6+

«Этично ли на литургии находиться в медицинской маске?»

Александр Степанов

«Пастырский час» — час главного редактора

Прямой эфир 3 февраля 2016 г., 20:30

Программу ведет протоиерей Александр Степанов, настоятель храма св. вмч. Анастасии Узорешительницы, настоятель храма св. мч. Иоанна Воина в Колпинской воспитательной колонии, главный редактор радио «Град Петров»

 

Вопрос (2): О воображении во время молитвы. Почему нельзя во время молитвы воображать себе какого-либо святого, или Бога, или Пресвятую Богородицу и обращаясь к этому воображаемому образу произносить молитву? Перед иконами можно, а воображаемому образу нельзя?

Отвечает протоиерей Александр Степанов: Речь идет, конечно, не о том, что мы не можем себе воображать, что мы стоим перед Господом Богом или перед Божией Матерью или перед каким-то святым, а речь идет о фантазировании каких-то конкретных черт, может быть, о реакции на наши слова. Когда мы начинаем представлять себе такое «кино». Вот это, конечно, плохо. Но, собственно говоря, почему икона помогает нам молиться? Ведь это же образ, конкретный образ, с конкретными чертами. Потому что мы должны все время помнить, что мы обращаемся к личности, к личности человека, не просто к какой-то неведомой силе, какому-то вселенскому разуму, или к чему-то такому неведомо великому и бесконечно сильному, но мы обращаемся к личности. Потому что Бог есть личность. И, конечно, любой человек, начиная от Матери Божией и кончая святыми, тоже есть личность. Поэтому иконный образ заставляет нас так строить нашу молитву, так строить наше отношение с тем, к кому мы обращаемся, как мы строим с конкретным человеком. Ибо так оно и есть.
Икона помогает нам сфокусировать наше молитвенное усилие. Когда говорится о том, что не нужно представлять себе каких-то зримых образов, речь здесь идет о психологическом взаимодействии. Когда мы говорим с человеком, он реагирует на наши слова, мы реагируем на него, как он нас слушает, как он нас воспринимает. И у нас строится какой-то диалог, мы смотрим друг другу в глаза. Вероятно, вот такое молитвенное общение с воображаемой реакцией на наше обращение к святому или ко Христу как раз не рекомендуется, потому что оно отвлекает от сути. Мы должны высказать той личности, к которой мы обращаемся, то, что мы имеем, и не моделировать себе эту личность по своему собственному воображению и усмотрению. Это всегда будет, скорее всего, особенно если мы говорим о Христе, о Богочеловеке, некоторое снижение того реального образа Божия, который Он несет. И такие чувственные переживания, подогретые эмоции, которые возникают часто в нашем общении с другими людьми, неуместны в молитве. По крайней мере, в молитвенной практике, которую проповедует Православная Церковь. В Западной Церкви, скажем, такое воображение поощряется в гораздо большей степени. Там тоже есть разные отцы, которые по-разному советуют аскетически свою молитву строить. Но такой момент психологизации, эмоциональности молитвы в западную молитвенную практику, несомненно, входит. Что не характерно для молитвы в Православной Церкви.

 

Вопрос (4): Практический вопрос. Если на работе (в бухгалтерии, на предприятии) тебя обманывают, надо ли смириться или стоит отстаивать свои права?

Отвечает протоиерей Александр Степанов: Я считаю, что выяснить стоит. Возможно, где-то произошла ошибка. Надо выяснить, по возможности, исправить ситуацию. Здесь возникают другого рода коллизии. Когда люди работают в бухгалтерии, в каких-то фирмах, на предприятиях, где с финансами происходят не вполне чистые операции. И вот это, кончено, очень волнует верующих людей: их вынуждают прибегать к какой-то лжи. А иногда такая ложь может привести и к каким-то преследованиям со стороны властей, вполне законным преследования, если есть финансовые нарушения. Как тут быть? Такой вопрос мне задают часто, в т.ч. мои прихожане. Это, действительно, очень большая и серьезная нравственная проблема, которую, к сожалению, перед нами ставит не только предприниматель, хозяин фирмы, который идет на такие шаги, но и само государство, которое предпринимателя ставит в такие условия, что он должен давать кому-то какие-то взятки, «откаты» и т.п. И в результате он должен действовать нечестно. Это, конечно, глубоко противоестественная ситуация, когда общество живет не по правде, а живет все время в мелком «подвирании». Мелком, а иногда и не мелком. Большинство людей, конечно, сталкиваются с мелким. Те, кто выше, совершают более недостойные действия. Какой тут совет можно дать? Если можно найти другую работу, не связанную с таким обманом, я советую это сделать. И себя не погружать в это. Но, к сожалению, у нас в стране это явление слишком распространено сегодня. Вообще говоря, на Страшном Суде каждый ответит за свое. Те люди, которые создавали такую ситуацию в обществе, ответят гораздо серьезнее, чем те, которые, будучи мелкими подчиненными или исполнителями, никак не могут изменить ситуацию и вынуждены ради хлеба насущного участвовать в таких действиях. Но грех остается грехом. Никак нельзя думать, что, действуя нечестно, мы за это не ответим. Ответят все. И подчиненные, и, в гораздо большей степени, начальствующие, которые создают условия, которые вынуждают людей участвовать в нечестных действиях. В Евангелии есть очень точные слова: «Кто соблазнит одного из малых сих, тому лучше, чтобы жернов каменный повесили на шею и бросили в море» (Мф.18:6).

 

Вопрос (13): В нашем храме всегда много прихожан. Но сейчас эпидемия гриппа, люди даже умирают. А некоторые прихожане, не думая о других, приходят в храм больными и могут заразить других. В связи с этим вопрос: этично ли на литургии находиться в медицинской маске? Или всецело положиться на волю Господа, или «не искушай Господа Бога Твоего»?

Отвечает протоиерей Александр Степанов: Я думаю, правильно последнее. Я не вижу никакого искушения, если на литургии кто-то в медицинской маске. И если заболевший гриппом человек пропустит службу, послушает трансляцию богослужения по радио, я думаю, Господь не осудит, если он не пошел на службу потому, что боялся заразить своих братьев и сестер таким серьезным вирусом, эпидемия которого есть сейчас.

 

Другие вопросы в этом выпуске программы «Пастырский час»:

1) Что делать, если бабушка некрещеная и креститься не хочет?

2) О воображении во время молитвы. Почему нельзя во время молитвы воображать себе какого-либо святого, или Бога, или Божью Матерь и обращаясь к этому воображаемому образу произносить молитву? Перед иконами можно, а воображаемому образу нельзя?

3) О разночтении между разными переводами текста (псалом 131, стих 8): «Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни твоея» и «Стань, Господи, на место покоя Твоего, Ты и ковчег могущества Твоего».

4) Практический вопрос. Если на работе (в бухгалтерии, на предприятии) тебя обманывают, надо ли смириться или стоит отстаивать свои права?

5) Что же тогда сердечная и горячая молитва, если она не должна быть чувственной и эмоциональной? Ведь если мы молимся в беде или радости, это уже психоэмоциональное состояние.
6) Собираюсь продавать квартиру. Какому святому помолиться?

7) Мне скоро восемьдесят. Привыкла к слову «церковь». Почему сейчас чаще употребляют слово «храм»? В чем разница между церковью и храмом?

8) Батюшка, объясните пожалуйста, что такое смирна и что такое миро? В чем разница?

9) Уместно ли использование сокращения РПЦ на радио?

10) Батюшка, нужно ли поститься в четверг и субботу накануне причастия, если человек регулярно держит пост в среду и пятницу?

11) В силу своей духовной малограмотности долгое время думал, что нечистые духи имеют силу и власть. После того, как начал читать книгу святого старца Паисия Святогорца обрадовался и пришел к выводу, что ни силы, ни власти, они не имеют. И все плохие мысли, ими насаждаемые, нужно принимать как чистейшую ложь. Правильно ли я понял, что нельзя верить ни единому помыслу со стороны. И тогда, если человек верит Господу Богу, он будет нормально жить без уныния?

12) Почему просят Архангела Гавриила о возвещении смертного часа?

13) Батюшка, сейчас эпидемия гриппа. Этично ли на литургии находиться в медицинской маске?

14) Меня смутило следующее. Обычно в календаре дни поминовения усопших отмечены в субботу. А почему 7 февраля, воскресенье, отмечен так же?

 

Текст: Ольга Качаева

Наверх

Рейтинг@Mail.ru