6+

В Корельский — Голос Православия

ПАМЯТИ ВАЛЕНТИНА АНАТОЛЬЕВИЧА КОРЕЛЬСКОГО

Публикуем фрагменты из книги Ольги Суровегиной
«Голос Православия: к 30-летию со дня основания»

О том, как организовывались ассоциации «Друзей «Голоса Православия»» и в чем состояла их работа, рассказывает В.А. Корельский, главный администратор радиостанции:

Общества «Друзей «Голоса Православия»» создавались в виде разных структур. Иногда это была абсолютно свободная форма без всякой регистрации — просто общество, привлекающее к своей деятельности своих знакомых. Так было в Бельгии, Швейцарии, Швеции. Во Франции это приняло форму ассоциации, в Англии — треста, но в любом случае это была организация, не имеющая коммерческих целей и свободная от налогов. Зарегистрированная ассоциация во Франции должна была иметь обязательный состав управления: председатель, генеральный секретарь и казначей, а также соблюдать некоторые обязанности по отношению к властям, в частности, сообщать состав управления ассоциацией.
Самой первой задачей такой ассоциации было собрать максимальное число заинтересованных людей, как возможных жертвователей, так и тех, кто мог был обеспечить и ассоциации, и радиостанции не только сбор средств, но и моральную, а, если нужно, и юридическую поддержку; кто мог способствовать большей известности нового общества; кто мог оказать помощь своим трудом и своими знакомствами, чтобы расширить круг привлеченных людей.
В ассоциации устраивались периодические собрания для того, чтобы можно было подвести итоги, обсудить проблемы, планы, ошибки и опыт предыдущей работы. На таких собраниях с общего согласия в ассоциацию принимали новых членов. Кстати, сразу можно сказать, что никаких конфессиональных ограничений при приеме в ассоциацию у нас нет — так, например, в подобном обществе в Бельгии нет ни одного православного. Никакие членские взносы не назначаются, но каждый дает, что может, или помогает своим делом.
Очень важным для морального авторитета такого рода ассоциаций и, можно сказать, гарантом серьезности намерений всегда является патронирование их всеми известными и всеми уважаемыми лицами и организациями. Такими для «Голоса Православия» и обществ его «Друзей» стали, например, митрополит Сурожский Антоний, протопресвитер Александр Шмеман, протопресвитер Борис Бобринский, а также организация РСХД (Русское Студенческое Христианское Движение).
Была организована также большая переписка с частными лицами — возможными жертвователями. В первые годы деятельности обществ «Друзей «Голоса Православия»» было отправлено много писем с просьбой о помощи, адресованных политическим деятелям, артистам, различным организациям, церковным приходам.
Для того чтобы расширить круг заинтересованных лиц, а также поддержать интерес к нашей деятельности тех, кто уже помогал нам, мы печатали проспекты, листовки, информационные бюллетени. Все это рассылалось как можно шире, использовались любые возможности и случаи: многолюдное праздничное богослужение, доклады, концерты, конференции, книжные магазины и т.д. С октября 1988 года мы стали выпускать «Вестник «Голоса Православия»» — информационный бюллетень, который выходит регулярно два раза в год (на Рождество и на Пасху). Обычно он включает в себя «передовицу», которую пишет чаще всего отец Борис как председатель «Голоса Православия»; в «Вестнике» может быть опубликовано краткое содержание какой-либо особенно интересной передачи, чтобы читатели имели представление о нашем труде. Вторая часть «Вестника» сообщает новости жизни и деятельности «Голоса Православия», чтобы жертвователи, которым, в основном, и адресована эта информация, видели, что их жертва — в деле, что организация, которую они поддерживают, живет и успешно развивается. В «Вестнике» также приводятся наиболее выразительные выдержки из писем слушателей, которые свидетельствуют о важности нашей работы и необходимости ее продолжения.
Иногда для рекламы нашей деятельности мы использовали другие издания — например, в Англии сообщения о работе «Голоса Православия» и обществ его друзей печатались 3-4 раза в год в выпусках приходского бюллетеня Успенского собора в Лондоне. Мы использовали все возможные виды рекламы, публикации в газетах, журналах.
Если говорить о конкретных акциях, то в основном это были встречи в разных церковных приходах и сборы там в пользу «Голоса Православия»; информационные собрания членов обществ «Друзей «Голоса Православия»»; праздники, концерты, распродажи, весь доход от которых также шел на нужды радиостанции. С деятельной помощью отца Бориса Бобринского были организованы по договоренности с настоятелями сборы в пользу «Голоса Православия» на церковных приходах несколько раз в год — скажем, в
неделю Торжества Православия и в другие недели Великого поста. Отец Борис также взял на себя все контакты с представителями крупных религиозных организаций и членами церковной иерархии разных уровней — и православных, и неправославных; знакомил их с нашей работой и просил о помощи и поддержке.
Встречи, или информационные собрания, «Друзей «Голоса Православия»» во Франции, например, происходили на дому у Анны-Марии де Курис, которая была главой нашей ассоциации с 1984 до 1995 года. Анна-Мария де Курис вместе с Ириной Обуано (сестрой Нико Чавчавадзе, также нашего сотрудника) провели большую работу и привлекли немало спонсоров и жертвователей. На такие встречи приходило обычно 15-20 человек; им предоставлялась информация о работе «Голоса Православия», обсуждались нужды радиостанции, а потом была возможность свободного общения, что, конечно, сближало членов нашей ассоциации. Нужно сказать, что такие информационные собрания, на которых сотрудники радиостанции рассказывали о своей работе, происходили и при храмах после воскресной Литургии; и особенно успешные встречи такого рода были организованы в православных храмах Великобритании, где также действовало общество «Друзей «Голоса Православия»».
Для привлечения широкой публики, а, стало быть, и новых жертвователей, мы использовали разные мероприятия.
Так, устраивались вечера с приглашением каких-нибудь интересных докладчиков; организовывались концерты, на которых музыканты выступали в пользу «Голоса Православия», или просмотры фильмов о России, о Церкви. Зал для таких вечеров старались найти бесплатный, и весь доход шел на нужды радиостанции. Устраивались ужины, или ужины со спектаклем или каким-либо выступлением.
Вход на ужины был платный, и стоимость такого вечера была выше обычной, а вся разница также шла в пользу «Голоса Православия». Это было довольно хлопотное дело: нужно было найти красивый зал, гарантировать хорошую кухню и хороших музыкантов, чем-то интересным — именитым ли гостем или известным местом — привлечь публику. Но такие вечера все-таки бывали удачными с точки зрения сбора средств.
Самым же успешным нашим предприятием по сбору средств до сих пор являются ежегодные предрождественские базары-распродажи, которые проходят в конце ноября и стали уже традиционным и заметным явлением в жизни русского Парижа.
Для этих встреч нам предоставляют помещение Русская консерватория или католическая община Св. Марии. На таких базарах помимо информационного стенда о работе «Голоса Православия» (где есть карта нашего вещания, фотографии, листовки, бюллетени, каталоги передач) устраивается несколько стендов, или витрин: русские народные промыслы, книги, музыкальные диски, кассеты, пластинки; разные изделия художников, которые они готовы продать в нашу пользу, или пожертвовать нам некоторый процент: украшения, керамика, разные предметы обихода; стенд антиквариата: посуда, картины, игрушки и так далее. Надо сказать, что для собирания этих стендов мы заранее обращаемся через наши бюллетени или через Интернет к тем, кто хочет нам помочь, с просьбой пожертвовать, что называется, «вещи с антресолей», которые хозяевам уже не нужны, а кому-то могут быть интересны. Это тоже форма помощи «Голосу Православия».
Устраивается также стенд с разными вкусными вещами — в специально оформленных баночках на нашу распродажу присылают варенья и соленья собственного изготовления монахини из монастыря в Бельгии и матушки из Покровской обители в Бюсси-ан-От. Эти продукты охотно покупают. И конечно, большой успех всегда имеет русский буфет, где большая часть блюд — домашнего изготовления. Очень украшают такие базары выступления музыкантов и певцов, которые исполняют русскую музыку разных жанров.
Перед нашим базаром мы заранее составляем список приглашенных, в который каждый год обязательно включаются новые гости из мира духовенства, литературы, искусства; каждый год мы стараемся расширить круг наших знакомых и помощников.
Нужно также сказать, что такие встречи очень любят все члены ассоциации «Друзей Голоса Православия»» и их добровольные помощники. Все с удовольствием и энтузиазмом готовят ежегодные базары и вкладывают в эту работу свои таланты и энергию. И обычно после таких встреч круг «Друзей «Голоса Православия»» становится еще шире.

 

Из годовых отчетов ассоциаций «Друзей «Голоса Православия»» разных лет видно, с какими трудностями сталкивались их сотрудники в своей работе.

Из отчета « Друзей «Голоса Православия»» в франкоговорящей Швейцарии за 1990 год:

Результаты нашей деятельности за 1990 год в общем и целом повторяют результаты 1989 года, хотя число жертвователей сократилось. В представлении наших жертвователей режим в Советском Союзе уже не так силен и страшен, и это уменьшает их интерес к нашей работе. Все же первые месяцы текущего года дают нам надежду на то, что результаты нашей деятельности за 1991 год будут не хуже, чем за 1990 год.
На Рождество мы продавали открытки с репродукцией фрески Рождества из монастыря Сопорани в Сербии, изданные Мишелем Кено, и они имели большой успех.
Мы надеемся, что с Божьей помощью наша деятельность будет продолжаться, и мы будем помогать по мере наших скромных сил парижскому бюджету «Голоса Православия».

Жинет Мюртез

Из отчета «Друзей «Голоса Православия»» в Швеции за 1990 год:

С большим успехом прошел концерт, который мы организовали в пользу «Голоса Православия» 8 декабря 1990 года. Замечательный шведский хор исполнил песнопения из Всенощной Рахманинова. На концерт пришли около 500 человек, и наша прибыль составила почти 30 000 франков. Мы, конечно же, рассчитываем на проведение такого же мероприятия следующей зимой. Но в общем и целом шведы остаются гораздо более чувствительны к сегодняшним социальным бедам и проблемам, на разрешение которых они щедро жертвуют.
С Божьей помощью и благодаря преданности наших друзей мы надеемся, что сможем продолжать помогать большому делу «Голоса Православия».

Кира Бильман

Из отчета «Друзей «Голоса Православия»» в Бельгии за 1991 год:

Вклад Бельгии скромен по сравнению с помощью других стран. И все же мы хотим поблагодарить жертвователей, 97% которых католики, к которым так часто обращаются и которые знают не так много, как мы, о миссионерской и экуменической деятельности «Голоса Православия».
Отправляя наш последний бюллетень из Франции, мы подчеркнули, что, по нашему мнению, «необходимо поддерживать деятельность русских православных людей, живущих в диаспоре, единственным желанием которых является ответить на духовные нужды их православных соотечественников в России». Этот призыв уже принес нам на сегодняшний день сумму в 30 000 франков. Вот так это и работает…
В течение года несколько наших верующих друзей, очень заинтересованных, продали больше 50 кассет в пользу «Голоса Православия». Во время Недели молитв за единство священник нашего прихода позволил нам рассказать об этих программах на пяти богослужениях. Хотя финансовый результат этой презентации не ошеломляющий, она все же позволила верующим лучше понять действительную значимость «Голоса Православия».
Мы продолжаем наши старания. Вы можете быть в этом уверены, потому что мы чувствуем себя очень близкими к русскому народу, и мы хотим попытаться утолить хоть немного его огромную духовную жажду.

Из отчета Ассоциации «Друзей «Голоса Православия»» во Франции за 1991 год:

В этом году благодаря содействию хора Свято-Сергиевского института и собора св. Александра Невского мы смогли организовать концерт православных песнопений, который прошел с большим успехом.
Мы стараемся разнообразить наши мероприятия. С этой целью мы организуем благотворительную ярмарку, которая пройдет в ноябре этого года.
В любом случае мы продолжим делать все, что в наших силах, чтобы приводить в «Голос Православия» новых друзей.
Да будет с нами Господь и Его помощь в нашем деле!

Анна-Мария де Курис

Из отчета «Друзей «Голоса Православия» в Северной Америке за 1991 год:

Почетный председатель:

Высокопреосвященнейший Григорий, епископ Ситхи и Аляски

Почетные члены правления:
Протопресвитер Иоанн Мейендорф, декан Свято-Владимирской семинарии, Крествуд, Нью-Йорк
Профессор Дмитрий Поспеловский, Университет Западного Онтарио, Канада

Президент:
Софья Куломзина

Вице-президент:
Алексей Либеровский

Исполнительный секретарь:
Вера Бутенева

Наши попытки найти новых значительных жертвователей пока не увенчались успехом. Мы опираемся на небогатых, но верных, преданных и заинтересованных людей, «семья» которых постоянно растет. Это делает нашу работу непростой, но благодарной.

Вера Бутенева

Из отчета «Друзей «Голоса Православия»» во Франции за 1993 год:

Прежде всего я хотела бы от всего сердца поблагодарить, от имени наших жертвователей и друзей, Анну-Марию де Курис, нашего почетного президента. В течение нескольких лет она исполняла обязанности президента «Друзей «Голоса Православия»» во Франции. Она пожелала передать эстафету из-за болезни, но продолжает оказывать нам очень ценную помощь. Концерты, обеды, показы фильмов, благотворительные ярмарки — все эти мероприятия, организованные Анной-Марией де Курис, позволили рассказать о «Голосе Православия» многим людям и создать традицию постоянных встреч с нашими жертвователями. Это в особенности проявилось во время благотворительной ярмарки, которая прошла 6 декабря 1992 года в Париже с большим успехом. В этом году мы хотим снова организовать подобное мероприятие в начале декабря. Мы активно ищем помещение, которое позволило бы принять больше посетителей. Кроме того, в октябре мы организуем концерт в Париже при дружеской и преданной поддержке пастора Евгения Фосса.
Мы понимаем, что необходимо увеличивать число мероприятий и возможностей для общения, которые позволили бы нашим жертвователям следить за развитием нашей деятельности.
Как все ассоциации во Франции, в настоящее время мы зависим от экономической ситуации, но мы не в праве представлять это как аргумент нашей несостоятельности всем тем верующим в России, которые, несмотря на материальные трудности, гораздо более серьезные, чем наши, стремятся к достойной духовной жизни. К чему им вся эта появившаяся духовная свобода, если мы их сейчас оставим?

Наталья Колонна д’Истриа

Из отчета «Друзей «Голоса Православия»» в Великобритании за 2002 год:

Несмотря на общее снижение доходов, в течение года мы смогли отправить «Голосу Православия» в Париж 8 000 фунтов стерлингов. Нам также помогла облегченная налоговая схема для пожертвований на благотворительность. Благодаря постоянной помощи добровольцев и экономии средств мы также смогли немного сократить наши административные расходы; теперь мы существуем на совсем небольшие средства.
На сегодняшний день общая сумма, перечисленная в Париж с момента основания нашей ассоциации, составляет 176 500 фунтов стерлингов.
С прискорбием сообщаем о смерти нашего покровителя Архиепископа Кентерберийского, Его Высокопреосвященства Лорда Ранси, в июле этого года, в возрасте 78 лет. Он был нашим покровителем с 1988 года. Мы были рады его поддержке и глубоко ценили искренний интерес, который он постоянно проявлял к нашей работе в течение многих лет. Вечная память!
Мы чрезвычайно благодарны за помощь добровольцев в создании и распространении рассылки и выражаем нашу особую признательность митрополиту Сурожскому Антонию.

Из отчета «Друзей «Голоса Православия»» в Северной Америке за 2002 год:

Этот год был менее продуктивным, чем предыдущие, возможно, из-за того, что произошло в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года. Люди не откликались на обращения, мы в свою очередь получили так много просьб помочь тем, кто пострадал в башнях-«близнецах»…
Кроме того, нам не повезло, потому что рассылка с нашим последним обращением была отправлена из города, пережившего угрозу заражения сибирской язвой. Поэтому возможно, что люди просто выбросили эти письма, даже не открывая их, боясь заражения.
Мы будем надеяться на лучшие времена. В этом году мы сможем отправить немного больше денег, потому что один жертвователь передал «Голосу Православия» всю выручку от одного своего проекта.
Мы сожалеем, что не сможем увидеть всех вас на ежегодном собрании, но билеты на самолет слишком дорогие!

Вера Бутенева

Из отчета «Друзей «Голоса Православия»» в Бельгии за 2002 год:

Мы пытаемся использовать все средства, включая продажу баночек смородинового варенья, которое мы варим из ягод, выращенных в нашем саду. Очевидно, это совсем небольшая помощь, но мы от всего сердца хотим продолжать дело, начатое матерью Коломбой. Одним из ее самых дорогих желаний было поддерживать «Голос Православия». Мы всего лишь маленькая пешка на шахматной доске, но мы боремся за то, чтобы сохранять свое место!
Мы прилагаем конверт, пополненный благодаря ягодам из нашего сада!

Сестра Паскаль и сестра Моника

Файл pdf

АУДИО ВКонтакте

 

Фрагмент из книги Ольги Суровегиной
«Голос Православия: к 30-летию со дня основания»

 

Валентин Анатольевич Корельский, главный администратор радиостанции:

…Однажды отец Александр и Ольга Суровегина приехали в Париж, и при разговоре с Ольгой я ее спросил: «Что самое важное?» Она мне ответила: «Дети», но я не расслышав, понял: «Деньги» — и хоть и подумал, что это шутка, принял ее тем более охотно, что на моих плечах в «Голосе Православия» уже более 20 лет лежит ответственность находить средства и вовремя покрывать все расходы. Я ответил ей: «Правильно, правильно, самое важное — деньги!» Но тут она отреагировала и громко повторила: «Дети. Самое важное — дети!»

А на самом-то деле, что самое важное? После 73 лет земного существования я твердо могу ответить: жизнь во Христе. А почему именно жизнь во Христе? Потому что это единственное, что нас отличает от шакала, от хищника. Другие говорят: «Нет, нет, нас отличает от животных и ум, и эстетика, и все, что хотите…» А ведь и шакалы, и волки бывают очень умные, и животные вообще располагают огромными способностями, которые человек давно утратил. А моя собака разве не умнее Сталина, если она заработала себе место в раю своей верностью и привязанностью? Однако я не могу ее научить прощать, верить в Небесное Царство, а Сталина кто-нибудь мог бы — когда-то, в детстве…

Но верить одно, а действовать по вере — другое. Итак, постараюсь рассказать, кто мне дал веру, а кто научил действовать во славу Господа.

Веру я получил от матери. Мои родители в 1930-х годах устроились на юго-западе Франции, около города Бордо. Естественно, играли роль и семья, и окружение, и приход, особенно замечательный батюшка, отец Олимп Пальмин, из Тюмени, оживленный, энергичный, шутник. Он всем говорил правду в глаза (были и обиды, но когда он покидал приход, чтобы ехать в Париж, служить в Александро-Невском соборе, то просил прощения у всех с амвона на коленях). Но все же я чувствую, что первый источник — моя мать, дай ей Бог Царство Небесное. Хоть она никогда о Боге не говорила, но как-то чувствовалось, что она в этой вере жила. Позже, когда я уже жил в Париже, пел в хоре в кафедральном соборе святого Александра Невского, и однажды столовался у того же отца Олимпа, он мне представил священника, приехавшего из России, много пострадавшего и немного помешанного, но у которого была способность экспромтом писать стихи. Он попросил меня в нескольких словах описать мое детство и тут же написал стихи:

Моя родная мать, конечно, россиянка,
Жила в Архангельске, по типу — северянка.
Видали ль вы когда кого-нибудь добрей,
Приветливей, милей? Ей-ей!
Я сын ее, я не поэт,
Но если бы и я писал стихи,
То, кажется, Господь простил бы все грехи
За то, что без стихов
Я был всегда готов
Сказать от сердца, откровенно:
Моя родная мать останется, наверно,
Примером всех любящих русских матерей
И согласится умереть скорей,
Чем изменить правдивой во Христе стихии.
Такие матери бывают лишь в России!

Единственное, с чем я не согласен, это с тем, что такие матери бывают лишь в России — такие матери бывают все-таки во всем свете; ведь сколько сегодня стран, где христиане жертвуют своей свободой, жизнью во имя своей веры!

А я веру-то получил, и она была вложена в душу, но… Жила себе спокойно: «Живи себе, Верочка!» Ничем себя она ярко не проявляла. «Общение с Богом — только на том свете!» А кто же мне показал, что вера должна быть живой, активной, выражать себя во всех наших действиях, на месте работы, на улице? Кто мне сказал, что к Господу каждый из нас может обратиться напрямую в любую минуту нашей жизни, что Господь нам отвечает и помогает выбрать правильный путь, если мы с полной искренностью и доверием просим Его об этом? Гуннар Ольсон, швед, протестант, отец семейства, директор фирмы, испытавший удивительный опыт общения с Господом: потерпев большую неудачу в работе, он очутился в безвыходном положении и решил покончить с собой, но обратился к Господу с просьбой его спасти, доверяя Ему свою жизнь. И Господь ему ответил, разными путями, указав ему, как поступить, а в первую очередь отказаться от своей работы и от всего своего имущества… После некоторого времени Ольсон и его семья все же вернулись к нормальному образу жизни. На следующий день после свидетельства этого человека, которое я услышал на одном собрании с друзьями, я сам в определенный момент почувствовал себя окутанным Божьей любовью, чувством доброты и невероятной легкости и мира, которое долго можно описывать, и это воспоминание осталось на всю жизнь. Ну вот и я сам стал обращаться к Господу по разным вопросам, но как говорил Ольсон, только за советом или для добра: «Господи, укажи мне правильный путь», или: «Господи, помоги мне простить этому человеку, я не могу, но Ты помоги мне», или: «Господи, помоги удалить эту неприязнь». Например, стою на Литургии в нашем кафедральном соборе, куда приходят многие туристы. Пришел один турист со своей знакомой, стал перед нами, руки за спиной, смотрит направо-налево, вверх, шепчется со своей знакомой, — так и хочется его выставить! А нет! — нужно помолиться: «Господи, успокой этого человека, дай ему почувствовать, что так нельзя!» И что вы думаете — через какое-то время этот человек перестал качаться и даже убрал руки из-за спины, а потом даже и ушел! И таких случаев было много…

Теперь вы меня спросите: «Какое же отношение все это имеет к «Голосу Православия»?» А вот какое. В 1985 году по состоянию здоровья я стал работать на полставки, и у меня оказалось свободное время. Это происходило вскоре после моей встречи с Ольсоном. И вот я обратился к Господу: «Господи, укажи мне, чем я могу быть полезным, как я могу Тебе служить?» Через три дня звонит мне отец Борис Бобринский (с которым мы тогда давно не видались) и объясняет, что в «Голосе Православия» скончался главный администратор, что нашли другого, но он по работе часто ездит в Россию и не желает выступать официально в качестве главного администратора. «Знаю, — говорит отец Борис, — что ты очень занят, но, может быть, сможешь принять эту должность только фиктивно, а основную работу будет делать другой?» Я сутки подумал, поговорил с женой и ему ответил: «Могу, и не только фиктивно, а готов сотрудничать по мере своих сил и, в частности, по своей специальности — по финансовым делам». И с того дня я стал сотрудничать в «Голосе Православия», вот уже… 20 лет!

В «Голосе Православия» много было чудес! В финансовом плане это было чудо постоянное. Мне рассказывали, что когда «Голос Православия» создавался (я еще в его работе не участвовал), в 1980 году отец Борис распределил роли для подготовки первых передач и поиска радиостанции для вещания, а кто-то на собрании спросил: «А чем же мы будем платить?» И тогда и Поздеевы, и отец Борис сказали: «Деньги найдутся!» Правда, еще одно большое чудо был пастор Фосс (опять протестант!), который не только участвовал в самом первом начинании «Голоса Православия» (есть его свидетельство об этом), но и находил основные средства для работы «Голоса Православия» в течение многих лет. Однако же почти за все годы существования «Голоса Православия» было очень трудно сводить концы с концами. Где-то в конце 2000 года, уже использовав все возможные способы, чтобы найти средства, я понял, что не хватает 8000 евро на покрытие долгов. Такого острого положения я еще никогда не испытывал. Но Господь позаботился: один французский жертвователь из провинции написал нам письмо: «Моя супруга недавно скончалась. Она была русского происхождения и православная. В ее память пересылаю вам пожертвование». И переслал нам… 8000 евро!

Мы живем в католической стране, и нужно сказать, что многие католики относились и относятся очень благожелательно к нашему делу. У меня лично много хороших и отзывчивых братьев во Христе среди католиков. Сама центральная организация Католической Церкви в Париже, располагающая крупными средствами, много лет приносила «Голосу Православия» крупное пособие один раз в год. Начальник финансовой службы почти каждые три года менялся, и каждый раз нужно было навещать нового начальника (священника или епископа) и объяснять ему нашу работу и цель ее. К тому же каждый год в октябре-ноябре месяце следовало обращаться с письмом в эту службу для возобновления их пособия. В 1989 году по моей вине мы забыли послать такое обращение, спохватились в начале следующего года, а тут поменялся ответственный финансовой службы, и я подумал, что дело пропало. Мы с отцом Борисом пошли с визитом к новому начальнику (отцу Жану-Мишелю Ди Фалько), а он был известен своим скромным происхождением — из бедной семьи, сам в молодости работал токарем. Я читал его биографию, и по дороге рассказал о нем отцу Борису. Как только нас пустили к нему, и все уселись, отец Борис ему и говорит: «Вы работали токарем?» Тут я решил, что все пропало, и пособие этого года, и прошлогоднее! Однако после того, как отец Борис рассказал ему о «Голосе Православия» (а тот, между прочим, ничего о нем не знал!), у меня хватило пороху напомнить, что мы по ошибке за предыдущий год забыли попросить пособие. И отец Жан-Мишель Ди Фалько ответил: «Хорошо, я сейчас попрошу секретаршу вам выписать чек с пособием за прошлый год и за текущий». Этот момент был для меня одним из самых волнительных за время моего сотрудничества с «Голосом» — я громко стал благодарить Господа и чуть не стал на колени!
Последние годы все религиозные и гуманитарные организации терпели постоянное снижение традиционных видов доходов: появились новые бедствия, потребности все росли, а у самих жертвователей по разным экономическим причинам сократились средства и возможности помогать. И в «Голосе Православия» это явление особенно заметно: за 6 лет с 1998 до 2004 года собранные нами пожертвования сократились на одну треть. Но и тут Господь нас не оставил: четыре года подряд — в 2001, 2002, 2003 и 2004 годах — «Голос Православия» получал по завещанию трех женщин (из Великобритании, Нидерландов и Франции) значительные суммы в виде части наследства. Без этих сумм нам пришлось бы постепенно сокращать наши расходы. И это разве не чудо?
Замечаю, что часто в своих воспоминаниях говорю о чудесах… Мне нравится где-то прочитанная или услышанная мысль о том, что вся наша жизнь проходит в чудесах — только мы их не замечаем. И правда: как ребенок рождается, растет, развивается, как мы получаем совершенно бесплатно свет, воздух, воду, любовь — разве это не чудеса? И, конечно, правильнее назвать их Божьим даром. Но, значит, так и есть: самое важное — это жизнь во Христе!

 

7 мая скончался многолетний сотрудник радиостанции «Голос Православия» Валентин Анатольевич Корельский. В течение почти тридцати лет на плечах Валентина Анатольевича лежала обязанность финансового обеспечения работы радиостанции «Голос Православия» и, частично, радиостанции «Град Петров»  >>

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru