«Что объединяет прихожан в конкретный приход?»

Программа Александра Мраморнова

«Великий Собор»

К 100-летию Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг.

Эфир 29 марта 2017 г., 10:30

АУДИО

Гостем 10-го  выпуска программы научного руководителя проекта издания документов Собора 1917-1918 гг. А.И. Мраморнова «Великий Собор» стал Алексей Львович Беглов, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, ответственный редактор тома «Отдел о благоустроении прихода» научного издания документов Всероссийского Церковного Собора 1917–1918 гг., член Научно-редакционного совета Новоспасского монастыря.

 

Александр Мраморнов:

В прошлом выпуске программы мы начали беседу о том, как вопросы приходской жизни разбирались на Соборе 1917-1918 годов. Во второй части беседы хотелось бы затронуть вопрос о границах прихода, о его территориальности.

Алексей Беглов:

Вопрос о территориальной организации прихода был достаточно животрепещущим вопросом для 1917 года и вообще для России, русской церковной жизни рубежа XIX – XX веков. Нам сейчас довольно трудно это представить по той простой причине, что, в общем, большая часть людей (сейчас три четверти населения России живет в городах) имеют определенный выбор – когда хотят пойти в церковь, обратиться за определенным духовным руководством – у них есть определенный выбор, и не только в плане приходов, но многие могут обратиться и в монастырь за духовным окормлением и так далее.

А ситуация, которая существовала в Российской империи в конце XIX – начале XX века, была несколько иной.

Дело в том, что еще с рубежа XVII – XVIII веков приход в России обладал достаточно четким признаком территориальности. То есть прихожане, которые жили на определенной территории, были обязаны обращаться за требами к своему приходскому священнику. Более того, они были обязаны именно у него получать духовное окормление, духовное руководство.

Таким образом, в эту эпоху – эпоху так называемого синодального периода, приход претендовал, и церковные власти так его позиционировали, быть монопольным органом, который может осуществлять окормление мирян.

 

А.Л.Беглов и А.И.Мраморнов. Фото: sobor1917.ru

 

Александр Мраморнов:

А было ли в истории прихода в Русской Церкви иначе?

 

Алексей Беглов:

В общем, историки русского средневековья (я в большей степени занимаюсь синодальным и советским периодами) считают, и все согласны в этом, что такая ситуация складывалась постепенно. А на заре русской церковной истории существовал определенный плюрализм форм окормления мирян. В этом активно участвовали и монастыри, и соборы… И существовало такое явление социальное, церковно-социальное, как покаяльная семья – своего рода экстерриториальный приход, поскольку они были духовными детьми одного духовника, одного священника, при этом этот священник может и не быть связан с определенным приходом. Например, протопоп Аввакум вспоминает, когда он приехал в Москву, у него не было своего прихода, он собирался со своими духовными детьми в каком-то месте, соответственно, вот это была их покаяльная семья.

 

Александр Мраморнов:

Исследователи пишут о младших клириках в XVII веке, которые также не приписывались к определенному приходу.

 

Алексей Беглов:

Могли быть духовниками и младшие клирики, могли быть и монахи, которые даже объезжали своих духовных детей. Интересно, что была традиция причащаться только из их рук. Они возили с собой Дары. Здесь были разные интересные, забытые уже сейчас, формы окормления мирян.

 

Александр Мраморнов:

С одной стороны – забытые, с другой стороны – эти формы окормления мирян перенесены в эпоху гонений в XX веке.

 

Алексей Беглов:

Действительно. Например, отец Сергий Мечёв говорил, в виде метафоры, о своем приходе как о покаяльной семье, объединенной вокруг одного пастыря.

Да, еще были домовые церкви, где духовенство в большей степени зависело от тех, кто строил и содержал эти церкви – боярство, вотчинники и т.п.

Но постепенно, особенно в условиях борьбы с расколом, власти – и церковные, и светские – прикладывали усилия к тому, чтобы все-таки приход территориальный стал доминирующей формой церковного окормления мирян. Так, собственно, и происходит уже в начале XVIII века. Исповедь в большей степени становится территориальной.

Мне приходилось видеть документы середины XIX века, когда, например, приходские священники Козельского уезда Калужской епархии жалуются в консисторию на оптинских иноков, что они принимают их духовных детей на исповедь: они должны ходить к ним на приходы, а они идут в монастырь. Здесь даже некий конфликт существует. В Синодальную эпоху такого рода плюрализм рассматривается как неправильная вещь. А раньше он существовал как само собой разумеющееся.

Но в конце XIX столетия вот этот территориальный принцип начал подвергаться все большему, скажем так, испытанию в условиях модернизации российского общества. Когда, особенно в городах, в условиях достаточно активной мобильности населения соблюсти границы приходов было практически невозможно. И с 70-х – 80-х годов XIX столетия даже городские батюшки писали о том, что наши прихожане – это в основном квартиранты, которые меняют квартиру иногда несколько раз в год, и что это ужасно, что они не могут привязаться к какому-то отдельному приходу. Нужно полностью отказываться от территориального принципа в формировании прихода, а формировать приход на основе свободного выбора человека.

Здесь нужно сделать ремарку. Поскольку священники вели записи гражданского состояния – делали записи о совершенных ими таинствах (крещении, браке, отпевании), что имело статус гражданского состояния, то и прикрепление к какому-то конкретному приходу было очень важным для повседневной жизни православных подданных Российской империи.

Дело в том, что отношение к территориальности в течение 17-18 года менялось. Весной 1918 года по инициативе Синода работала специальная комиссия, которая создала краткие временные правила по приходскому вопросу. Комиссию возглавлял епископ Уфимский Андрей (Ухтомский), который считался одним из корифеев приходского вопроса наряду с архиепископом Серафимом (Чичаговым). Владыка Андрей и раньше развивал мысль о том, что приход должен быть не территориален, а должен формироваться по добровольному принципу.

И в этих временных правилах он провел мысль, что прихожанами являются те, кто записался в приходскую книгу.

 

 

Александр Мраморнов:

Отсюда – идея приходской книги.

 

Алексей Беглов:

Она обсуждалась и ранее. Приходская книга должна была заменить собой все остальное приходское делопроизводство – метрические книги, книги о брачных обысках и так далее. Становится одна приходская книга.

Вопрос о территориальности дискутировался как в Отделе о благоустроении прихода осенью 1917 года, так потом на пленарных заседаниях весной 1918 года. И оба раза этот вопрос был решен в пользу территориальности. Причем аргументы, которые очень хорошо сформулировал председатель Отдела о благоустроении прихода Алексей Александрович Потунов, были такие: у нас за экстерриториальность прихода высказались представители городов, против – представители села. Но поскольку Россия – страна сельская и почти 80% населения живут на селе, то в ходе голосования Отдел и принял точку зрения реального большинства населения: приход должен быть территориальным.

Но уже в эпоху гонений 1920-х годов стало очевидно, что территориальность фактически не работает. Записи о таинствах потеряли статус записей актов гражданского состояния. Те, кто был равнодушен к церковной жизни, из приходов ушли. Приходы де-факто начали формироваться как свободные приходские общины.

 

 

Александр Мраморнов:

Сейчас у нас экстерриториальный приход?

 

Алексей Беглов:

Представляется, что да. Сейчас в львиной доле случаев, по крайней мере, городское население (напомню, это ¾ населения России), имеет определенный выбор и, как правило, выбирает приход, священника – просто идя в тот или иной храм.

 

Александр Мраморнов:

Приходская книга нужна сейчас?

 

Алексей Беглов:

Приходская книга – это некий инструмент консолидации прихожан. Здесь очень важный вопрос – вокруг чего их консолидировать и какие обязанности будут следовать из записи в приходскую книгу. Я не могу сейчас дать ответ на этот вопрос. Я могу предложить экспертное мнение на этот счет. Но, опять же, многое зависит от того, какие требования к приходской жизни предъявляют священноначалие, духовенство и сами прихожане. Видимо. Должно быть некое соборное рассуждение на этот счет, каким образом должны быть консолидированы приходские общины, а одной из форм консолидации может быть и приходская книга.

 

 

О проекте издания деяний Собора 1917-1918 гг.

Великий Собор 1917-1918 годов – одно из важнейших событий, определивших судьбу нашей Родины, народов и Церкви. Научно-редакционная группа Новоспасского монастыря и НП «Спасское дело» представляют проект издания исторических архивных документов Священного Собора Российской православной Церкви.

Планируется издать 34 тома. На данный момент выпущены тома с первого по пятый, а также 14-й, на очереди в самое ближайшее время ожидается 6-й том. В первый том входят документы предсоборной работы, из которых можно извлечь плодотворный опыт организаторской практики. Второй и третий тома содержат протоколы Соборного Совета, в четвертый том вошли журналы совещаний епископов и Судной комиссии, с пятого тома публикуются Соборные Деяния, на которых обсуждались вопросы, актуальные для нас сегодня: об образовании, науке, сохранении семьи, обустройстве социальной и церковной жизни. Кроме того, Соборные Деяния отражают живую, пламенную речь живых людей того времени. Искренняя, добросовестная работа членов Собора вызывает глубокое уважение к этим умнейшим, выдающимся людям в нашей истории, – большинство из них могут быть примером для нас сегодня.

Большая часть публикуемых исторических документов впервые вводится в научный оборот. Эти материалы заинтересуют социологов, юристов, политологов, филологов, лингвистов, исследователей истории, богословов, служителей Церкви и всех, кому интересна история России. Купить книги можно в книжной лавке Новоспасского монастыря по адресу: г. Москва, Крестьянская площадь, дом 10 (метро «Пролетарская»). Изданные архивные документы Священного Собора продаются во многих крупных православных книжных магазинах. Книги можно приобрести в интернет-магазине: nsmbooks.ru.

Подробную информацию об издании и содержании исторических текстов вы найдете в группе в Контакте ProСобор1917 и на сайте sobor1917.ru.

 

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru