6+

«Военный реквием»

Восстановленный собор в Ковентри

АНОНС

Программа Ольги Суровегиной

«Антология христианской музыкальной культуры»

Бенджамин Бриттен «Военный реквием»

Слушайте в эфире 10 мая 2018 г. в 17:10

 

«Вчера я работал – учил Христа поднимать крест по счету,
подгонять по голове терновый венец
и не помышлять о жажде до последней остановки…»

 

14 ноября 1940 года английский город Ковентри подвергся разрушительной бомбардировке. После этого события в терминологию немецких военных летчиков вошло понятие «ковентрийские налеты», то есть «бомбардировки, приводящие к полному уничтожению объекта». Среди разрушенных зданий оказался и кафедральный собор Св. Михаила, уникальный памятник XIV века. Для жителей Ковентри было жизненно важно восстановить собор – главное сокровище их города, символ исторической памяти и грядущего возрождения. Однако, в годы войны осуществить эту задачу, конечно, было невозможно. И только спустя годы собор Св. Михаила в Ковентри был восстановлен. На церемонии его освящения 30 мая 1962 года впервые зазвучала удивительная музыка, написанная специально для этого события.

 

Руины собора в Ковентри

Бенджамин Бриттен написал свой «Военный реквием», явно следуя замыслу архитектора, восстановившего ковентрийский собор: руины военного времени, чудом сохранившиеся стены и башни, как некие древние драгоценные реликвии освящают современное здание нового собора. В творении Бриттена тоже соседствуют два образных плана: канонический текст заупокойной мессы, существующий в обиходе западной Церкви еще со времен Средневековья, перемежается со стихотворениями Уилфрида Оуэна, поэта ХХ века, погибшего на Первой мировой войне.

 

Лондон после бомбежек

Оуэн ушел на фронт в 23 года, с университетской скамьи. Все его стихотворения, которые Бриттен использовал в своем Реквиеме, написаны в течение двух лет войны, буквально в окопах. Поэт уподобляет Христу тех, кого привыкли называть «пушечным мясом». Несколько первых месяцев 1918 года, после тяжелого ранения, он в тылу занимался подготовкой новобранцев. Он писал об этом так: «Вчера я работал – учил Христа поднимать крест по счету, подгонять по голове терновый венец и не помышлять о жажде до последней остановки. Я присутствовал на Его Вечери, чтобы знать, что Он ни на что не жалуется. Я проверял Его ступни, чтобы они были достойны гвоздей. Я следил за тем, чтобы Он молчал и стоял навытяжку перед своими обвинителями. За серебряную монету я покупаю Его каждый день и по карте знакомлю с топографией Голгофы…»

 

Лондонское метро, 1940 год

В программе «Антология христианской музыкальной культуры» «Военный реквием» Бриттена прозвучит в исполнении Лондонского симфонического оркестра, хора Баховского общества, Хайгетского школьного хора, ансамбля «Мелос» и солистов: Питера Пирса, Дитриха Фишер-Дискау, Галины Вишневской. Дирижер – Бенджамин Бриттен. Запись 1962 года.

Автор и  ведущая программы – О.Суровегина

Звукооператор – И.Теплов

В эфире 10 мая в 17.10.

Черчилль в соборе Ковентри

Наверх

Рейтинг@Mail.ru