Памяти жертв раскулачивания, коллективизации и голодомора в СССР в начале 1930-х годов

голодомор

Анонс мероприятия

5 февраля 2016 г.

19:00 ПАНИХИДА В ХРАМЕ СВ. АНАСТАСИИ УЗОРЕШИТЕЛЬНИЦЫ

19:30 КИНОЛЕКТОРИЙ: ИСТОРИЯ РОССИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ КИНО (ВЕДЕТ К.М.АЛЕКСАНДРОВ)

Мероприятие приурочено к годовщине подписания документа, объявившего о тотальной коллективизации крестьянских хозяйств в СССР: 30 января 1930 года члены Политбюро ЦК ВКП(б) во главе с Иосифом Сталиным приняли Постановление «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации».

5 февраля 2016 г., в пятницу, в 19 часов в храме великомученицы Анастасии Узорешительницы на В.О.  будет совершена панихида по жертвам раскулачивания,  коллективизации и голодомора.

Постановление «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств…» предусматривало «ликвидацию кулацкого актива» путем расстрела и заключения в концлагеря трудолюбивых хлеборобов, принудительную депортацию значительной части крестьянства в отдалённые районы СССР непригодные для выживания, конфискацию собственности и имущества у раскулаченных. Другие раскулаченные лишались имущества и оставлялись в районах проживания, обрекались на повседневную травлю и унижение. Массовые аресты и раскулачивание на территории СССР начались 5-6 февраля 1930 года. На практике раскулачиванию подвергся примерно один миллион крестьянских хозяйств с населением не менее 7-8 млн человек. Депортации в отдаленные места за десять предвоенных лет с 1930 по 1937 год подверглись более 3,5 млн. человек, из них на этапах раскулачивания и в спецпоселках погибли не менее 800 тыс. человек.

Практическим следствием сталинского постановления стало утверждение сталинской колхозной системы и государственного крепостного права, раскрестьянивание и расказачивание России, искусственный Голодомор 1933 года в разных районах СССР, жертвами которого по самым минимальным подсчетам специалистов-демографов стали не менее 6,5 млн. человек. Кроме того, тысячи хлеборобов умирали в колхозах от условий принудительного труда в 1930-1940-е годы.

Если в вашей семье были крестьяне, пострадавшие в 30-е годы, приходите на панихиду и приносите записки с их именами.

Вы также можете заранее сообщить на радио «Град Петров» в письменном виде имена и краткую информацию о своих родных, пострадавших от коллективизации, раскулачивания и голодомора в 1930-е годы, для поминовения на панихиде 5 февраля 2016 г.

После панихиды мы приглашаем вас на кинолекцию о судьбе крестьянства в 1930-е годы, которую проведет историк Кирилл Михайлович Александров.

Это четвертая часть кино-курса по истории России под общим названием «Трагедия России в художественном кинематографе, 1914-1953 годы».

Четвертая часть озаглавлена «Великая беда: 1930-1936 годы».

Будут показаны фрагменты около 10 отечественных художественных фильмов, каждый из которых, как всегда, послужит иллюстрацией для рассказа историка.

В конце кинолекции — обсуждение и ответы на вопросы.

 

Ждем вас в пятницу, 5 февраля 2016 г., у нас, в здании радио «Град Петров» и Братства св.Анастасии Узорешительницы, по адресу В.О., наб.Лейт.Шмидта, д. 39.

 

После панихиды, до начала кинолекции, можно будет приобрести диски и книги на темы недавней истории России.

 

Будем благодарны за ваши пожертвования на восстановление исторической памяти о трагедии нашего народа в XX веке.

 

Мероприятие проходит по инициативе Центра «Белое Дело».

 

Читайте по теме:

Академик Д.С. Лихачев

Воспоминания

1932 г. Голод захлестнул деревни и города. Открылись торгсины. В них относили все золото, которое только можно было найти в обычной городской семье: часы, сережки, броши, обручальные кольца, серебряные ризы с икон. В торгсинах не принимали только мелкие драгоценные камни: их должны были возвращать. Помню, как мать жаловалась: оценщик выковыривал рубины, изумруды, мелкие бриллианты и небрежно смахивал их в рядом стоящий ящик. Подозревали (да, наверное, так оно и было), что немало камней оценщики присваивали себе. Много было сдано золота и в нашей семье: особенно, когда я лежал в больнице в 1932 г. (осенью) и в 1933 г. (зимой): меня надо было подкармливать после ужасного желудочного кровотечения. Значит, голод был и в городах.
О голоде на селе мы знали по рынкам. Крестьянки (все только женщины) с цеплявшимися за их платья детьми продавали на рынках за бесценок шитые полотенца: самое дорогое, «бабушкино», что смогли захватить с собой, убегая от коллективизации. Беженки!
Я знал, что такое беженцы, по первой мировой войне и по Гражданской. Но это было несравнимо. О тех заботились… Кто-то из наших купил на рынке (уж очень умоляла купить женщина) два вышитых полотенца. С ними вошло в наш дом чужое горе…
Одна за другой приходили беженки наниматься в прислуги. Нанять прислугу было очень легко и дешево. Лишь бы был у женщины паспорт, чтобы прописать. Но паспорта имели немногие.
Так пришла к нам в дом Тамара Михайлова, вынянчившая наших детей, пережившая с нами блокаду и эвакуацию в Казань, вернувшаяся с нами в Ленинград и помогавшая нам до самой своей смерти. Она бежала из села Сычовка Смоленской губернии вслед за отцом, которому удалось наняться дворником в Ленинграде. Тамара была второй няней наших детей. Первая довольно быстро ушла от нас, выйдя замуж. Но я забежал вперед. Вернусь к первой половине 1930-х — к уничтожению крестьян.
Беженцы из деревень с детьми ночевали зимой 1933 г. на лестницах домов. Вскоре дворникам было велено их не пускать, но они приходили поздно, а утром, идя на работу, любой мог обнаруживать следы их ночевок; я видел, что кто-то живет на верхнем этаже лестницы, где была наша квартира. Большое окно, большая площадка, на ней ночевало несколько семей с детьми. Но вот вышел новый приказ: запирать с вечера все лестницы. Чинили парадные двери и ставили замки, проводили звонки к дворникам, запирали ворота во дворы (сразу опустели театры и концертные залы).
Однажды (вероятно, это была зима 1933—1934 гг.) я возвращался из Филармонии. Стоял сильный мороз. Я с площадки трамвая на Большом проспекте Петроградской стороны увидел дом (№ 44), имевший глубокий подъезд. Дверь, запиравшаяся на ночь, была в глубине (да она и сейчас существует — теперь там вывеска «Детский сад»). С внешней стороны подъезда, ближе к улице, стояли крестьянки и держали на поднятых руках какие-то скатерти или одеяла, создавая нечто вроде закутка для детей, лежавших в глубине, защищая их от морозного ветра. .. Этой сцены я не могу забыть до сих пор. Проезжая сейчас мимо этого дома, каждый раз упрекаю себя: почему не вернулся, принес бы хоть немного еды!
Не видеть крестьян в городах было просто невозможно.

Клуб друзей радио «Град Петров» В Контакте

См. также:

К.М. Александров 

Зачем Сталину были нужны колхозы?

Все главные битвы между белыми и красными закончились до того, как деревня сообразила, что большевики — в перспективе — сулят ей не просто колхозное ярмо и нарымские болота, а полный конец.

Иван Ильин считал, что русская революция, начавшаяся с безумного солдатского бунта в Петрограде в феврале 1917 года, продолжалась 17 лет. Черту под революцией подвел «съезд победителей» и зимой 1934 года на XVII съезде ВКП(б) сталинцы праздновали победу над собственным народом в результате жестокой коллективизации. При этом Голодомор 1933 года до того момента вообще не имел аналогов в истории, так как ни одно правительство не использовало голод в результате инструмента политического террора против собственного населения.

… На обещаниях «мира» и «земли» ленинцы въехали во власть …

Часть I

Часть II

Часть III

Часть IV

Часть V

 

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru