fbpx
6+

«Смерть беременна жизнью»

Проповедь Петра. 1424–1425 Фреска. Художник – Мазолино да Паникале (итал. Masolino da Panicale, ок. 1383–1440). Капелла Бранкаччи, Флоренция 

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)

Цикл бесед на радио «Град Петров» на Книгу Деяний святых Апостолов

Передача 9

АУДИО + ТЕКСТ

 

События дня Пятидесятницы не ограничились сошествием Святого Духа и удивительным говорением языками тех, на кого Дух сошел. Одни из слышавших таинственную речь Святого Духа понимали ее как слова «о великих делах Божиих». Они «изумлялись и дивились, говоря между собою: «Сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились?» Но другие иерусалимские иудеи насмехались и говорили об Апостолах: «Они напились сладкого вина». И тогда слово взял апостол Петр, произнеся первую из своих проповедей, о которых сообщил евангелист Лука в книге Деяний.

 

7. Первая проповедь апостола Петра (2:14-36)

Длинная речь апостола Петра четко делится на четыре части выразительным обращением к слушающим адресатам. В стихе 2:14: «Мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме!» – Стих 22: «Мужи Израильские!»Стих 29: «Мужи братия!» – Стих 36: «Весь дом Израилев». Первую часть определяет цитата из книги пророка Иоиля. Вторую часть христологические высказывания. Третья часть состоит из двух толкований отрывков из Священного Писания. Наконец, стих 36 предлагает слушателям принципиальный вывод из всего прежде сказанного.

 

а) Речь о Сошествии Святого Духа (2:14-21)

 

14 Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: «Мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: 15 они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; 16 но это есть предреченное пророком Иоилем:

17 “И будет в последние дни, говорит Бог,

излию от Духа Моего на всякую плоть,

и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши;

и юноши ваши будут видеть видения,

и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут.

18 И на рабов Моих и на рабынь Моих

в те дни излию от Духа Моего,

и будут пророчествовать.

19 И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма. 20 Солнце превратится во тьму, луна – в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный. 21 И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется”.

 

Апостол Петр проповедует в Риме. Северный столб. Восточная сторона. Нерехта, Никольская церковь, начало 1720-х годов

Речь апостола Петра начинается с отклонения насмешки «мужей иудейских» (2:14) над апостолами и всеми 120-ю участниками христианского собрания в Иерусалиме (Деян 1:16), на которых излился Святой Дух, в результате чего они восприняли дар говорения на языках. Окружающим «мужам иудейским» их харизматическая речь показалась бессмысленным бормотанием пьяных людей. Петр возражает: «Они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня», то есть девять часов утра, когда никто еще не пьет вина, да еще к тому же «сладкого», дешевого. Для толкования случившегося тем утром в день Пятидесятницы Петр привлекает пророческий текст Иоиля (Иоиль 2:28-32). Длинная цитата из пророка приводится не буквально. Евангелист Лука предпринял редакцию ветхозаветного текста, чтобы приблизить его к новозаветному контексту. Вообще отношение к тексту Священного Писания в ту эпоху было творческим, свободным, не столь дотошно педантичным, как в наши дни.

В пророчестве Иоиля, согласно апостолу Петру, Сам Бог толкует то, что случилось в день Пятидесятницы. Произошедшее свидетельствовало о том, что наступили «последние дни» истории этого мира. Близится конец. «Последние дни» охватывают время земной жизни, смерти и Воскресения Иисуса Христа и время Церкви. «Последние дни»» завершатся «Днем Господним». Это одно из важнейших понятий Ветхого и Нового Заветов.

Истоком этого понятия было пессимистическое сознание иудейского народа, что собственными силами они не в состоянии вырваться из униженного положения вечного насилия и притеснения со стороны великих соседних царств. И это униженное положение контрастировало с их верой в то, что они – народ, избранный Богом. Постепенно, памятуя о спасительных обетованиях Бога, они, иудеи, прониклись убеждением, что невозможное для них, сравнительно небольшого и слабого племени, возможно для Бога. И тогда иудеи стали страстно ожидать того дня, когда Бог вмешается в историю, поразит врагов Израиля, а самих израильтян вознесет к славе. Тот День, когда это случится, получил название Дня Господня. Этот День разделит всю историю на два века: злой век нынешний, который обречен на уничтожение, и спасительный век грядущий, когда настанет реальное Царствие Божие. До наступления Дня Господня мир будут сотрясать войны и всяческие бедствия как знамения грядущей погибели. Эти бедствия именовались родовыми муками перед рождением нового века. Сам День Господень будет днем Суда над миром зла.

Цитируя пророка Иоиля, апостол Петр желает сказать «мужам иудейским», что наступили «последние времена», и приблизился День Господень, о котором мечтали иудеи. Об этом свидетельствует предреченное Иоилем излияние Духа Святого. И хотя конкретный момент пришествия Дня Господня рассчитать невозможно, все время, начиная от Иисуса Христа уже понимается как последнее. Пришло обещанное Богом спасение: излился Святой Дух. Немощные, слабые люди (= «всякая плоть») наделяются силой и способностью творить чудеса. Произошло то, на что уповал Моисей: «Но Моисей сказал ему: не ревнуешь ли ты за меня? о, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них!» (Числ 11:29). Бог совершил то, о чем пророчествовал Иезекииль: «И не буду уже скрывать от них лица Моего, потому что Я изолью дух Мой на дом Израилев, говорит Господь Бог» (Иез 39:29).

Святой Дух преодолевает разрыв между Богом и Его творением. Он связывает с Богом и дарует непосредственную близость Бога. Различия снимаются. Сыны и дочери, юноши и старцы, мужчины и женщины, рабы и свободные, израильтяне и язычники, – все охвачены Духом. Или, как писал апостол Павел: «Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал 3:28).

Даруемое Духом соединение с Богом проявляется в пророчествах, снах и видениях. Молодые люди, обновленные Духом, будут наделены способностью видеть грядущее, просвещать и изменять настоящее: «и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения».

Не останутся без дара и старцы. Они тоже обретут чудесную способность под действием Святого Духа видеть чудесные сны: «и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут». «Вера в значимость снов была характерна для древности. Существовали святилища, в которых просители получали откровения или исцеления во сне. При этом с самых ранних времен сны разделялись на те, которые следует интерпретировать, и на те, которые никакого значения не имеют, поскольку вызваны естественными причинами (едой, выпивкой и т.п.) или же являются обманными» (Левинская, op. cit., с. 129). Старцам же в пророчестве Иоиля будут даны вещие сновидения, которые «вразумят» их, то есть откроют истинную сущность всего пережитого ими в этой жизни.

Бог в Святом Духе становится столь близок людям, что из этой глубокой изначальной близости возникают пророчества, видения и сны, и реальное присутствие Бога становится не только умопостигаемой, но и ощутимой достоверностью.

Согласно Иоилю, Бог Своею властью и чудотворной силой изменит «небо вверху» и «землю внизу». Мрачные чудеса и знамения, о которых предрекал ветхозаветный пророк, теперь, в свете жизни Иисуса, Его Евангелия и в жизни Церкви должны пониматься иначе, не как угрожающие, но как спасительные. «Кровь и огонь и курение дыма» указывали на ожидавшиеся войны и природные катастрофы. Вместе с затмением небесных светил («солнце превратится во тьму, луна – в кровь») все эти страшные события понимались как знамения конца света или последнего Суда Божия над миром. Во времена кризисов и катастроф усиливается сознание нужды в спасении, ожидание уничтожения всех угрожающих жизни ужасов, всяческого зла, надежда на победу Бога. Эту победу принесет «День Господень, великий и славный», когда «всякий, кто призовет имя Господне, спасется». Речь в пророчестве Иоиля, разумеется, шла о вере в Бога Израиля. Но ранняя Церковь, для которой писал свое Евангелие Лука, в Господе видела Иисуса Христа. Церковь уже с первых своих шагов в широкий языческий мир почтила Спасителя этим Божественным обозначением Господь, которое стало как бы дополнением к имени Иисуса. Таково было исповедание веры: «Иисус Христос – Господь». Тот, кто верит в Господа Иисуса, кто соединяет с Ним себя и свою жизнь, тот будет спасен несмотря на все бедствия и катастрофы преходящего и уходящего мира. Задачей миссии Церкви было возвещать эту Благую весть спасения в тревожные дни бедствий и катастроф.

 

 

б) Речь о воскресении Иисуса Христа (2:22-28)

 

22 Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, 23 Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; 24 но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его.

 

Вторая часть речи апостола Петра открывается новым обращением к слушателям: «Мужи Израильские!» (2:22). Цитирование пророка Иоиля заканчивается и апостол переходит к вести об Иисусе Христе. Речь идет о жизни, смерти и Воскресении Иисуса в напряженном противостоянии этих самых «мужей Израильских» и Бога. В трех стихах четырежды упоминаются действия Божии в этом небольшом тексте. Четырежды упоминаются и те, к кому обращены слова Петра. Бог засвидетельствовал, Бог сотворил, Бог предвидел, Бог воскресил. «Вы» имели свидетельство, вы знаете о чудесах Иисуса, вы предали Иисуса, вы убили Его.

Вот такое риторически красивое построение.

 

Чудесные благодеяния Божии в Иисусе находятся в противостоянии к чудовищным злодеяниям людей. В смерти Иисуса это противостояние достигает максимума. Для евангелиста Луки распятие Иисуса – не трагическая случайность. Его смерть входила в предвечный план Бога: «по определенному совету и предведению Божию».

 

Лука в Деяниях часто упоминает о смерти Иисуса, которая была от века предначертана в замысле Бога: «Бог же, как предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Христу, так и исполнил» (Деян 3:18); «Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его. Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой» (Деян 4:26-28); и так далее.

 

Несколько дискредитированное слово «предопределение» не означает отрицания свободы человеческой воли. Это слово лучше перевести несколько иначе. Например, «предначертание», «замысел» Божий.

 

(«Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили» (2:23). Этот стих труден для перевода. По смыслу можно было бы перевести так: «По замыслу, воле и предначертанию Божию Он был вам отдан. Вы взяли Его и, пригвоздив руками беззаконных, убили».)

 

Кроме того, это понятие вовсе не означает, что Бог желал смерти Иисуса. На смерть обрек своего Спасителя Его возлюбленный народ, распяв и убив Его. За злодеяние ответственны не столько «беззаконники», то есть римские язычники, но израильтяне, которые пригвоздили Иисуса ко Кресту «руками беззаконных».

 

Смерть Сына Божия была той страшной жертвой ради высшей цели высшего замысла и воли Божией – исцеления и спасения мира. Однако, Бог предначертал в Своей воле не только жертву Иисуса Христа. Бог знал, что послание Его Сына к людям не должно закончиться жертвенной смертью. Он «воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его».

 

В оригинале использован весьма необычный образ. Слова русского Синодального перевода «расторгнув узы смерти», на церковнославянском языке звучат как «разрешив болезни смертныя», в переводе епископа Кассиана (Безобразова) – «разрешив муки смерти», а буквально – «разрешив родовые муки смерти».

 

«Смерть, держа Его, мучилась как бы болезнями рождения и тяжко страдала» (Иоанн Златоуст. Беседы на Деяния Апостольские. Беседа 6).

 

Иначе говоря, апостол Петр изобразил Воскресение как возрождение, рождение к новой жизни через смерть. Образно говоря, смерть «беременна» жизнью, и Бог «принимает» неизбежные роды новой жизни: смерти «невозможно было удержать» воскрешаемого Иисуса.

 

И это – важнейшая весть христианской веры о Боге: Христос воскрес! В свете этого Божественного деяния всё прочее предстает в новом свете: Крест и жизнь Иисуса, Его послание в мир и безграничная любовь Божия к людям. В свете Воскресения юная Церковь читает и понимает Священное Писание. Апостол Петр с целью донести до слушателей его речи радостную весть о Боге, побеждающем смерть и воскресившем Иисуса, цитирует Псалом 15:8-11.

 

24 Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его. 25 Ибо Давид говорит о Нем:

«Видел я пред собою Господа всегда,

ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался.

26 Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой;

даже и плоть моя упокоится в уповании,

27 ибо Ты не оставишь души моей в аде

и не дашь святому Твоему увидеть тления.

28 Ты дал мне познать путь жизни,

Ты исполнишь меня радостью пред лицом Твоим».

 

«Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления». То, что воспевает этими словами Псалом, подразумевает, конечно, не Давида, чья могила всем известна: она здесь, неподалеку, на горе Сион, в Иерусалиме, во «граде Давидовом».

 

Кстати. Необычна история гробницы царя Давида. Согласно Иосифу Флавию, в могилу Давида было положено огромное количество драгоценностей. Часть этих драгоценностей была изъята Иоанном Гирканом во время осады Иерусалима в 135/134 гг. до РХ, чтобы откупиться от противника. Через сто с лишним лет гробница Давила была вскрыта царем Иродом. Он захотел проникнуть к тому месту, где лежали тела Давида и Соломона. Однако из склепа вылетело пламя и убило двух оруженосцев Ирода. Испуганный этим, Ирод распорядился воздвигнуть у входа в гробницу огромный памятник (Левинская, op. cit., с. 136).

 

В Псалме Давид пророчески говорит от имени своего потомка, обещанного Мессии, Которым и является Иисус. В свете Воскресения Христова Псалом воспевает Иисуса. Он не только Сын Давидов, то есть происходит из царского рода Давида, но Он – Тот наследник престола, о Котором Бог возвестил Давиду: «Когда же исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его. Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его на веки. Я буду ему Отцом, и он будет Мне Сыном» (2 Цар 7:12-14). Это обетование Божие исполнилось в Воскресении Иисуса, Который «не оставлен во аде», но «познал путь жизни». Именно так Петр толкует процитированный им Псалом Давида в третьей части своей проповеди.

 

в) Иисус как Господь и Мессия (2:29-36)

 

29 Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце [В оригинале сказано не о «праотце», а о «патриархе» Давиде, что весьма необычно, так как патриархами было принято называть Авраама, Исаака, Иакова и двенадцать сыновей Иакова.] Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня. 30 Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, 31 Он прежде сказал о воскресении Христа, что

“не оставлена душа Его в аде,

и плоть Его не видела тления”.
32 Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. 33 Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите. 34 Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит:

“Сказал Господь Господу моему:

Седи одесную Меня,

35 доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих”.
36 Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли».

 

В третий раз Петр обращается к слушателям его речи: «Мужи братия!» (2:29). Братьями здесь названы, конечно, не христиане, а окружавшие Петра иудеи. Толкуя процитированный 15-й Псалом Давида применительно к Иисусу, он утверждает, что Иисус есть обещанный Мессия, воздвигнутый на престол Давида Христос: «Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его».

 

Эти слова – напоминание о Пс 131:11:

«Клялся Господь Давиду в истине, и не отречется ее:

“от плода чрева твоего посажу на престоле твоем”».

 

Однако для иудея было немыслимо представить себе распятого Мессию. Ведь Закон Моисея гласил: «Проклят пред Богом всякий повешенный на древе» (Втор 21:23). На это Петр отвечал, что мессианство Иисуса доказывает Его Воскресение и Вознесение к престолу Божию, о чем свидетельствуют апостолы. Благовестие о Воскресении – вершина апостольского исповедания. Вознесшийся к Богу Иисус принял от Отца Святого Духа, чтобы излить Его на Свою Церковь. Петр настойчиво говорит о Воскресении, Вознесении и излиянии Духа. Далее он снова прибегает к цитированию Слова Божия, а именно Псалма 109:1:

«Сказал Господь Господу моему:

Седи одесную Меня,

доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих».

 

К этой цитате необходимо сделать примечание. Дело в том, что русский Синодальный перевод этого Псалма (как, собственно и греческий перевод) способен поставить читателя в тупик.

 

Во всех трех синоптических Евангелиях, Мф 22:44; Мк 12:36 и Лк 20:42, это место из Пс 109 явилось предметом дискуссии Иисуса с Его оппонентами.

 

Непонятно дважды повторенное слово Господь (Кириос): «Сказал Господь Господу моему…». Ведь Господом мы называем Бога. Откуда же здесь взялись два Господа, два Бога? – Современная наука о Библии утверждает, что Пс 109 изначально, в древности, был псалмом интронизации нового царя. Священник, совершавший церемонию интронизации, произносил: «Сказал Господь [JHWH,то есть Бог] моему господину [евр. ladoni]: сиди одесную Меня». То есть священник (не Давид, конечно, а именно священник) называет своим господином возводимого на трон царя. Сам Господь Бог призывает этого гоподина-царя быть Его наместником на земле, даруя ему почетное место ближайшего советника (сидящего одесную, по правую руку).

 

Однако позже возникло убеждение, что все Псалмы написал сам царь Давид. Тогда же 109-й Псалом стал пониматься как мессианский, то есть пророчеством о Грядущем Мессии, Сыне Давидовом. И теперь выходило так, что не священник, а сам Давид (ведь он считался сочинителем Псалмов!) обращается к грядущему Мессии как к своему «господину».

 

Апостол Петр приводит цитату о Мессии (Христе), об Иисусе, Который через Воскресение и Вознесение к небесному престолу обрел высшую, Божественную власть Господа. Бог удостоил Его места одесную Себя и дал Ему власть, доколе не будут повержены все враги Бога и Христа.

 

Апостол Павел в Первом послании к Коринфянам цитирует это место из 109-го Псалма, интерпретирует его и называет врагов Христа: «А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится – смерть» (1 Кор 15:24-26). Разумеется, врагов Бога и Христа можно понимать и более широко: любовь должна одержать победу над ненавистью, спасение – над погибелью, добро – над злом, служение над господством, жизнь над смертью, близость к Богу над удаленностью от Бога, общение над рознью, совершенство над незавершенностью, вечное над конечным, Дух одержит победу над бездуховностью.

 

Петр, объясняя случившееся в день Пятидесятницы, говорит, что Иисус «быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите». Лука и в своем Евангелии, и в книге Деяний многократно показывает, что вознесшийся Господь тождествен Иисусу в Его спасительном служении. Уже в начале своего Евангелия Лука писал, что после Крещения «Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана» (Лк 4:1), после искушений в пустыне Он «возвратился в силе Духа в Галилею» (Лк 4:14), где, войдя в Назаретскую синагогу начал Свою проповедь словами пророка Исаии: «Дух Господень на Мне» (Лк 4:18). Этот Дух Он, умирая на Кресте, вернул Своему Отцу, когда Он «возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю Дух Мой» (Лк 23:46). Вознесшийся, Он принимает Святого Духа от Бога, чтобы излить Его на Своих. Лука постоянно возвращается к теме Духа, который через Воскресшего и Вознесшегося Иисуса Христа дарован Церкви. Но ей предстоит еще пройти долгий и трудный путь прежде осознания сущности Бога как Троицы.

 

Петр. Энкаустическая икона. VI в. Монастырь св.Екатерины, Синай, Египет

 

Пока же главной задачей юной Церкви было осознание того невиданного и нового, что сотворил Бог в Иисусе и через Иисуса. Проповедь Петра завершается новым, четвертым обращением к его аудитории, к которой он относит «весь дом Израилев». Здесь – единственный случай употребления этого выражения в Новом Завете. Апостол делает краткий, но четкий вывод из всего прежде сказанного: «Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса» (2:36).Бог в Воскресшем Иисусе даровал людям спасение и благо. То, что всегда ожидалось от Мессии, исполнилось. Израиль должен «твердо знать», что никаким другим путем и никаким иным образом спасение к нему не придет. Бог осуществил его через «Сего Иисуса, Которого вы распяли». Такой жесткой фразой Петр завершает свою речь, бросая Израилю обвинение в жестоком убийстве своего единственного Спасителя.

 

Проповедь Петра относится к восьми речам этого Апостола, о которых повествует Книга Деяний. Речь в день Пятидесятницы – пример вдохновенного Духом Святым (Деян 2:4) провозглашения «великих деяний Божиих» (Деян 2:11). В первой проповеди Петра речь идет прежде всего о деянии Бога в Иисусе Христе, как это было понято Древней Церковью и истолковано на основании Священного Писания.

 

Выдающееся значение этой проповеди евангелист Лука подчеркивает перечнем ее слушателей, в котором представлено всё иудейство, рассеянное по Римской империи и за ее пределами: «Мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии…» (Деян 2:8-11). Цель же проповеди – призыв к покаянию, крещение во оставление грехов и принятие Святого Духа: «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» (Деян 2:38).

 

Речь Петра, таким образом, начало исполнение той программы, которую воскресший Иисус изложил не узнавшим Его путникам по дороге в селение Эммаус: «Так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лк 24:46-49). Эта же «программа» повторяется и в самом начале Книги Деяний: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян 1:8).

 

Апостол Петр. Мозаика базилики Сан Витале в Равенне. 546–548 г. Италия

См. также:

«Начало эры Святого Духа, начало истории земной Церкви»

Серию публикаций сайта радио «Град Петров» к празднику Пятидесятницы – «Дню рождения Церкви» – продолжает одна из бесед (восьмая) архимандрита Ианнуария (Ивлиева) на Книгу Деяний. Тема беседы – Сошествие Святого Духа на апостолов, Пятидесятница. АУДИО + ТЕКСТ

«Иешуа Машиах!» – первый Символ веры

Что значит «исповедовать веру», что такое энергии Бога и Слава Божия, почему святых «прославляют», как понимать, что Церковь одна и Церквей много, что такое кафоличность и почему Христос там, «где двое или трое…», как в ранней Церкви отличались пресвитеры и епископы, что значит «нет власти не от Бога»? Лекция «Церковь в Новом Завете» архимандрита Ианнуария (Ивлиева) в лектории «Щедрая среда». АУДИО + ТЕКСТ (вторая часть)

Общество верующих

«Церкви Фессалоникийской в Боге Отце и Господе Иисусе Христе – это уже точный адрес». Продолжаем публиковать записи архимандрита Ианнуария (Ивлиева) из архива радио «Град Петров». Предлагаем вашему вниманию фрагмент лекции на тему «Церковь в Новом Завете», прочитанной в лектории «Щедрая среда» в поддержку радио «Град Петров» в 2017 году. АУДИО + ТЕКСТ (фрагмент)

СКАЧИВАЙТЕ:

Весть Иисуса Христа о наступлении эсхатологического Царства Божия и призыв к вхождению в этот новый порядок творения через покаяние составляют основу евангельской этики». Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)

01 Богословие ап Павла  Антропология
02 Богословие ап Павла Сотериология 1
03 Богословие ап Павла Сотериология 2
04 Богословие ап Павла Экклезиология
05 Богословие ап Павла Этика

01 Имя Божие
02 Творение ч1
03 Творение ч2
04 Завет и Закон
05 Миссия и катехизация
06 Проблемы перевода
07 Современные переводы Писания
08 Богословие классическое и современное ч1
09 Богословие классическое и современное ч2
10 Наука и Богословие

Апостол Петр – самый необычный из 12 апостолов, поскольку обладал очень экспрессивным характером. К тому же, он вовсе не Петр, а Симон, а «петром» (камнем) его наименовал Иисус Христос: «…ты – Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16:18-19). То есть именно на нем – на Петре – Христос обещал основать Свою Церковь. Именно Петру вместе с его братом апостолом Андреем Первозванным Христос казал знаменитые слова: «Я сделаю вас ловцами человеков». Именно Петр пожелал идти за Христом по воде. Именно Петр, единственный из всех, кто следовал за Христом, стал защищать Его мечом, когда совершилось предательство Иуды и Иисуса пришли арестовывать в Гефсиманском саду. Но тот же Петр – то же камень и тот же, кто, единственный из апостолов, исповедал Иисуса Христом и Сыном Божиим (Мф. 16:16) – тот же человек – единственный, кто публично исповедал отречение от Него, причем трижды!

А если вспомнить более ранние события – именно Петру Христос сказал резкие слова: отойди от Меня, сатана!» (Мф. 16:23). Петр – один из трех ближайших учеников Христа, кто присутствовал на горе Фавор во время Преображения.

Петр – простой рыбак. Петр – чудотворец, Петр – миссионер, Петр – богослов.

Представление и исповедание Церкви о самой себе — очень важное свидетельство присутствия Духа в сообществе христиан. Но в разные исторические эпохи представление о том, что такое Церковь, менялось. Мы должны рассматривать ответ на вопрос «что такое Церковь» и с богословско-исторической точки зрения, и с точки зрения современного исповедания. Важным кажется и то, что определенное исповедание рождает и определенное поведение, поступки, дела. Ведь «вера без дел мертва».

Сошествие Святого Духа, дарование Святого Духа Церкви – этот день назван в народе «Троица». Троица – главный христианский догмат. Можно ли христианину просто «отмахнуться» от него, ссылаясь на его «сложность» и свое «непонимание»?

Как исповедовать Бога Троицу в своих делах?

День Святого Духа вынесен в отдельный церковный праздник – Духов день, понедельник после Троицы. Что мы знаем о Святом Духе? Какое место Он занимает в жизни современных христиан? Что значит «хула на Духа», которая, по слову Священного Писания, есть единственный грех, который не имеет пути к покаянию и прощению? Почему нужно различать духов? И как христианин может подражать Святому Духу?

СКАЧАТЬ ПЕРЕДАЧИ МОЖНО НА СЕРВИСЕ СКАЧИВАНИЙ.

Наверх

Рейтинг@Mail.ru