Как канонизируются местночтимые святые

Авторская программа Александра Мраморнова,

научного руководителя издания материалов Собора 1917-1918 гг.

«Великий Собор»

Гость: священник Максим Плякин (4 часть беседы)

Тема: вопрос о канонизации на Соборе 1917-1918 годов

Эфир 6 сентября 2017 г., 10:30

АУДИО

 

Александр Мраморнов:

Следующая тема разговора о вопросах канонизации и решениях Собора 1917-1918 годов – вопрос о  местночтимых святых. Ведь сегодня есть определенная нормативная база, а как на практике сегодня дело обстоит?

 

Священник Максим Плякин:

На данный момент запущен новый механизм прославления местночтимых святых и он, фактически, все еще в стадии обкатки. Все равно материалы идут через Синодальную комиссию – через центральную церковную власть. То есть на данный момент Священный Синод определил, что решение о местном прославлении принимает не Архиерейский Собор, а Священный Синод – по рапорту Синодальной комиссии по канонизации.

 

Александр Мраморнов:

Это при общецерковном прославлении.

 

Священник Максим Плякин:

Нет, именно – к местному почитанию. Святых к общецерковному почитанию передают на Собор архиерейский, к местному – на Синод. Но учитывая, что первые ласточки этого нового механизма уже есть – по представлению от Волгоградской митрополии прославлена игумения Арсения (Себрякова), по представлению от Смоленской митрополии прославлены пустынники Никита и Феофан – пустынники Рославльских лесов. Это уже дает какие-то плоды. Потому что канонизационный процесс, допустим, старца Никиты начинал еще наш Святейший в бытность правящим архиереем в Смоленске. Слава Богу поставлена точка в процессе, который затянулся на добрых два десятилетия. Материалы к прославлению матушки Арсении тоже собирались больше 10 лет. И сейчас благодаря вот этим новым нормам, благодаря тому, что в состав Синодальной комиссии введены представители практически всех самоуправляемых церквей нашей Церкви – уже есть первые плоды.

 

Александр Мраморнов:

А что делать с прежде прославленными местночтимыми святыми – тогда, когда какого-то определенного процесса не было, а было их почитание? Например, патриарх Никон – местночтимый в Московской епархии.

 

Священник Максим Плякин:

Со святителем Никоном ситуация следующая. Соловецкий монастырь, насельником которого он был, несколько раз пытался подать материалы к его формальному прославлению. Потому что до сих пор акта церковной власти о его почитании во святых не было и нет. Несмотря на его почитание и в Новом Иерусалиме, и на Соловках, и на Нижегородчине, где он родился. Актом церковной власти это пока не оформлено.

Что касается местночтимых святых: если почитание святого выходит за рамки той епархии, где оно уже было установлено, то епархия может ходатайствовать перед Синодальной комиссией и перед Архиерейским Собором о том, чтобы это почитание было распространено на всю Церковь. Из последних примеров – это, во-первых, святой праведный Павел Таганрогский, материалы о котором готовила Донская митрополия, Ростов-на-Дону. Во-вторых, это материалы о святых, которые были прославлены Зарубежной Церковью, это святитель Иона, епископ Ханькоуский, это мученики китайские… Я сейчас говорю о тех, о ком уже есть акт церковной власти. В прошлом году Архиерейский Собор, рассмотрев переданные через Отдел внешних церковных связей документы от Зарубежной Церкви по китайским мученикам, по святителю Ионе Ханькоускому, по страстотерпцу врачу Евгению Боткину (который в Зарубежной Церкви уже много лет почитался), вынес решение о том, что их почитание как общецерковных святых возможно, и совершил их общецерковную канонизацию. Также как 9 лет назад, на Соборе 2008 года, по рапорту той же самой комиссии по представлению Зарубежной Церкви ранее чтившийся только в Зарубежной Церкви святитель Иоанн Шанхайский был внесен в общецерковный календарь.

Когда почитание местночтимых святых переходит границы, то Церковь должна зафиксировать этот момент – что почитание вышло за пределы епархии, и, если это почитание реально широкое, Архиерейский Собор, как голос епископов всей Церкви, это свидетельствует.

Старец Симеон Псково-Печерский, святая праведная София Слуцкая, чье почитание вышло далеко за границы Белорусской Православной Церкви, преподобномученики Александр Пересвет и Андрей Ослябя… И Собор постановил, что они будут отныне в общецерковном календаре и их почитание за пределами той местности, где было первоначально местное, уже возможно именно в соответствии с актом церковной власти.

 

Александр Мраморнов:

Как, на Ваш взгляд, сегодня оценивается ситуация с почитанием новомучеников – именно реальным почитанием, а не с решениями высшей церковной власти, епархиальной власти?

 

Священник Максим Плякин:

К сожалению, новомученики очень редко почитаются персонально. Почитается либо Собор Новомучеников в целом, как сонм страдальцев, либо какие-то особо яркие фигуры. Но на практике очень часто получается так, что вот те страдальцы 20-30-х годов, которые когда-то попали в жернова репрессивных органов, на месте их служения после трех, а то и четырех поколений, сменившихся уже в обезбоженное время – их подвиг оказывался просто забыт. И сегодня фактически епархии это почитание создают заново. Когда пишутся иконы, когда на месте служения святого строится храм в его честь, когда их имена вносятся в епархиальные соборы святых…

 

Александр Мраморнов:

То есть такое «рукотворное» почитание получается.

 

Священник Максим Плякин:

Это не совсем «рукотворное» почитание, потому что это тоже часть церковной памяти. И то, что когда-то государство выкорчевало не только самих этих людей, но и память о них – обязывает нас, их потомков, к тому, чтобы эту память не потерять второй раз.

Но, с другой стороны, многие страдальцы, которые как раз оставили по себе эту память – как раз в лике святых прославлены не были. И это  тоже один из парадоксов XX века. Когда чтимые страдальцы – за пределами календаря, а почти безвестные – в календаре.

 

Александр Мраморнов:

Приведите примеры, отец Максим.

 

Священник Максим Плякин:

Два друга, два епископа – священномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский, и его друг – епископ Серпуховский Арсений (Жадановский). Священномученик Серафим прославлен, епископ Арсений – нет.

Проблемный вопрос сейчас – это канонизация архиепископа Феодора (Поздеевского). Огромное почитание, память – и в монастыре, где он служил, и как о духовном писателе. И – вопрос с достоверностью документов, по которым он был репрессирован. То есть содержащиеся в этих документах слова, приписываемые ему, насколько они – его?

До сих пор не канонизирован чрезвычайно почитаемый епископ Саратовский Вениамин (Милов), есть очень серьезные белые пятна в его биографии, мы стараемся их заполнить по мере возможности. Из всех страдальцев XX века – он самый почитаемый в Саратовской земле, но он пока не канонизирован.

И, возможно, вот эти ближайшие годы – годы и юбилея Собора 1917-1918 гг., и юбилея начала гонений, юбилея преставления первых мучеников нашей Церкви, возможно, это время осмысления и вот этой ситуации с календарем.

 

 

Слушайте также:

«Чтобы понять Собор, надо изучать его идеи»

Научный руководитель издания материалов Собора 1917-1918 годов Александр Мраморнов, автор программы «Великий Собор» в эфире радио «Град Петров», которой летом 2017 года исполнилось полгода. Эфир 4 сентября 2017 г. АУДИО

 

 

 

Память Отцов Поместного Собора 1917-1918 гг. установлена 5 (18) ноября

 

О проекте издания деяний Собора 1917-1918 гг.

Великий Собор 1917-1918 годов – одно из важнейших событий, определивших судьбу нашей Родины, народов и Церкви. Научно-редакционная группа Новоспасского монастыря и НП «Спасское дело» представляют проект издания исторических архивных документов Священного Собора Российской православной Церкви.

Планируется издать 34 тома. На данный момент выпущены тома с первого по пятый, а также 14-й, на очереди в самое ближайшее время ожидается 6-й том. В первый том входят документы предсоборной работы, из которых можно извлечь плодотворный опыт организаторской практики. Второй и третий тома содержат протоколы Соборного Совета, в четвертый том вошли журналы совещаний епископов и Судной комиссии, с пятого тома публикуются Соборные Деяния, на которых обсуждались вопросы, актуальные для нас сегодня: об образовании, науке, сохранении семьи, обустройстве социальной и церковной жизни. Кроме того, Соборные Деяния отражают живую, пламенную речь живых людей того времени. Искренняя, добросовестная работа членов Собора вызывает глубокое уважение к этим умнейшим, выдающимся людям в нашей истории, – большинство из них могут быть примером для нас сегодня.

Большая часть публикуемых исторических документов впервые вводится в научный оборот. Эти материалы заинтересуют социологов, юристов, политологов, филологов, лингвистов, исследователей истории, богословов, служителей Церкви и всех, кому интересна история России. Купить книги можно в книжной лавке Новоспасского монастыря по адресу: г. Москва, Крестьянская площадь, дом 10 (метро «Пролетарская»). Изданные архивные документы Священного Собора продаются во многих крупных православных книжных магазинах. Книги можно приобрести в интернет-магазине: nsmbooks.ru.

Подробную информацию об издании и содержании исторических текстов вы найдете в группе в Контакте ProСобор1917 и на сайте sobor1917.ru.

 

Шестой том научно-академического издания документов Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. включает текс- ты деяний (стенограмм общих собраний) Собора с тридцать седьмого по шестьдесят пятое, т. е. за вторую половину первой сессии. За это время (ноябрь — начало декабря 1917 г.) в рамках соборных заседаний состоялась интронизация Патриарха Тихона, обсуждены вопросы церковно-государст- венных отношений и революционных изменений в российском общест- ве, разобраны и приняты соборные постановления по вопросам высшего церковного и епархиального управления, проповедничества, о правовом положении духовенства, произведены выборы членов Священного Синода и Высшего Церковного Совета.

 

Девятнадцатый том научно-академического издания документов Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. содержит результаты работы соборного Отдела о монастырях и монашестве. В книгу вошли документы о создании Отдела, протоколы его заседаний, приложенные к ним материалы (в т. ч. письма с мест), проект положения о монастырях и монашествующих и другие итоговые документы Отдела, отчеты о его деятельности. Эти тексты дают ценный материал для воссоздания жизни монастырей революционной эпохи, показывают ее глазами самих монашествующих и мирян.

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru