Гонения времен Собора 1917-1918 гг.

Авторская программа Александра Мраморнова,

научного руководителя издания материалов Собора 1917-1918 гг.

«Великий Собор»

Гость: Константин Владимирович Ковырзин

Тема: гонения на Русскую Церковь в 1917-1918 гг.

Эфир 9 августа 2017 г., 10:30

АУДИО

 

Ковырзин Константин Владимирович — кандидат исторических наук, научный сотрудник ПСТГУ, ответственный редактор тома № 16 полного научного издания материалов Собора 1917-1918 гг.  «Отдел о правовом положении Церкви в государстве. Отдел о правовом и имущественном положении духовенства».

 

Александр Мраморнов:

Сегодня в программе «Великий Собор» вместе с историком Константином Ковырзиным обсудим тему гонений на Русскую Церковь в 1917-1918 гг. и реакции на эти гонения со стороны Поместного Собора 1917-1918 гг.

Когда мы можем говорить о начале гонения на Церковь? При Временном правительстве или при большевиках, открыто заявивших о своей антирелигиозной позиции?

 

Константин Ковырзин:

Здесь всё зависит от тех исходных оценок, на которых мы базируемся. Все-таки период Временного правительства нельзя рассматривать как период гонения на Церковь, несмотря а то, что в этот период были приняты некоторые законы, которые вызвали неоднозначную реакцию у церковного общества, в частности, постановление об изъятии церковно-приходских школ, законопроекты о необязательности преподавания Закона Божьего в школе…

 

Александр Мраморнов:

И, наверное, Грузинская автокефалия.

 

Константин Ковырзин:

Грузинская автокефалия, действительно, очень неоднозначно была воспринята. Гораздо большую негативную реакцию у духовенства и у высшей церковной власти вызывала неспособность Временного правительства остановить анархию в стране, остановить разграбление имущества, в том числе духовных учреждений, неспособность навести порядок.

 

 

Александр Мраморнов:

Можно сказать, что создавалась атмосфера разгула и вседозволенности, то есть создавались условия для этого?

 

Константин Ковырзин:

Могу согласиться.

 

Александр Мраморнов:

Но настоящие гонения начинаются уже при большевиках?

 

Константин Ковырзин:

Большевизм открыто объявил поход на религию и Церковь. Несмотря на то, что в этот период советские лидеры формально не декларировали готовность к физическому истреблению духовенства, верующих, но, тем не менее, были приняты известные законы, самый известный – январский Декрет об отделении церкви от государства, которые делали фактически невозможной полноценную церковную жизнь.

Хотя, если придерживаться хронологии, были и до этого приняты некоторые законы, в частности, Декрет о земле, который предполагал национализацию церковно-монастырского землевладения.

 

Александр Мраморнов:

И она началась?

 

Константин Ковырзин:

Здесь, наверное, правильнее говорить о том, что Декрет о земле фиксировал те процессы, которые уже по факту происходили во многих губерниях России, по меньшей мере, с лета 1917 года. Кстати, в документах Собора довольно много таких документальных свидетельств, донесений о захватах крестьянами церковного, монастырского землевладения, об убийствах священнослужителей – в основном, конечно, с целью ограбления. Это, конечно, не был организованный поход на Церковь, тем более, он не был как-то санкционирован сверху со стороны государства, но, с другой стороны, он очень ярко свидетельствовал об упадке нравственного уровня значительной части населения. И это создавало благоприятную почву для тех гонений, которые наступают после прихода к власти радикальных социал-демократов.

 

 

Александр Мраморнов:

Обстрелы Московского Кремля вызвали бурную реакцию со стороны Собора, вплоть до создания комиссии по описанию расстрелянных святынь. Это тоже факты гонений?

 

Константин Ковырзин:

Именно так это и воспринималось Собором: Кремль – величайшая святыня народа, его расстрел из смертоносных орудий, как говорилось в соборных документах, это было покушение на душу русского народа.

Ведь Собор себя понимал как выразителя чаяний большинства православного русского населения. К тому же, Собор – это один из наиболее демократических форумов на то время, если можно применять относительно к Собору такие термины.

 

Александр Мраморнов:

Физическая расправа над протоиереем Иоанном Царскосельским – это 1917 год, это тоже вызвало реакцию Собора. Но системный взгляд на гонения, наверное, начинается уже в 1918 году. Убийство Киевского митрополита стало отправной точкой?

 

Константин Ковырзин:

Наверное, раньше. Это Декрет об отделении Церкви от государства. А, точнее, те события, которые происходили в Петрограде, тогдашней столицы России, в самом начале января. Это захват Петроградской Синодальной типографии и попытка захвата Александро-Невской лавры, в ходе которой погиб один из священнослужителей – протоиерей Петр Скипетров. Эти события, пожалуй, вызвали наиболее эмоциональное обсуждение на Соборе, который как раз начал свою вторую сессию в январе 1918 года. В этот период выходит известное Послание Святейшего Патриарха Тихона – 19 января, о творящих убийства и об анафематствовании творящих убийства и беззакония. Кстати, есть точка зрения, что Послание должно было выйти под санкцией Собора несколько раньше, но Патриарх, видимо, решил взять всю ответственность на себя и оградить Собор от возможных последствий. Подобное Послание готовилось с декабря 1917 года.

 

 

Александр Мраморнов:

Начинается эпоха физических расправ, в том числе над членами Собора – митрополит Киевский Владимир и дальше целая череда соборян.

 

Константин Ковырзин:

Да, действительно. Но мы должны понимать, что вот в этом потоке насилия, с которым Церковь, в целом вся страна столкнулась в 17 – 18 году… Кстати, среди историков идут споры – когда, собственно, началась гражданская война? Некоторые считают, что события рубежа 17 – 18 годов – это и есть начало гражданского противостояния.

 

Александр Мраморнов:

Крестный ход в защиту Александро-Невской лавры и святынь в Петрограде – это тоже акт гражданской войны?

 

Константин Ковырзин:

Я бы, наверное, такое смелое утверждение не сделал. Все-таки Церковь позиционировала себя как силу мирную.

 

Александр Мраморнов:

Да. Это мирный протест.

 

Константин Ковырзин:

Совершенно верно, это форма мирного протеста. Даже среди соборян звучали призывы к активному, силовому противодействию. Но большинство соборян отвергло этот подход. Большинство соборян следовало завету Патриарха Тихона, который был сформулирован в том же Послании от 19 января: силе смертоносного оружия безумцев противопоставить силу молитвы и властного всенародного вопля.

 

 

Александр Мраморнов:

Когда создается Комиссия по гонениям?

 

Константин Ковырзин:

Комиссия по гонениям создается в конце марта 18 года, когда уже в адрес Высшего Церковного Управления Собора поступило довольно большое количество донесений о различных формах притеснения Церкви, о насилиях в отношении духовенства и мирян.

 

Александр Мраморнов:

Соборяне поняли, что надо что-то делать?

 

Константин Ковырзин:

Соборяне поняли это гораздо раньше. Но возникла необходимость систематизации мер, которые принимались и на местах – в епархиях, и Высшим Церковным Управлением.

 

Полностью слушайте в АУДИО.

 

Память Отцов Поместного Собора 1917-1918 гг. установлена 5 (18) ноября

 

О проекте издания деяний Собора 1917-1918 гг.

Великий Собор 1917-1918 годов – одно из важнейших событий, определивших судьбу нашей Родины, народов и Церкви. Научно-редакционная группа Новоспасского монастыря и НП «Спасское дело» представляют проект издания исторических архивных документов Священного Собора Российской православной Церкви.

Планируется издать 34 тома. На данный момент выпущены тома с первого по пятый, а также 14-й, на очереди в самое ближайшее время ожидается 6-й том. В первый том входят документы предсоборной работы, из которых можно извлечь плодотворный опыт организаторской практики. Второй и третий тома содержат протоколы Соборного Совета, в четвертый том вошли журналы совещаний епископов и Судной комиссии, с пятого тома публикуются Соборные Деяния, на которых обсуждались вопросы, актуальные для нас сегодня: об образовании, науке, сохранении семьи, обустройстве социальной и церковной жизни. Кроме того, Соборные Деяния отражают живую, пламенную речь живых людей того времени. Искренняя, добросовестная работа членов Собора вызывает глубокое уважение к этим умнейшим, выдающимся людям в нашей истории, – большинство из них могут быть примером для нас сегодня.

Большая часть публикуемых исторических документов впервые вводится в научный оборот. Эти материалы заинтересуют социологов, юристов, политологов, филологов, лингвистов, исследователей истории, богословов, служителей Церкви и всех, кому интересна история России. Купить книги можно в книжной лавке Новоспасского монастыря по адресу: г. Москва, Крестьянская площадь, дом 10 (метро «Пролетарская»). Изданные архивные документы Священного Собора продаются во многих крупных православных книжных магазинах. Книги можно приобрести в интернет-магазине: nsmbooks.ru.

Подробную информацию об издании и содержании исторических текстов вы найдете в группе в Контакте ProСобор1917 и на сайте sobor1917.ru.

 

Шестой том научно-академического издания документов Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. включает текс- ты деяний (стенограмм общих собраний) Собора с тридцать седьмого по шестьдесят пятое, т. е. за вторую половину первой сессии. За это время (ноябрь — начало декабря 1917 г.) в рамках соборных заседаний состоялась интронизация Патриарха Тихона, обсуждены вопросы церковно-государст- венных отношений и революционных изменений в российском общест- ве, разобраны и приняты соборные постановления по вопросам высшего церковного и епархиального управления, проповедничества, о правовом положении духовенства, произведены выборы членов Священного Синода и Высшего Церковного Совета.

 

Девятнадцатый том научно-академического издания документов Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. содержит результаты работы соборного Отдела о монастырях и монашестве. В книгу вошли документы о создании Отдела, протоколы его заседаний, приложенные к ним материалы (в т. ч. письма с мест), проект положения о монастырях и монашествующих и другие итоговые документы Отдела, отчеты о его деятельности. Эти тексты дают ценный материал для воссоздания жизни монастырей революционной эпохи, показывают ее глазами самих монашествующих и мирян.

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru