«Господь судит нас не по тому, что мы были приличными людьми, а по тому, насколько мы были человечны»

Рябков

В программе «Неделя» события прошедшей седмицы Александр Крупинин обсуждает с протоиереем Александром Рябковым

Прямой эфир 6 февраля 2016 г., 16:30

 

Слушать дайджест новостей за неделю:

 

Александр Крупинин:  Сегодня у нас в гостях – клирик храма во имя святого великомученика Димитрия Солунского в Коломягах протоиерей Александр Рябков. Вопросы у нас все связаны с Неделей о Страшном Суде. Представители Сыктывкарской епархии оказывают психологическую помощь – страшная трагедия произошла на шахте «Северная», и потом – благотворительность в России, конференция, которая состоялась в Москве.

 

Протоиерей Александр Рябков: Эти новости, что Церковь продолжает и усиливает свое социальное служение, и настаивает на том, чтобы к социальному служению подключались и миряне, а не только духовенство – это очень важно. Потому что сегодняшняя  Неделя о Страшном Суде, сегодняшнее Евангельское чтение, сегодняшнее приготовительное воскресенье напоминает нам о том, что Господь судит нас не по тому, что мы были приличными людьми, что нас в каком-то обществе принимали, или за то, что нас кто-то уважал за какие-то внешние, земные качества, а за то, насколько наша душа была человеческой, то есть человек судится на том основании, насколько он был человечен, а не по регалиям, медалям, званиям или почету, который человек сумел стяжать. Всегда надо вести внутренний диалог с самим собой, а не обманывать себя какими-то земными достижениями. Сам пост мы воспринимаем иногда, как некий религиозный долг, который мы должны выполнить перед Богом, и этим мы замещаем свою нехристианскую жизнь, лицемерную и страстную, а себе говорим: «ну все, с меня взятки гладки, претензий ко мне больше нет, я попостился». А на самом деле Великий пост – это орудие, это инструмент. В одном из последних зачал Евангелия от Матфея мы читаем, что человек должен быть сострадателен. Отсутствие сострадания во многом зависит от эгоизма, а эгоизм зависит от страстности, от того, что натура бывает часто распоясана, расхристана, когда желания множатся, превалируют, когда человек ставит во главу угла исполнение свих желаний или какие-то земные достижения, успехи как смысл, центр своей жизни. Этим он и оправдывает  свою жизнь. И когда в Великом посту мы начинаем от чего-то отказываться, меняем ритм своей жизни, пересматриваем свои приоритеты, а важно не просто поститься – чего-то не есть, а важно пересмотреть приоритеты. Насколько мы стали земные и насколько перестали быть небесными, это очень важно. Когда же человек начинает эту работу над собой не только телесным, но и духовным постом, когда он переоценивает себя, свои усилия, свои цели, вектор своей жизни – тогда он и разворачивается к человеку, к ближнему своему.

Мы слышим заповедь «возлюби ближнего, как самого себя». Очень важный момент: сначала нужно научиться любить самого себя. И здесь тоже нас подстерегает ошибка:  если сказать человеку просто: «ты научись любить себя», – он скажет «хорошо, хорошо, я научусь, я так умею». Потому что он сразу думает, что любить себя – это  любить свои страсти, свои привычки, свою гордыню, тщеславие, свое «я», свою самость, самолюбие – не более того. И вот человек должен в Великом посту отделить от себя как коросту, как шелуху все это, с души снять: самолюбие, самомнение, корыстолюбие. Вот что снимается в Великом посту. Тогда человек раскрывается, его сердцевина нежная (она может быть уже очень маленькой), потому что эта короста, скорлупа, панцирь может быть уже очень толстым, и он может ту сердцевину, мягкую, духовную, душевную сердцевину в общем-то и задавить. Ее может даже уже  и не быть. Для этого и существует Великий пост, время подвигов (которые мы тоже очень часто понимаем формально) – это время, когда мы снимаем с себя этот панцирь, раскалываем себя, как орех, снимаем с себя эту коросту – и вот тогда мы начинаем любить самого себя настоящего, подлинного. Не того, задавленного всем этим мирским, а подлинного человека. У нас же какая проблема: мы не понимаем себя, не понимаем своего счастья, своей радости, не понимаем этих слов апостола Павла: «всегда радуйтесь».

Перед неделями Великого поста все будничные дни были посвящены чтениям соборных посланий, они все направлены на нравственность (там очень мало богословия, мало догматики), на нравственные постулаты жизни. И с ними всегда апостолы и Петр, и Иоанн, и Иаков связывали именно счастье. Это слово неполное, неполноценное, но я его использую вместо слова «радость», потому что это очень непонятное слово сейчас. Поэтому заменяю христианское новозаветное слово «радость» на слово «счастье». Апостолы в своих соборных посланиях нравственную жизнь человека связывали со счастьем, с раскрытием своей личности. Возлюбить себя – это возлюбить свою личность, которая должна раскрыться в любви к Богу, в самопожертвовании, в любви к ближнему. Когда человек начинает любить себя подлинного, тогда он приобретает силы любить и ближнего. Часто мы стараемся любить своего ближнего, но это получается очень вымученно, потому что мы не любим себя, не умеем любить то духовное счастье, которое нам Богом дано в Его воплощении, в Его воскресении. Поэтому, когда мы начинаем любить себя подлинного, мы понимаем, что раскрытие всего подлинного, что в нас есть, несет свет, который освещает все стороны нашей жизни.

 

Господь судит нас не по тому, что мы были приличными людьми, что нас в каком-то обществе принимали, или за то, что нас кто-то уважал за какие-то внешние, земные качества, а за то, насколько наша душа была человеческой, то есть человек судится на том основании, насколько он был человечен.

 

Александр Крупинин: Но как к этому идти?

 

Протоиерей Александр Рябков:  Пост – это инструмент, надо им пользоваться. Существует известная атеистическая максима: «человек есть то, что он ест». И мы можем это взять себе на вооружение и в какой-то мере с этой насмешкой согласиться. Да, на нас это влияет. И мы же не призываем, говоря о духовном посте – взять и нивелировать телесную сторону. Очень важно поменять ритм своей жизни, выйти из Великого поста не с нагулянным аппетитом для разговления в Пасху, а с желанием жить в воздержании, понимая, что само это воздержание от страстей и телесных своих желаний (не только связанных с едой, а с приобретением, присвоением чего-то, с порабощением кого-то – это тоже страсть). В начале поста в посланиях апостольских и у Иоанна Златоуста много раз будет говориться, что главное – «не ешь брата своего». Ведь нам надо не только мяса не есть, важно еще не подвергать насилию своего ближнего, даже самого близкого человека, в первую очередь. В пост мы должны задуматься: где же мой подлинный человек? От всех этих вещей: подчинение себе ближнего, попытка всегда сказать последнее слово, чтобы оно осталось за тобой, эта «ярмарка тщеславия», на которой мы постоянно толчемся – от всего этого надо освободиться, это мука мученическая – в  этом пребывать. Человек никогда ничего над собой не сделает, пока он не поймет, что он уже в аду. Люди привыкли к аду. Но постоянное желание кого-то себе подчинить, кому-то отомстить, оставить за собой последнее слово, постоянная толчея на «ярмарке тщеславия» – это же титанический труд, труд Сизифов. И пока человек не пожелает от всего этого освободиться, он будет мучиться. Нам кажется, что юродивые, блаженные, святые – это люди, которые над собой сделали усилие. Усилие – конечно, но в первую очередь они себя подлинного узнали, полюбили и захотели жить подлинно. Жить свято – это не значит мучить себя, жить свято значит наконец зажить настоящей жизнью. Можно из года в год вступать в пост и не понимать, для чего он происходит. Да, надо «танцевать от печки», надо, чтобы пост стал точкой отсчета, чтобы мы вернулись к себе подлинному.

Пост – это время, когда наконец-то можно прекратить этот ритм «холостого хода души», и душу направить на созидание самого себя, чтобы душу свою посвятить самому себе. А выйти из поста надо с желанием эту работу не прекращать. И в этом общение с ближним, раскрытие себя ближнему играет немаловажную роль.

 

Мы слышим заповедь «возлюби ближнего, как самого себя». Очень важный момент: сначала нужно научиться любить самого себя. И здесь тоже нас подстерегает ошибка:  человек сразу думает, что любить себя – это  любить свои страсти, свои привычки, свою гордыню, тщеславие, свое «я», свою самость, самолюбие – не более того. И вот человек должен в Великом посту отделить от себя как коросту, как шелуху все это, с души снять. Тогда человек раскрывается, его сердцевина нежная (она может быть уже очень маленькой), потому что эта короста, скорлупа, панцирь может быть уже очень толстым, и он может ту сердцевину, мягкую, духовную, душевную сердцевину в общем-то и задавить. Ее может даже уже  и не быть.

 

Александр Крупинин: Я так заслушался, подумал: как Вы правы и как неправильно я живу. Надо, надо все это прекращать.

 

Протоиерей Александр Рябков:  Постулат самый важный: нам надо полюбить себя подлинного, наконец-то надо себя уважать. И, как говорил Чехов, перефразируем его слова: «Какое счастье – уважать человека». Надо в себе это желание – уважать себя, уважать человека, возгревать. И когда мы увидим себя подлинного, за коркой, за коростой, тогда даже нашего ближнего, какой бы он ни был плохой вчера, сегодня мы, как рентгеном, сквозь эту корку его (сняв с себя корку) увидим и его – подлинного. Сразу меняется наша жизнь. Снимая с себя коросту и панцирь страстности, мы начинаем видеть своего ближнего, его подлинное ядро, подлинное «я». Тогда восстанавливаются наши отношения.

 

Александр Крупинин: И вот мы увидели, и можем сказать себе: «ну вот, все, я все достиг, я все сделал» и спокойно жить дальше.

 

Протоиерей Александр Рябков:  Конечно, некий покой уже приходит. Но работа не прекращается, потому что здесь уже закончилась работа вражия, и началась работа на самого себя. Здесь человек уже не может остановиться, тут не на чем останавливаться, это идет уже полет, идет парение. Здесь остановки уже не будет.

 

Александр Крупинин: Я потому говорю, что вот я уже, к примеру, парю, а вы там все где-то…

 

У нас же какая проблема: мы не понимаем себя, не понимаем своего счастья, своей радости, не понимаем этих слов апостола Павла: «всегда радуйтесь». Речь идет о счастье. Это слово неполное, неполноценное, но я его использую вместо слова «радость», потому что: что такое радость — это уже не понятно сейчас. Поэтому я говорю о счастье.

 

Протоиерей Александр Рябков:  Это значит, что человека уловили темные силы, это называется прелесть. Если человек сквозь коросту страстности видит другого человека, когда ему не мешает внешняя оболочка видеть своего ближнего подлинным, тогда все с ним нормально. Когда же он вдруг видит только свои подвиги и грехи ближнего своего, он не парит, он валяется в грязи. Другое дело, что он не понимает этого, не видит. Как прозреть? У нас была Неделя о блудном сыне. Где-то всегда есть некая точка. У любой прелести, у любой фантазии, у любого тумана есть точка, где он рассеивается. Здесь надо отдать должное Богу: Бог рассеивает этот туман. Или Он позволяет нам упереться в этом лабиринте, в который мы зашли, в какой-то угол головой, и тогда мы начинаем искать выход обратно. Или Он позволяет нам дойти до какого-то дна, от которого мы отталкиваемся и всплываем, или мы приходим к тому, что туман просто рассеивается и мы видим, что никаких царских одежд на мне нет, а на мне грязное нищенское рубище. Всегда это заканчивается. И когда мы вдруг встаем лицом к лицу со своей действительностью, мы можем впасть в такое отчаяние, что можем сказать себе, как сказал блудный сын: я вернусь к отцу. А многие говорят: нет, так и останусь тут, у корыта свинячьего. Бог-то все сделал: Он раскрыл глаза человеку и показал ему, что он у свинячьего корыта. А уже за человеком решение – встать и идти обратно, развернуться, или остаться у корыта.

 

Человек никогда ничего в себе не изменит, пока он не поймет, что он уже в аду. Люди привыкли к аду.

 

Жить свято – это не значит мучить себя, жить свято значит наконец зажить настоящей жизнью.

 

Александр Крупинин: Это очень важно, тем более, что это у нас последняя передача перед постом, и это, может быть, даже важнее всех новостей. Но, увы, передача у нас посвящена новостям.

 

Текст: Н.М. Лукьянова

 

Слушать программу полностью:

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru