fbpx
6+

Приглашаем в Эрмитаж

Репортаж.

Приложение к программе «Время Эрмитажа».

В небольшом приложении к программе «Время Эрмитажа» Екатерина Степанова знакомит вас с последними новостями музея.

31 мая 2018 г.

 

В наших программах мы знакомили вас с двумя очень интересными временными выставками, которые сейчас проходят в Эрмитаже. Это выставка «Лангобарды. Народ, изменивший историю» в Манеже Малого Эрмитажа и выставка в Синей спальне Зимнего Дворца «Фантазии в нитях. Кружево и стекло Западной Европы XVI-XIX веков».

 

Традиционно на временных выставках организуются беседы для индивидуальных посетителей. О том, что это такое, мы попросили рассказать заведующую методическим сектором Научно-просветительского отдела Государственного Эрмитажа Ольгу Георгиевну Махо:

 

 

«У нас есть огромное количество программ, которые как раз для индивидуальных посетителей, которые приходят, покупают абонементы, так что беседы на временных выставках это не исключение в работе нашего Отдела. Экскурсии по временным выставкам связаны с тем, что любая временная выставка посвящена материалу, который может быть и из собрания Эрмитажа, может быть, наоборот, приезжает к нам из разных музеев или частных собраний. Вот сейчас, например, у нас выставка лангобардов из целого ряда итальянских музеев, выставка Мункачи – это Будапештский музей и частное собрание в Америке, а что касается выставки «Фантазии в нитях», посвященной кружеву  и стеклу, то это эрмитажный материал. Но временная выставка это всегда какой-то новый не совсем обычный взгляд, который или показывает более широко тот материал, котоырй частично и на постоянной экспозиции можно видеть. То же венецианское стекло – представлено на постоянной экспозиции, но временная выставка дает возможность увидеть это в новом ракурсе.

 

 

Как правило, экскурсии на временных выставках проводят наши сотрудники, которые специализируются на конкретном материале, скажем, на прикладном искусстве, если речь идет о такой выставке, как «Фантазии в нитях», или же занимаются искусством древности или средневековья, как когда речь идет о выставке лангобардов. Для самих сотрудников всегда работа на временной выставке это очень интересно. Потому что, как известно, для того, чтобы чему-то научиться надо попытаться научить этому кого-то другого. И точно также для того, чтобы для себя выставку понять лучше и запомнить более глубоко, конечно, есть несомненный резон в том, чтобы на ней поработать, потому что только в общении в значительной степени именно это еще дополнительно помогает лучше понять и почувствовать материал. Потому что когда ты только для себя смотришь, ты, может быть, до конца, в такой степени как в беседе с посетителями, не формулируешь даже для самого себя.

 

Формат такой экскурсии полтора часа, но это в определенном смысле зависит от материала самой выставки, потому что бывают выставки совсем небольшие. Конечно, можно бесконечно говорить и об одном произведении, но это бывает иногда тяжеловато слушать. А в основном экскурсии на временных выставках это полтора астрономических часа. Бывали у нас выставки очень большие, когда проводили, скажем, не одну экскурсию, а две или целый цикл экскурсий. Но сейчас у нас выставки такие, которые дают возможность хорошо, с удовольствием и поговорить, и послушать полтора часа. И для того же посетителя остается еще немножко чего-то, о чем, может быть, не успели поговорить. Но это тоже приятно, когда остаются еще какие-то для собственного рассмотрения и размышления вещи.

 

— Есть ли возможность задать какие-то свои вопросы?

 

Безусловно! Безусловно, потому что даже в анонсах и афишках, которые мы делаем, мы пишем об этих экскурсиях не «экскурсия», а «беседы на выставке». Потому что, несомненно, на временную выставку вряд ли приходит человек совершенно случайный. Такое, конечно, тоже бывает. Человек просто пришел в музей, увидел, что есть такая экскурсия и решил на нее сходить. Почему даются анонсы на сайте, в соцсетях? Потому что уже сформировался определенный круг людей, которые, не успела открыться выставка, уже в соцсетях задают вопросы «а когда там будет образовательная программа». И в основном это, конечно, рассчитано именно на человека, который интересуется материалом, может быть он уже сам посмотрел эту выставку, она его заинтересовала, и хочется послушать мнение специалиста, который об этом кое-что знает и кое-что может рассказать. Задать свои вопросы можно абсолютно всегда. Это как раз самая что ни на есть правильная форма проведения такого рода бесед.

 

Сейчас, летом, мы предлагаем такие беседы именно вечером. Почему. Потому что, повторю, они рассчитаны на тех, кто не просто первый раз или случайно, будучи в Петербурге и зная, что Эрмитаж существует, просто пришел с ним познакомиться, а для тех, кто интересуется, т.е., скорее всего, для петербуржцев. Петербуржцы, наверно, работают, если они летом в городе. Поэтому мы именно предлагаем сейчас вечернее время, чтобы человек мог после работы прийти. И в 18.45 – наверно, после работы к этому времени можно уже в Эрмитаж попасть.

 

 

В другой сезон, если речь идет о зиме-весне-осени, то мы предлагаем вечером и в выходные дни днем. Но есть ли сейчас целесообразность летом предлагать выходные дни днем? Наверно, не очень. По разным причинам. С одной стороны, потому, почему я уже сказала – летом петербуржцам хочется в выходные на дачу, за город погулять, это естественно. С другой стороны, летом днем, в выходной день особенно много посетителей, которые просто пришли в музей. И конечно, с одной стороны, выставка в Манеже Малого Эрмитажа выставка лангобардов, туда человек, который просто гуляет по музею, не обязательно зайдет или, скорее всего, не зайдет, а в Николаевском зале, где выставка Мункачи, там, конечно, в выходной день будет довольно много народу. Поэтому время выбрано в том числе для того, чтобы тем, кто придет на эту выставку, было на ней приятно находиться во время этой беседы, чтобы можно было спокойно слушать. Хотя никак не возбраняется присоединиться и прислушаться тем, кто просто проходил мимо, но, назначая время, мы, прежде всего, думаем о тех, кто специально придет именно для того, чтобы познакомиться с выставкой в сопровождении нашего сотрудника. А если это, к примеру, Синяя спальня, где выставка «Фантазии в нитях», то, если группа собирается 15 человек, это хорошо, если больше 20-ти, то это уже даже трудно смотреть, она ведь совсем небольшая, тем более, что и вещи-то такие, которые хочется рассмотреть подробно.

 

Так же как и на выставке лангобардов – археологический материал. Там, конечно, места много, и в этом смысле хорошо, но тоже вещи такие, что многие из них хочется рассмотреть внимательно.

 

Сейчас у нас анонсировано по две экскурсии на выставки Мункачи и на лангобардов и одна на «Фантазии в нитях». Но, если мы столкнемся с тем, что куплено на экскурсию много билетов, то мы может сделать не два раза в месяц, а добавить, скажем, еще пару раз.

 

— Каковы действия человека, который решил попасть на такую эскурсию-беседу?

 

Действия предельно просты. Надо прийти. Ну, конечно, не за пять минут, а подумать, чтобы можно было успеть подойти в кассу. Купить билет. Это входной билет в музей. Вся эта информация есть и на сайте, и в наших соцсетях, и на доске объявлений. Место сбора. Поскольку все три выставки сейчас проходят в Главном музейном комплексе, то место сбора у Главного контроля. И там есть администратор, который, если вдруг какие-то сложности, всегда поможет, объяснит, где собираются те, кто хочет попасть на эту экскурсию.

 

Значит, билет входной, просто входной. Если это дети, студенты, пенсионеры, то это, как всегда, в Эрмитаж бесплатно, и плюс к входному билету на любую экскурсию дополнительный экскурсионный билет 250 рублей. Это в день встречи непосредственно в кассе».

 

 

Третья временная выставка, о которой упоминала Ольга Георгиевна, это ретроспективная экспозиция знаменитого венгерского художника Михая Мункачи, на которой представлено более 60-ти произведений живописца в различных жанрах. Работы Мункачи представляют собой художественную ценность, сравнимую с произведениями известнейших европейских мастеров. Среди его работ есть картины и на Евангельские сюжеты.

 

Итак, расписание бесед для индивидуальных посетителей в июне.

 

6 и 20 июня по средам – беседы на выставке «Лангобарды. Народ, изменивший историю». Археологические памятники из итальянских музеев, рассказывающие о народе, коренным образом повлиявшем на историю средневековой южной Европы.

 

15 и 22 июня по пятницам беседы на выставке «Михай Мункачи».

 

13 июня в среду беседа на выставке «Фантазии в нитях. Кружево и стекло Западной Европы XVI-XIX веков». Экспозиция составлена из коллекций Эрмитажа, на которой можно в деталях рассмотреть причудливые и изысканные узоры, созданные мастерами-стеклодувами и кружевницами. Главная героиня, так сказать, этой выставки – это тонкая нить, передающая всю красоту изделий из стекла и ткани и подчеркивающая как тонкость стекла, так и прозрачность кружева.

 

Сбор групп в 18.45 около Главного контроля. Билеты можно приобрести в день встречи в кассах Главного музейного комплекса. Для детей, студентов и пенсионеров входные билеты бесплатные. Стоимость дополнительного экскурсионного обслуживания 250 рублей.

 

Желаем вам приятных бесед!

 

Аудио – Екатерина Степанова.

Фото – Государственный Эрмитаж.

 

См. также:

Что скрывается за горизонтом? В программе «Словарь» о слове «горизонт» размышляют искусствовед Ольга Махо и философ Марина Михайлова.

Что скрывается за горизонтом? Почему в иконе нет линии горизонта? О чем рассказывает линия горизонта у мастеров Возрождения? О чем заставляет нас задуматься эта таинственная линия? В программе «Словарь» о слове «горизонт» размышляют искусствовед Ольга Махо и философ Марина Михайлова.

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru