Чудотворения в Ветхом Завете

Переход через Красное море. Айвазовский
И. Айвазовский. Переход евреев через Красное море. 1891 г. 

Программа Александра Крупинина и Натальи Фаниной

«Истина и Жизнь»

Тема: чудеса в Ветхом Завете

Гость: преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии Дмитрий Добыкин

АУДИО + ТЕКСТ

 

Александр Крупинин:

Здравствуйте, уважаемые радиослушатели! В эфире радио «Град Петров» очередная передача из цикла «Истина и Жизнь», посвященная современному православному богословию.

Сегодня у нас в гостях преподаватель Санкт-Петербургской Духовной академии Дмитрий Георгиевич Добыкин. Здравствуйте, Дмитрий Георгиевич!

 

Дмитрий Добыкин:

Здравствуйте!

 

АК:

Сегодня мы хотели поговорить о такой интересной и приятной теме – о чудесах. Что такое чудо и откуда оно берется? Какие чудеса были в Ветхом завете и в Новом завете? Как к этому относиться? Есть ли чудеса в нашей жизни?

 

ДД:

Хорошо, давайте сначала поговорим о том, что такое чудо, очень-очень кратко – просто дадим определение, что такое чудо. А потом поговорим о чудесах в Ветхом завете – сначала вообще о чудесах ветхозаветных, а потом давайте разберем несколько таких самых известных чудес – что они означали, что они показывали.

Существует разные определения чуда. Но чудо с точки зрения богословия, не с точки зрения обыденного языка, а именно богословия определяется так – вот, я нашел определение, которое мне понравилось и с которым я согласен: «чудо – это событие, которое бы не могло произойти по естественным причинам, действовавших в то время и в том месте, когда и где данное событие произошло». В этом определении говорится о том, что чудо – это то, что выходит за рамки обычного течения событий, естественных процессов природы. Если бы природа жила по своим законам, то, конечно, чуда бы не было. Но Бог вмешивается, вмешивается сверхъестественным путем, и происходят изменения этого естественного течения, происходит то, что мы называем чудом.

 

АК:

Но дело в том, что понятие естественной причины тоже нужно оговорить. Для того, чтобы знать чудо это или не чудо, мы должны знать, естественные здесь были причины или неестественные. Если взять, скажем, человека тысячелетней давности, поселить в наш мир, показать ему, к примеру, телевидение. И вот, события, которые происходят в другой стране, он может увидеть в своей комнате. Он бы это воспринимал как чудо. Почему? Потому что он не знает всех законов, которые привели к возникновению телевидения.

 

ДД:

Да, естественно, но в том определении, которое я зачитывал, подчеркивается, что они бы не произошли, если бы было естественное течение этих событий. Тот пример, который Вы привели – это, скорее, незнание. Если мы знаем эти события, знаем эти законы, знаем, как устроен телевизор – то для нас это не чудо. Но если бы работал телевизор, а на экране вдруг появилась бы та картинка, которая не могла там появиться, и никакими естественными законами мы не могли бы это объяснить – тогда бы мы могли говорить либо о аномалии, либо о чуде. Аномалия – это все равно естественный закон, а вот чудо противоречит естественному закону. Даже уточню: не то, что противоречит; так как чудо сверхъестественно, то оно вообще не вписывается в категорию естественных законов.

 

Наталья Фанина:

Бывают такие действия, тоже сверхъестественные – например, человек взглядом может передвигать тарелки, или какие-то такие вещи, которые какого-то особого смысла не имеют, но они явно сверхъестественные…

 

ДД:

В России существует Фонд имени Гарри Гудини. В нем есть призовой фонд в один миллион рублей, и чтобы получить этот миллион рублей, нужно подвинуть тарелку взглядом. Фонд существует около пяти лет, и еще никто не смог передвинуть тарелку. Подобный фонд существует в Америке, существует уже пятьдесят, не менее, лет. И за пятьдесят лет миллион долларов так и лежит в банке.

Если я увижу двигающуюся тарелку, я скорее подумаю, что это фокус. Но фокус – это не чудо, фокус – это ловкость рук, это эффектно. Но чудо не имеет к этому никакого отношения.

 

НФ:

То есть Вы отрицаете, что возможны случаи таких сверхъестественных явлений, не несущих какой-то особой смысловой нагрузки?

 

ДД:

Понимаете, когда мы говорим о сверхъестественных явлениях, то нужно всегда говорить о причинах этих сверхъестественных явлений. Причины могут быть либо божественные, либо небожественные – либо это фокусы. Я, как и любой христианин, говорю о том, что есть Бог, что есть противоположная ему сила, которая, конечно же, не является равной Богу, но тоже обладает силой, и эта сила может проявляться в этом мире. Поэтому те чудеса, которые не от Бога, по поводу которых мы уверены, что это не фокусы – то это, конечно же, чудеса противоположной силы.

 

НФ:

То есть мы можем противопоставить магию и чудеса?

 

ДД:

Конечно.

 

АК:

Может быть, тогда мы начнем с Ветхого завета?

 

ДД:
Хорошо. Я преподаю в Духовной академии Пятикнижие, и поэтому чудеса, о которых я буду говорить, это чудеса, описанные в Пятикнижии. И если говорить о чудесах в Пятикнижии, особенно о чудесах в книге Исход и в последующих книгах, то эти чудеса условно можно разделить на две категории: одни чудеса, которые избранный народ видел; а другие чудеса – это чудеса, которые касались конкретно их самих.

Чудеса, которые они видели – это, конечно же, казни египетские. Чудеса, в которых они участвовали, которые касались их самих – это чудеса, которые происходили с ними в пустыни. Зачем я так разделил? Мы понимаем, что чудеса и из первой категории, и из второй относятся к Божественным чудесам. И очень важно, что эти чудеса указывают на Бога, но указывают на Бога они по-разному.

Давайте разберемся с чудесами, которые народ увидел в казнях. Когда Бог посылает Моисея совершить чудеса перед фараоном, и перед жрецами фараона, и вообще перед всем Египтом, Он подчеркивает, что эти чудеса должны были показать, что боги Египта – не боги, а Бог – это Яхве. И все эти чудеса направлены на то, чтобы это показать. Существуют такие таблички или такие списки, где описано одно чудо и перечисляются либо один египетский бог, либо несколько египетских богов. Очень интересно, но для чего эти таблички – где-то одни имена, где-то другие имена? Для чего все эти чудеса, это перечисление? Для того, чтобы показать, что все боги Египта – не боги. Но главное даже не в этом. Главное – показать, что богом не является главный бог Египта. Мы задаемся вопросом – а кто главный египетский бог? Осирис, Ра, Гор, Тот, Анубис? Нет, главный бог Египта – это фараон. Он бог. И задача фараона была в том, чтобы защитить Египет от всех несчастий, которые могли на него посыпаться: неурожай, неразлив Нила, засухи. И каждое описанное чудо, на самом деле, направлено не только против египетских богов, но и против главного египетского бога – против фараона. Евреи смотрят на эти чудеса и видят, что является истинным Богом. Это они понимают. Но они видят все это со стороны. Последняя казнь – смерть сына фараона. Подчеркнуто, что умирает первенец фараона; фараон не может защитить даже собственный дом, а не то, что весь Египет. Евреи же спасаются, и они видят чудо и понимают, что Бог имеет абсолютную власть.

Это чудеса, которые евреи видели. Дальше начинаются чудеса, в которых евреи участвуют. Мы можем сказать, конечно, что евреи спасались от этих казней и этим тоже участвовали и в этих чудесах. Но по-настоящему мы можем говорить о таких чудесах, как переход через Красное море, дарование манны, дарование пищи, дарование воды – и дальше идут чудеса. В чем смысл этих чудес? Когда читаешь об этих чудесах, то, что называется вне контекста, то они кажутся просто чудесами. Но эти чудеса нужно рассматривать именно в контексте одного очень важного события, которое описано в книге Исход и которое произошло на горе Синай. Как вы думаете, какое это событие?

 

АК:

Дарование Торы?

 

ДД:
Дарование Торы – это чудо, но это чудо, следующее за этим событием.

Уточню – не на горе Синай, а под горой Синай. Вот Ваша реакция – обычная, потому что о том, что произошло раньше дарования Торы, часто забывают. Хотя это слово мы с вами произносим очень часто. Под горой Синай был заключен Завет.

 

АК:

Но это же не чудо?

 

ДД:

Но если мы говорим о том, что Бог вмешался в обычную историю евреев, это все-таки чудо. В разговоре о чудесах очень важно говорить о завете. Слово «завет» вообще мы не очень часто используем. Когда мы произносим слово «завет», мы либо говорим о Библии, либо – простите за такое сравнение, но вот вспоминается из прошлого: «заветы Ильича». То есть какие-то постановления.

Но в Библии слово «завет» используется не только как какое-то там постановление, но и как договор. А если мы говорим о договорах, то договоры ведь бывают равносторонние, когда два одинаковых человека о чем-то договариваются, либо два государства, либо два, скажем, племени. Скажем, две высокие стороны договорились о том-то и о том-то. Но есть еще один вид договора – неравносторонний. Есть тот, кто выступает источником договора, определяет условия, говорит о том, что будет, если договор исполнится, и что будет, если договор будет нарушен. И вторая сторона, которая принимает этот договор, она не обсуждает этот договор, она просто с ним соглашается, она просто его принимает. Такой договор – это договор, который описан в Ветхом завете, и не только в Ветхом завете, но и вообще в Библии. Есть Бог, Который инициатор завета, Который диктует условия завета – те же самые заповеди, говорит о том, что будет, если люди будут исполнять этот завет, и что будет, если они не будут исполнять этот завет. И есть еврейский народ, который говорит: да, мы принимаем этот завет и будем его исполнять. Вот здесь заключается завет, и после заключения завета, хотя мы можем говорить и до заключения завета, но Бог ведь ведет еврейский народ к Синаю, чтобы там заключить завет. Все эти чудеса связаны с заветом.

Бог – инициатор, но Он на Себя же берет условия. Он говорит: вы должны делать то-то и то-то, а Я за это вам сделаю то-то и то-то. И вот евреи заключают Завет или готовятся к заключению завета, и Бог творит чудеса, чтобы показать, что Он выполняет Свои условия завета. Он кормит еврейский народ. Почему Он кормит еврейский народ? Потому что Бог – это Тот, Кто властелин еврейского народа. А владыка должен кормить своих работников, своих рабов. Он защищает Свой народ – это тоже условие договора. И евреи спасаются от всяких бедствий, когда они, например, переходят Чермное море или когда на них нападают враги, а они их разбивают. Бог их защищает, Бог выполняет условия этого договора. При этом Бог исполняет условия договора, творит эти чудеса, даже когда евреи еще ничего не делают. Евреи еще не заключили завет – но Бог их спасает, Бог им дарует манну, дарует пищу, дарует воду. А евреи принимают это.

Но мы не должны забывать о таких античудесах. Античудеса – что я обозначаю этим словом? Хорошо, когда с неба сыпется манна или прилетают перепела. А когда, например, умирает множество народа? Это ведь тоже чудо, но чудо, которое произошло из-за того, что евреи не выполнили условия завета. Бог говорит: Я Бог, и других богов не должно быть. И ты не должен делать никаких изображений. А что делают евреи? Они изготавливают золотого тельца и начинают ему поклоняться. И тогда начинается истребление, начинается мор, они погибают. Вот такие чудеса, которые должны были евреев вернуть к тому состоянию, в котором они должны выполнять завет с Богом. Бог дает чудеса для того, чтобы евреи увидели, что Он исполняет Свою часть договора, а они должны исполнять свою.

 

НФ:

Я, например, не совсем поняла этот момент по поводу мора. Допустим, если взять наше время. Вот, люди нарушают заповеди Божии, и понятно, что они становятся духовно слабыми, и тогда начинаются и какие-то физические проблемы, какие-то болезни. Чем это отличается от этого ветхозаветного чуда?

 

ДД:

Когда я говорю о том, как мор погубил евреев, я имею в виду, что там был описан именно чудесный мор – люди просто умирали, даже не от болезней. Это была даже не болезнь, но их настигала внезапная смерть, пока священник не встал с кадилом и не остановил этот мор. Это особенность ветхозаветных чудес – показать, что Бог исполняет Свои условия договора.

Я бы хотел вернуться к тем чудесам, которые описаны в казнях. В этих чудесах Бог показывал и Свое всемогущество, когда Он побеждал всех этих мелких божков. Мы можем говорить, что эти чудеса были чудесами, готовящими евреев к принятию завета. Почему? Когда мы говорим, что древние люди были язычниками, то мы представляем себе, что они верили во множество богов. Это абсолютно верно, но кроме таких политеистов были такие язычники, которые говорили: да, есть много богов, но у нас есть свой бог – греческий бог, еврейский бог, татарский бог, русский бог.

 

АК:

Ну да, сейчас это тоже очень распространенная религия…

 

P1200855

ДД:

Да, это такое представление о боге, которое называлось генотеизм или энотеизм. «Бог нашего народа». Вот, представьте, приходит Моисей и говорит: «мне явился Бог и сказал, что Он нас выведет из египетского плена». Евреи отвечают: «хорошо, наконец-то, явился бог, который любит евреев». То есть один из богов, который любит евреев, и он нас может вывести из рабства. Но ведь наш Бог – это не один из богов. Он – совершенно другой, Его нельзя ставить на один уровень с богами каких-то других народов. Даже если он очень сильный, даже если он победил каких-то богов. Нет, здесь совсем не то. И здесь нужно разобраться, как язычники воспринимали своих богов. Да, они верили в этих богов, но для них эти боги были богами с маленькой буквы. Все язычники знали, что за этими богами есть Бог, Который где-то там, далеко, Которому не поклоняются, Который не участвует в творении мира. Но именно Он – Бог с большой буквы.

 

АК:

Наверное, они как раз не знали, но чувствовали или предполагали?

 

ДД:
Когда мы говорим – знали-не знали, мы имеем в виду, что существовали мифы, и в этих мифах об этом говорилось. Но этому Богу с большой буквы не поклонялись. Он где-то далеко. По одной из версий, Он просто породил этих богов и ушел. По другим версиям, Его куда-то забросили.

 

АК:

Но ведь дело в том, что эти боги, которым поклонялись язычники, использовались для неких земных целей. И нужно было как-то этих богов убедить с помощью тех или иных обрядов, чтобы они помогали именно в земной, в этой жизни. В этом какой-то подчиненный смысл этих богов.

 

ДД:

Да, это было очень удобно: ты мне, а я – тебе. Но «большого Бога» не трогали.

 

НФ:

У меня вопрос как раз по поводу этого «большого Бога». Да, они Его не трогали, хотя знали о Его существовании, но, тем не менее, какое к Нему было отношение?

 

ДД:

Очень интересное. Некоторые язычники называли этого Бога – «праздным Богом». Потому что Он почил от своих дел. Он не участвует в этом мире, Он не участвует в делах этого мира. Он почил от своих дел. Фраза знакомая?

 

АК:

Да, конечно. Из книги Бытия.

 

ДД:

Когда Моисей писал эту фразу, он говорил о том, что наш Бог – это вот тот самый «праздный Бог», о Котором вы все знаете, но вы Ему не поклоняетесь. А Он к нам пришел. К нам пришел не «еврейский бог», один из богов с маленькой буквы, а тот самый Бог. И все эти чудеса должны вам показать, с Кем вы скоро заключите завет.

 

НФ:

Этот Бог не был в одном ряду с остальными богами для язычников? Или Он был как некое предчувствие или бесконечность, о которой нельзя было думать, потому что это никак не сочеталось с реалиями земными? Язычники ставили Его чуть выше, чем всех остальных богов?

 

АК:

Я думаю, что это никак не формулировалось…

 

ДД:

Есть такое выражение – первоначальный монотеизм или первобытный монотеизм. По мнению некоторых религиоведов, на самом деле люди первоначально верили в одного Бога, а потом появились представления о многих богах. А тот самый первый Бог был как бы отодвинут на периферию, и о Нем знали, но в религиозной жизни Он не участвовал никак. Он просто – был. Но Ему не поклонялись, Ему не приносили жертвы, Ему не строили храмов. Почему? Потому что язычники считали, что это бесполезно – ведь Он далек, Он почивает. И это как со знаком «плюс», так и со знаком «минус». Ему просто бесполезно поклоняться.

А Библия говорит о противоположном.

 

АК:

То есть этот Бог был как бы создателем и всех людей, и всех этих богов, которые так же были тварью, как и люди?

 

ДД:

Да, так представляли себе язычники. Мы, конечно же, понимаем, что никаких богов с маленькой буквы не существует. В Ветхом завете это не всегда ясно; в Новом завете достаточно четко сказано, что боги язычников – суть бесы. Бесы стали на место этих богов, и этим бесам под видом богов поклонялись люди. Люди поклонялись тем, кто не суть боги – солнцу, луне, звездам, каким-то животным. Это не боги, но люди им поклонялись, поскольку считали, что это боги. И вот так они описали связь истинного Бога с этими богами. Конечно же, в реальности это не так, но я говорил не о реальности, а о представлениях язычников.

Не надо думать, что евреи были атеистами. Не надо думать, что евреи были монотеистами в том виде, в каком мы себе их представляем. В Египте они провели четыреста лет, причем в очень агрессивной религиозной среде. Да, они помнили об истинном Боге, но Бог с ними не говорил. Вот у нас уже двадцать пять лет в стране нет атеизма, а мы все еще не можем отойти от этого по-настоящему. Атеизм государственный продолжался восемьдесят лет, и такой эффект. А тут – четыреста лет. И евреи могли воспринимать истинного Бога как одного из богов – вот «наш бог». Моисей своими чудесами, вернее, Бог через Моисея Своими чудесами показал, что это не так, и, в свою очередь, чудеса должны были подвести народ к мысли, что тот Бог, с которым они заключили завет, этот тот самый «праздный Бог».

 

АК:

Но, возвращаясь к чудесам. Расскажите о некоторых из чудес, которые иногда вызывают у нас удивление. Например, неопалимая купина – в чем смысл этого чуда?

 

ДД:
Говоря о чудесах, я бы хотел сказать следующее: очень часто мы пытаемся к чуду подогнать какие-то естественные процессы – «ну, это может быть…» К неопалимой купине мы вернемся, а вот такая история, например: могли ли евреи перейти через Иордан? Да, конечно, могли. Было когда-то там землетрясение, какая-то скала упала – и поехали.

 

АК:

У меня была в детстве такая книжка «Библейские сказания» Зенона Косидовского. При всей ее материалистичности она на меня очень большое произвела впечатление и имела большое влияние. Я-то меньше всего думал о материалистическом, а почувствовал по этой книге, когда впервые читал, что действительно, все это так и было, что это совсем не мифы, а это – правда. Мне было тогда лет двенадцать.

 

ДД:

Да, ее издавали в серии «Библиотека атеистической литературы». У меня она тоже есть.

 

АК:

И в этой книге чудеса пытались объяснить естественными причинами.

 

ДД:

Да, есть такой способ. Иногда таким же способом действуют некоторые христианские авторы.

Но не стоит этого делать по одной простой причине: мы можем объяснить таким образом одно чудо, второе, третье. И через некоторое время мы придем к выводу, что вообще чудес не существует – все это естественные процессы. Да, земля затряслась – это ведь естественный процесс? Скала упала – да, и это может быть? Но почему она упала именно в то время, когда евреи переходили Иордан? Или почему ветер подул именно тогда, когда евреи убегали от египтян? Христиане не отрицают того, что Бог использует естественные процессы. Что гнало воду? Ветер. Но если бы Бог не вмешался, ветер мог бы дуть и совершенно в другую сторону.

По поводу неопалимой купины. Сам процесс возгорания кустов был естественный, и Моисей эти возгорания кустов видел наверняка не один раз, ведь он сорок лет пас скот в пустыне, он многое видел. И его это не должно было удивить. Но в описании в книге Исход подчеркнуто, что Моисей увидел куст, который горел, но не сгорал. И это привлекло его внимание – для чего? Для того, чтобы он подошел к этому месту, и из этой неопалимой купины с ним заговорил Бог. Эффектно? Да, конечно, эффектно. С другой стороны – зачем?

 

АК:

Бог ведь мог говорить без всякой купины?

 

ДД:
Да, зачем эта купина? Но Моисею как человеку своего времени нужно было показать силу Бога – что Он может защитить то, что вообще-то должно было сгореть. Еврейский народ должен был погибнуть сотни раз, раствориться среди египтян, погибнуть как народ. И он мог погибнуть потом еще много-много раз. Сколько раз на него нападали разные враги – но Бог защищает еврейский народ. Как защищает этот куст от огня. И Моисей видит это чудо, может быть, он до конца его и не понимает. Но Бог показывает свою власть. Мы читаем об этой власти – и делаем выводы: Бог может защитить от огня то, что должно было сгореть. Бог может защитить тот народ, который должен был исчезнуть.

 

НФ:

То есть мы можем сказать об этом чуде, если не понимать его смысл, что это похоже на фокус? Но мы можем сказать, что это именно символ. Горящий и несгорающий куст символически говорит о том, что Бог защищает Свой народ, что Он не карает. Это воспринимается как символ – то, что Бог хочет сказать через символ.

 

ДД:
Да, мы чуду даем богословскую интерпретацию. Кроме той интерпретации, которую я вам сейчас привел, есть и другие, которые называют типологическими. Это те интерпретации, которые указывают на Христа и указывают на Божию Матерь. С этими комментариями вы, наверняка, знакомы. Просто я привел такой комментарий, который обычно мало кто вспоминает – о пламени, которое не опалило еврейский народ.

 

АК:

Какие же еще там чудеса были в Ветхом завете? По поводу тех чудес, которые были с фараоном, все понятно. А если, например, чуть позже взять период, когда Иисус Навин возникает в истории?

 

ДД:

Там было два чуда – либо падение стен Иерихона, либо остановка движения солнца над Гаваоном.

 

АК:

Да, ведь в этой истории в масштабах всей Земли и всего человечества две очень незначительные группы людей между собой воюют, сражаются. Если сравнить с войнами ХХ века – это что-то совершенно незначительное, даже по количеству людей. И тут – солнце останавливается, чтобы одни могли добиться победы. Это тоже вызывает удивление.

 

ДД:

Что больше – синий кит или человек?

 

АК:

С точки зрения чего?

 

ДД:
Объема.

 

АК:

Кит.

 

ДД:

А что важнее – кит или человек?

 

АК:

Человек – я надеюсь, по крайней мере…

 

ДД:

Вот именно. Когда мы говорим об этой войне или вообще о Библии и о библейской истории, мы видим, что описываются какие-то очень, казалось бы, незначительные группы людей. Сколько там евреев было? Совсем немного. Если смотреть на материальную культуру, которую создали евреи в период Ветхого завета, то их вклад достаточно ничтожен. Но, согласитесь, то, что сделали евреи с этим миром, куда больше, чем та же Ассирийская империя, которая была больше, и памятников там было больше, и завоеваний было там больше. Эффекта больше – но Ассирийская империя исчезла, и спросите обычного человека: а что ты знаешь об Ассирии? Что ты слышал об Ашшурбанипале?

 

АК:

Но я боюсь, если мы спросим обычного человека, что он думает о евреях, какой будет ответ?

 

ДД:

Но, скажем так: давайте спросим адекватного человека. И если мы спросим адекватного человека, кто такой Соломон – что-то мы в ответ услышим о царе Соломоне. Или если мы спросим что-то о Ветхом завете, он все-таки расскажет нам в любом случае больше, чем об истории Ассирии. И если мы спросим о древней столице Израиля – все, конечно, ответят: Иерусалим. И эта, казалось бы, незаметность в истории еврейского народа вовсе не означает его неважность. Еврейский народ важен – потому что Бог заключает с ним завет. И поэтому война, которая там происходит, война двух народов – может быть, очень незначительных количественно, несколько сотен или несколько тысяч человек, эта война очень важна. Потому что в этой войне участвует народ завета. И поэтому Бог вмешивается в эту войну.

Когда мы разбираем эту фразу: «Стой, солнце, над Гаваоном, а луна над долиной Аиалонскою», то возникает вопрос: как это может быть? С точки зрения естественных процессов, по большому счету, это невозможно. Вы сами понимаете, что Земля вращается, и если ее остановить – этот как резко затормозить едущий автобус. Все, кто в нем едут, упадут. Если бы Земля хотя бы на секунду остановилась, все бы с нее слетело, все горы бы слетели, и Земля превратилась бы в гладкий шарик. Что же там произошло?

В Библии есть такие места, которые называют «кресты толкователей». Почему так? Потому что на этих крестах толкователи распинаются. Это места, по поводу которых мы можем предложить несколько толкований, но все равно наши толкования останутся голословными. Потому что и сама Библия не дает объяснений этому, и на эти места нет ссылок в других текстах. И поэтому мы можем только предполагать, что это могло обозначать. И любое толкование, если оно не противоречит контексту всей Библии, приемлемо.

Если мы берем эту историю, то существует несколько толкований, которые можно принять. Но все равно, доказывая то или иное толкование, мы сами себя распинаем на этом кресте и мучаемся. Одно из толкований – буквальное: да, Бог сделал так, что Земля остановилась, но вот этой естественной инерции не было, никто с Земли не слетел. Бог настолько вмешался, что таким образом остановил Землю. Действительно, Библия говорит, что это событие – это единственный раз, когда Бог слушал человека и выполнял то, что человек хотел от Него. Есть такое объяснение.

Есть объяснение другое, скорее, психологическое. Вспомните, как происходила эта битва? Евреи целую ночь шли. С утра, без остановки, без отдыха они вступили в битву. Битва продолжалась целый день. Люди устали. И вот эта фраза: «Стой, солнце, стой, луна!», это своего рода просьба к Богу, чтобы у евреев открылось второе или третье дыхание. И Библия говорит о том, что после этого они быстро закончили эту битву. Значит, у них появились силы. Представьте только – целый день махать тяжелым мечом, рука должна отниматься. Но здесь в руках появились новые силы, они бросились в битву – и победили.

Вот есть и такое толкование. Я сталкивался с обоими видами толкований, но, по большому счету, это все равно крест для толкователей, крест для интерпретаторов.

 

АК:

А нельзя ли, допустим, толковать таким образом, что это такое народное сказание? Как сказания о русских богатырях, например? Рукой махнет – и улица свободна. Ногой топнет – по пояс в землю уходит. То есть такое художественное преувеличение.

 

ДД:

Да, я понял, о чем Вы говорите,  что это не сказка, что это – миф. Тогда попробуем его демифологизировать, извлечь этот миф. И что остается в сухом остатке? Что там было?

 

АК:

Трудно сказать.

 

ДД:

Вот именно! Но это не ответ. Это тоже не ответ. Я понимаю, о чем Вы говорите – но тогда мы придем, скорее, ко второму толкованию, которое я предложил. У евреев появились силы, открылось второе дыхание.

 

НФ:

До сих пор мы говорили о чудесах в Ветхом завете, когда Бог защищает Свой народ и показывает это. А что означают исцеления?

 

ДД:

Снова – власть Бога. Снова – сила Бога. Бог показывает, что Он силен. Если мы говорим об исцелениях, которые происходят по молитвам – их цель показать, что Бог властен над болезнью. У евреев всегда было такое искушение – представить Бога одним из богов. А Бог раз за разом показывает, что это не так. Вот человек заболел. Откуда болезнь? Другой бог наслал. Что нужно сделать? Нужно обратиться к какому-то богу, кто эту болезнь изгонит, либо к тому богу, который эту болезнь наслал. То есть такое «разделение услуг». Но истинный Бог вмешивается и показывает, что Он – не один из них, Он выше. И поэтому чудеса разнообразны. Бог не только исцеляет, но и посылает огонь с неба. Или посылает дождь. Нет такой сферы, над которой Бог не был бы властен.

 

НФ:

Давайте вспомним конкретные примеры исцелений в Ветхом завете.

 

АК:

Пророк Илия – и сын вдовицы.

 

ДД:

Да, конечно. Здесь не только исцеление, но и воскрешение. Бог – владыка и над смертью. Он выше смерти, и Он может сделать так, что смерть отступит. Бог исцеляет и показывает Свою силу. Заметьте, где это чудо происходит? В Сарепте Сидонской. А Сарепта Сидонская – это возле побережья Средиземного моря. Там жили финикийцы, хананеи – язычники. И Бог показывает Свою силу среди язычников. Когда мы говорим «город», мы представляем себе что-то вроде Санкт-Петербурга или Москвы. Нет, город тогда – это фактически деревня. И Бог среди язычников показывает Свою силу. О смерти узнают через пятнадцать минут все в этом городе – а о воскрешении через пять минут. Как это может быть? Кто воскресил? Илия! Какой Илия? Илия, пророк Яхве. Кто такой Яхве? А этот тот самый «праздный Бог». Бог Илии, Бог Яхве – это Владыка.

Заметьте, потом Илия идет к своему народу, который сомневается в истинном Боге, и ему приходится это доказывать. Доказывать чудом низведения огня. Снова доказательство – Яхве сильный Бог, и Он – Владыка, Он не один из этих богов. Даже нельзя сравнить Ваала и Яхве.

 

НФ:

Когда мы говорим об исцелениях в Ветхом завете, мы, конечно, вспоминаем о многочисленных исцелениях в Новом завете. Вот такой вопрос: чудеса Ветхого завета отличаются от чудес Нового завета?

 

ДД:

По своей сути – нет, не отличаются. Но, скажем так, по своей цели они отличаются. Ветхозаветные чудеса показывают Бога как Владыку вселенной и Бога Завета. А новозаветные чудеса показывают что-то другое. Давайте об этом поговорим в следующий раз.

 

АК:

Да, наше время уже подошло к концу. Огромное спасибо, Дмитрий Георгиевич! Мы через неделю встретимся и поговорим о чудесах Нового завета.

Это была программа «Истина и Жизнь», ее ведущие, я, Александр Крупинин…

 

НФ:

И я, Наталья Фанина.

 

АК:

Сегодня у нас в гостях был преподаватель Санкт-Петербургской Духовной академии Дмитрий Георгиевич Добыкин. До свидания!

 

ДД:

Всего доброго!

 

НФ:

До свидания!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru