мастер-классы. Елену Прудникову не настолько давно, но тоже знаю. А вот три художника – Мария Масленникова, Наталья Милашевич и Анна Лапыгина – для меня это новые авторы, я познакомилась с ними только на этом проекте. Но я познакомилась с их творчеством, оно мне очень близко и нравится».

 

Мы попросили рассказать о своем участии в проекте Наталью Милашевич:

 

«Инициатива была Елены Прудниковой. Она почему-то решила, что это будет интересно. Сама она живописец, также как и я, но и пастели тоже не чужда, тоже любит эту технику. Ну а почему бы и нет? По-моему интересно получилось. Мне очень приятно участвовать в этой выставке вместе с такими большими художниками как Сергей Усик – классик современный пастельной живописи. Интересно вместе с этими людьми поучаствовать в таком деле.

 

— Вы специально готовили работы к этой выставке или было уже что-то раньше написано в этой технике?

 

И то, и другое. Что-то было раньше готово, но и пришлось этим летом очень поработать, чтобы набрать достаточное количество работ, чтобы как-то достойно выставиться. На мой взгляд, очень интересно все это увидеть вместе. Конечно, поражает мастерство участников, очень высокий уровень, чувствуется академическая школа. Мне очень нравится. У нас ведь есть целое Общество пастелистов, которые выставляют свои работы, но я впервые в такой выставке участвую. Это новый опыт у меня. Техника очень интересная, я ее полюбила. Когда готовилась к выставке, думаю, подниму немного свой технический уровень пастельный, стала много смотреть. Мастеров очень много. В Москве есть много интересных художников, американских художников-пастелистов много. Я прямо целый мир для себя открыла. Техника очень интересная, легкая, даже летучая. Не знаю, как там дальше сложится, но мне в ней очень понравилось работать».

 

 

Наталья Милашевич закончила Академию художеств. Это далеко не первая выставка ее работ. Кроме того, она проводит занятия по живописи со взрослыми людьми, которые хотят раскрыть свой творческий потенциал, но никогда до этого не учились специально рисованию. И надо сказать, что некоторые из учеников Натальи делают поразительные успехи. Эти занятия проходят в домовом храме св. вмц. Анастасии Узорешительницы, прихожанкой которого является Наталья.

 

Среди первых посетителей выставки мы встретили отца Андрея Битюкова, клирика Андреевского собора на Васильевском острове и настоятеля св. мц. Раисы Александрийской при Институте детской гематологии и трансплантологии при СПбГМУ. Отец Андрей, знакомый нашим слушателям по некоторым программам в эфире радио «Град Петров», рассказал нам, что его привело на эту выставку, а также поделился своими впечатлениями:

 

«Дело в том, что Анна Лапыгина, которая здесь выставляется, и Елена Прудникова являются прихожанками Андреевского собора, а с Анной мы еще и кумовья – я являюсь крестным отцом ее младшего сына, и больше знаком и их работами. Они меня бесконечно радуют. Даже не будучи в Италии нам очень хотелось увидеть всю полноту творчества Анны. Елена Прудникова изображает какую-то особую нежность в видении женщины, окружающего ее мира, и это тоже очень интересно. Поэтому мы обязательно хотели посмотреть на их работы. А с другими авторами мы пока не знакомы, но сегодня надеемся познакомиться.

 

— Вы всей семьей пришли?

 

Нет, только с младшим сыном сегодня, но да, можно всей семьей приходить смотреть. Здесь изображена и личность, и красота человека, и красота природы, и нашего города, и нашей страны, и заграницей тех мест, в которых мы, может быть, и не были и не будем никогда. Я никогда не видел Италии, но наслаждаюсь, как Анна сумела передать солнце, и наслаждаюсь через ее работы этими прекрасными местами».

 

 

Выставка «1650 оттенков пастели» в особняке Румянцева продлится до 10 ноября. Она действительно очень светлая, добрая и, что немаловажно, очень петербургская. Найдите время, чтобы посетить ее вместе с семьей.

 

Аудио – Екатерина Степанова, Ирина Полякова

Фото – Екатерина Степанова

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru