Накануне 25-летия радио «Град Петров»
Вспоминаем прошлые юбилеи
Сборник цитат
18 ноября 2025 года радиостанции Санкт-Петербургской митрополии «Град Петров» исполнится 25 лет. Вспоминаем напутствия прошлых лет от друзей нашего радио.
Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий такими словами отметил 15-летний рубеж епархиального радио:
Сегодня «Град Петров» является замечательным средством православной миссии и духовного просвещения в условиях современного мегаполиса. Его отличительная особенность – это глубокое и всестороннее погружение в рассматриваемую тему, крупный формат передач, что особенно важно в нынешнем все более ускоряющемся ритме жизни. За годы работы создано множество интересных и душеполезных передач для детей и взрослых, они помогают обрести дорогу к храму, путь ко спасению, выйти за пределы эгоизма и одиночества, стать лучше, чище и добрее.
В прошлый раз на праздновании юбилея радио «Град Петров» прозвучали и такие слова правящего архиерея:
Творческая свобода – очень важное условие для всякого доброго дела, и мне хотелось бы сердечно поблагодарить тех людей, которые прошли этот путь длиной в пятнадцать лет. Пусть он небольшой с точки зрения человеческой истории, но достаточно продолжительный для новейшей истории Русской Православной Церкви.
Я хочу поблагодарить вас за терпение, за бессонные ночи, за волнение, за дискуссии, за, может быть, потерю покоя во время решения каких-то проблем, но самое главное – за те удивительные плоды, которые, конечно же, очень трудно и даже невозможно перечислить. За плоды, которые измеряются многими добрыми делами и различным участием в судьбах людей: это и приведение их ко Христу, и возможность дать им смысл жизни, а в каких-то случаях и саму жизнь, потому что на радио «Град Петров» осуществляется множество проектов, в том числе и социальных. И это не просто красивые слова – за ними стоят реальные дела и помощь, оказанная очень многим.
Мне хотелось бы вновь и вновь пожелать вам терпения. Идите дальше, несмотря на преграды, тернии, несмотря на трудности, которые особенно ощущаются сейчас, в наше неспокойное время. Идите дальше и ничего не бойтесь, так же, как вы ничего не боялись на протяжении этих пятнадцати лет, смело неся пламя собственного сердца – сердца, неравнодушного к человеческой скорби, сердца любящего, сердца открытого и ничего не боящегося.
М.Б. Пиотровский о радио «Град Петров»:
«Красуйся, град Петров!» – и в деятельности радиостанции есть та любовь и та энергия, которая так важна и которая помогает нашему городу. И я очень благодарен радиостанции за это. Я говорю не понаслышке, мы работаем с радиостанцией «Град Петров», у нас есть эрмитажная программа, уже давно идущая, и я имел удовольствие неоднократно выступать на этой радиостанции. Мне очень нравится интеллигентный стиль рассказа о вещах культурно-духовных как часть деятельности религиозной, православной радиостанции. Вот здесь включение культуры в духовный обиход без искажения отношений между религией и культурой – очень хороший пример и хороший образец.
Архимандрит Ианнуарий Ивлиев:
Радио «Град Петров» – ведущее христианское радио в Санкт-Петербурге. Не знаю, известно ли оно в других городах, скорее всего, известно, потому что это одна из лучших христианских радиостанций в нашей стране. Замечательные привлекаются силы, замечательный коллектив, работающий на радио, замечательные программы. Особенно хочется отметить литературные программы, общекультурные, музыкальные программы, библейские часы.
С.В. Шешунова, доктор филологических наук, профессор:
И в эти дни, как и во все другие, желаю, чтобы радио не перестало быть самим собой. Потому что много искушений в наше время, да и в любое время – таких, которые могут подталкивать к тому, чтобы плыть по течению, больше уступать, скажем, каким-то распространенным в обществе стереотипам мышления. Конечно, есть искушения – стать удобнее, наверное, для большой части населения, которое, к сожалению, впитало с детства такие мифы, в которых жить удобно и уютно. А с христианских позиций не всё, в чём нам уютно, нашей душе полезно. И радио «Град Петров» во всех своих гранях мне кажется чрезвычайно душеполезным. Если оно сохранит эту свою очень воспитанно выраженную, очень культурно озвученную, но твердую позицию, то вот это будет замечательно.
Конечно, желаю радио и побольше слушателей, и побольше благотворителей, это всё само собой. И чтобы сотрудники не вынуждены были искать дополнительные заработки, чтобы прожить… Поэтому я желаю и вот этого: побольше и такой житейской помощи, без которой радио просто не может жить.
Но прежде всего приходит на ум вот это – пожелать остаться «Градом Петровым».
Протоиерей Константин Смирнов:
Вчера ухожу из церкви, мне служитель говорит: «Батюшка, вас там трое ждут. Из Хабаровска». Хабаровск! И стоят три человека: папа, мама и сын четырнадцати лет, но уже с меня ростом. Сибиряки, мощные такие люди. И что они мне говорят! «Мы слушаем вас, отец Константин!» И добрые слова какие-то… Я просто остолбенел, думаю – вот ради чего работаем! Ведь если в Хабаровске слушают радио «Град Петров»… Вот это сила слова! И Бунин, и Шмелёв, и Державин – все доходит до Хабаровска. То есть вся Россия охвачена, можно сказать.
Протоиерей Лев Большаков:
В 1990 году летом я слышу от матушки Феодосии: «Как же вы будете священником? Вы же ничего не знаете!» – «Ах, матушка Феодосия, сейчас в России и таких берут…» … И важно, что мы тогда схватились за главное, никто ни о себе не толковал, и никакая политика сама по себе, никакая экономика и прочие вещи не интересовали специально. …придумали радиостанцию – ведь, действительно, не только Дух дышит, где хощет, но и эфир передвигается куда угодно… Но тут, нужно сказать, мы были совершенно никакие, ничего мы не умели… мало знали, у нас было мало возможностей, чтобы до чего-то докопаться, чтобы ту или иную тему на себя взять. У нас ведь было мало личного опыта. И наш маленький опыт был в «догутенбергову» эпоху нашу, до 1988 года, и наш опыт относился к частным встречам, а не к прямой церковной проповеди или, тем более, к радиопередачам. А ведь передачи-то надо готовить! А тексты-то надо писать! Мы столкнулись с тем, что при самой обильной жатве делателей всегда мало. … Но это означает не то, что мы должны сетовать и опускать руки, а просто осознать ситуацию реально, как она есть, и вдохновиться. Не Бог весть какой повод для вдохновения был тогда, когда мы видели экономически разоренную страну, бедный народ, униженную до предела интеллигенцию, эти закрытые лаборатории и институты, и эту техническую или гуманитарную интеллигенцию, которая вынуждена была торговать на рынке, чтобы как-то существовать.
…
Но что для нас было самым драгоценным – это среда общения. Возможно, это одно из драгоценнейших приобретений, которое нам теперь нельзя потерять.
…
Сейчас, мне кажется, те времена двадцатилетней давности в чем-то повторяются, и прежде всего в насущности и остроте задачи. Но теперешняя наша задача – просвещение, одухотворение, ободрение, возвращение к смыслу жизни, – затруднительна и, может быть, даже менее подготовлена, чем тогда. Потому что голод, пост лучше подготавливает к радости, чем сытость и рассеянность, страшная рассеянность. … А какой это был объем работы! Я большими коробками из-под сухарей вез к себе кассеты с передачами. И как они шли! По прошествии лет, скажем, пятнадцати, эта кассета у разных людей «живет», и она нарасхват, и всем помогает, и всем потребна…
Православное просветительское радиовещание должно преподать прежде всего положительный опыт, в частности, положительный опыт отсутствия полемики и всякого спора. Именно полемики сегодня хоть отбавляй даже там, где ее не из чего произвести, но она все-таки производится. Это, конечно, самый легкий способ – высказаться против кого-нибудь, и самый бессмысленный, потому что так мы воспитаем человека спорливого, замечающего только недостатки других и не знающего положительного опыта того, к чему он себя считает причастным. Так что православным людям в особенности надо говорить о Православии. Не … миссионерском или полемическом, а своим о своем, так мало знаемом, так мало известном. И сейчас это значительно более актуально. Мы этим человека сделаем крепче и устойчивее, потому что он приобретает положительный опыт того, во что он уже расположен верить, что расположен принять. И как же не хотеть знать глубже то, что ты уже – как ты сам себе говоришь, по крайней мере, – любишь, к чему душа уже лежит? Зачем отвлекаться на то, что неладно у того или иного соседа, когда свое-то надо и возделать и приумножить? А если нужно будет этому человеку свидетельствовать уже иным людям о правде, то он эту правду грамотно, вразумительно сможет и сам преподать другим. Так что как ни поливать гербицидами чужие огороды, на своем огороде от этого ничего не вырастет. Было бы преступно отвлекаться на преходящее, мало значащее, когда наиважнейшее может совсем потеряться, и тогда – только в заповедниках сохранятся чистые юноши, крепкие семьи, добрые учительницы, честные милиционеры и отзывчивые врачи… Не лучше ли свое возделывать как следует, и пропалывать, и культивировать доброе? Для нас это определенно страшно важно и страшно трудно – ведь сейчас обязательно везде прежде всего требуют ответить на вопрос: против кого ты? Иначе ты ни в каком «ток-шоу» ничего не значишь, а этим именем можно сегодня назвать любую деятельность. Не пойти по законам века сего – это интересная задача. Нам нужно не потерять верный курс. И замечательно, что все это в «Граде Петровом» происходит.
Ольга Суровегина, музыкальный редактор радио «Град Петров»:
Есть замечательная французская пословица: дурной вкус ведет к преступлению. Это так – порча в человеке начинается с малого. А если говорить о церковном просвещении, то пребывание в окружении образцов высокой классики – это замечательная подготовка к принятию высоких истин. Серьезный разговор требует внимания, сосредоточенности, умения слушать, умения погрузиться всерьез в какую-то тему. Именно классическая музыка и литература могут помочь воспитать эти качества. Стоит вспомнить и слова апостола Павла «сначала душевное, потом духовное», и эти слова приложить к нашему современному слушателю. Посмотрим на самих себя и на окружающих: современный человек утомлен бесконечным информационным потоком, заворожен мельканием клипов, картинок, рекламы, раздерган во все стороны яркими приманками, оглушен окружающей жизнью, которая становится все более агрессивной, громкой, требующей внимания… И вот в противовес всему этому у нас появилась возможность сделать «тихое», как бы «несовременное» радио – пусть даже с опасностью того, что это радио немногие услышат. Такое радио, на котором бы читались – и не по пять минут, а по полчаса! – хорошие книги; звучали целые части симфоний или концертов, а не безобразная, все та же «клиповая», нарезка из классической музыки; была возможность послушать умного человека без постоянного прерывания его размышлений на новости и рекламу. И так далее. Чтобы можно было прийти в себя, опомниться. «Вернуться под кожу». Без этого ни о чем серьезном говорить невозможно.
…
Это первое в России официальное церковное епархиальное радио. Это радио с большим ежедневным объемом вещания. … Меня лично некогда именно музыка привела в Церковь – и я перед музыкой в долгу. И я знаю ее силу.
…мне очень дорог отзыв одной нашей слушательницы, которая написала так: «Когда я слушаю ваше радио, мне кажется, что я живу в городе, в котором я хотела бы жить…» И я понимаю, что ей нравится в нашем вещании то же, что и мне: мирный дух, серьезный тон, уважение к слушателю и собеседнику, красота классической музыки и слова, но, главное, присутствующая всегда «вертикаль», нравственное измерение, о чем бы ни шел разговор, о проблемах семьи или об истории России… Это тот самый христианский взгляд на мир, который и должно создавать миссионерское радио.
Протоиерей Александр Степанов, главный редактор радио «Град Петров»:
Радио – это, прежде всего, слово. Если хотите, радио – самое христианское средство массовой информации, потому что слово – ключевое понятие в христианстве. Разумеется, не всякое слово соотносится со Словом. «От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишся». Христос посылает апостолов научить все народы, и осуществляют они эту заповедь своей проповедью, словом. «Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их» – эти слова псалма как нельзя лучше подходят к слову христианской проповеди, стократно технически усиленному с помощью радио.
Пятнадцать лет просуществовав, мы практически не меняли своих позиций, убеждений. Поэтому мне кажется, что позиция должна быть. Она кого-то может устраивать, кому-то может быть чуждой – но что делать! Иначе это будет винегрет, это будет безлико, это будет никак. Это никого не заинтересует, ни в чем не сориентирует.
Наше радио за пятнадцать лет своего существования все-таки сформировало довольно большую аудиторию, около ста тысяч человек. Может быть, не все с нами во всем согласны, но, по крайней мере, я уверен, что мы повлияли на мирочувствие очень многих людей. Если сравнить петербургскую церковную ситуацию, скажем, пятнадцатилетней давности или даже больше, с тем, что мы имеем сейчас, мне кажется, что многое поменялось. Я, конечно, не утверждаю, что именно радио и только радио оказало такое влияние, разумеется, много факторов. Но я думаю, что определенный наш вклад в это есть.
Безусловно, важно, чтобы наши слова подтверждались делами. Поэтому мы довольно много рассказываем о людях, которые заняты, например, церковной социальной работой, приглашаем их в эфир. Для этого есть специальная программа «Служение». И тем самым показываем, что христианская жизнь – это не только прекраснодушные пожелания или поучения, но это еще и призыв действовать в соответствии с ними.
Мы часто очень узко понимаем, что такое церковная жизнь. Ходить в храм, читать правило утром, вечером, соблюдать посты. Как бы и всё. Всё остальное – это сфера, которая нас не касается. Мне это видится гораздо шире. Прежде всего – это учиться реагировать на всё, что происходит вокруг, по-христиански. Выработать христианскую иерархию смыслов, и в ней культура будет занимать своё важное место. Христианская совесть не только тогда должна себя проявить, когда ущемляются права конкретной категории граждан – православных христиан, но и когда делается вообще нечто бессовестное.
В этом же смысле для меня важна тема трагической истории страны в XX веке, тема покаяния в тех страшных преступлениях, которые миллионами совершались над нашими же соотечественниками. И я бы не проводил резкой черты между мучениками Церкви и просто неповинными людьми, над которыми государство устроило бессудную расправу.
Я понимаю всю тонкость темы христианского социального активизма и необходимость очень внимательно и осторожно подходить к подобным темам. Но полная пассивность христиан, снятие с себя ответственности за жизнь общества, порой страх перед реальностью, желание спрятаться от неё в частной жизни – может вновь обернуться трагедией, как для общества, так и для Церкви.
Без идеала жизнь будет деградировать, сползать вниз, в пошлость и примитив. Идеал указывает вектор, даёт ориентир. Конечно, жизнь многообразна, и бывает разное – не всё получается у всех на высшем уровне. Можно встретить в церкви и упрощённое представление о христианстве, и обскурантизм, и нетерпимость, и законничество, и даже бытовое хамство. Но слушая наше радио, люди понимают, по крайней мере, что это не норма, а издержки воспитания и не ставшего ещё христианским мировоззрения.
Протоиерей Владимир Сорокин:
Я знаю, какая проблема у «Града Петрова» с финансами, я вижу, как люди нуждаются в помощи. И мы будем все вместе друг другу помогать, поощрять и поддерживать… Сейчас мы отмечаем тысячелетие кончины князя Владимира и я вот что подумал. Храмы, конечно, хорошо строить, но я бы предпочел, чтобы была учреждена на десятину или стипендия для какого-то студента, или обучение сестер милосердия. Ведь храмов сейчас уже более-менее настроили, а вот эта часть служения находится сегодня у нас в таком, я бы сказал, декларативном положении. Мы очень много об этом говорим, но делаем не так много. И я бы хотел, чтобы была такая десятина и на радио «Град Петров», чтобы радио не стояло вечно с протянутой рукой и всё время не угрожало нам своим закрытием. Понимаете, в чем мудрость князя Владимира? В чем ценность заветов его сегодня? Вот представьте себе – языческая страна, вокруг дикое поле. И вдруг он видит, что вот эта система ценностей поможет обществу выстроиться в гармонии, и он эту систему начинает вводить…
…
Я сегодня по просьбе нашей прихожанки освящал квартиру, у неё там подруги были. Я говорю: «Вот сейчас на радио «Град Петров» еду». Они: «А разве уже работает?». «Уже работает», – Боже мой, какая радость людей охватила, какое ликование! Поэтому я поздравляю и передаю вам ту радость, которую испытали люди, которые не имели возможности слушать вас по радио и вот эта возможность вернулась.
…
Когда праздновали 2000-летие христианства, мы тогда обращались, чтобы переименовать Советские улицы в Рождественские. И что? … Я слушаю радио «Град Петров», и когда тут рассказывается о таких инициативах, я всячески это поддерживаю. У нас было постановление Архиерейского собора, чтобы добиваться переименования улиц – такое постановление на уровне священноначалия есть. Но, могу сказать, наша пассивность в этом отношении тоже есть. А если ставить вопрос – вот у нас улица рядом с собором была Церковная, а ее переименовали в улицу Блохина, революционера. Я, как настоятель, хотел бы вернуть название Церковная. Наверное, у нас не хватает умения организовываться, чтобы добиваться этого.
…
В День памяти жертв репрессий мы специально заказали автобус на Левашовское кладбище (по объявлению на радио «Град Петров» к нам пришли 40 человек). Там было возложение венков официальными лицами, а затем я отслужил там заупокойную литию, и тоже читал список имен. Все это хорошая традиция, важная. Мне понятна молитва Церкви… Но меня что смущает, что сейчас эта дата приобрела странный характер, с моей точки зрения. Все время говорят о репрессиях (и «Град Петров» этому очень много времени посвящает), только слишком уж много, и создается такое впечатление: создали «культ Страстной седмицы». И он действительно наполнен и произведениями художественными, и передачами… А где Пасха? Где Пасха? «Страстная неделя» есть, а где Пасха для этого периода?
…
У вас по радио «Град Петров» прозвучало интервью с историком из Перми Дегтяревой, она написала книгу «Общество трудового духовенства», 1937 год. Вдумайтесь: «Общество трудового духовенства». Мне стало интересно, я попросил эту книгу, мне владыка Мефодий её прислал, я почитал, интересно, действительно.
…
Вот я по радио «Град Петров» каждый день слушаю жития святых – мученики первого, второго, третьего века. А вот теперь появились в эфире и жития новомучеников, и я очень рад этому, потому что нужно всегда, чтобы это апостольское преемство продолжалось, и исповедническое преемство, преемство свидетельства верности Христу продолжалось.
…
Но что меня тревожит – услышал по вашему радио – молодой священник заявил, что в советское время богословие не развивалось. А я – не соглашаюсь. Потому что я был участником. В каком направлении? Было великолепно раскрыто положение «блаженны миротворцы». И была такая поговорка: миротворчество – это тот ослик, на котором Церковь могла попасть в любое общество. Другое дело, что этим не интересуются.
…
Мы с вами так много подняли интересных вопросов, как людям сориентироваться, и как мы можем им помочь. Если, братья и сестры, у вас есть какие-то вопросы, пожелания или рекомендации, или свой опыт, свои трудности, проблемы, пожалуйста, или приходите к нам в Князь-Владимирский собор, и мы вам поможем, или звоните на радио «Град Петров», которое дает нам возможность обсуждать эти вопросы, я надеюсь, что мы будем периодически встречаться. Надеюсь, что кто-то что-нибудь для себя полезное извлечёт.
Ольга Суровегина:
Я вспоминаю всегда, когда еще думала о будущем нашем радио, когда оно еще только-только начиналось, а тогда я работала редактором религиозной программы на городском радио, и мы читали в эфире фрагменты знаменитой книги Льюиса «Письма Баламута». И в этой книге старый, опытный бес Баламут говорит, что главная бесовская задача в том, чтобы заполнить весь мир шумом. Вот когда вся Вселенная будет один сплошной шум – вот это настоящая будет адская радость. Люди перестанут слушать друг друга, слушать музыку, слушать тишину, слушать самого себя, свое сердце, свою совесть, в конце концов – слушать голос Божий. И это будет победа ада. И Баламут радостно констатирует, что на Земле уже достигнуты в этом направлении большие успехи. И я всегда думала, что любое новое радио, даже очень хорошее, оно все равно добавит еще толику шума в этот человеческий мир, в эту Вселенную, которая и так уже изнемогает от недостатка тишины, которая уже почти до предела наполнена шумом. И вот как бы нам так умудриться сделать такое радио, которое все-таки говорит (то есть тишину нарушает) о несомненно важных и прекрасных вещах, но при этом не вносит дополнительный шум и суету, а наоборот, привносит в жизнь слушающего его какую-то внутреннюю тишину, сосредоточенность. И потому особенно не хотелось бы допускать никакой агрессии, никаких уловок современной психологии масс-медиа, даже для достижения самых высоких целей. Вернее, именно для достижения таких высоких целей! Нужен этот дух мирный, этот тон не «доказующий», а «показующий», не зазывающий, а являющий. К сожалению, для большинства это понятие подменяется сейчас образцами и символами, совершенно далекими от того богатства, что веками создавало и в чем затем находило духовную поддержку человечество. …христианские СМИ по необходимости находятся как бы на передовой Церкви, на границе Церкви и мира. И возникает очень сложный вопрос: как найти тот облик, тот образ, который, с одной стороны, сделал бы это радио (или другое СМИ) интересным, понятным, привлекательным для современного слушателя, а, с другой стороны, все же мог бы противостоять как именно христианское радио, как носитель и «являтель» самого драгоценного, что есть в нашей жизни, противостоять всюду проникающему «духу мира сего». Мирный дух, серьезный тон, глубокие, интересные люди, для которых радио – это не возможность покрасоваться перед микрофоном, а поделиться чем-то важным и для них дорогим.
Протоиерей Александр Степанов:
Наша станция принципиально разговорная, хотя в ней звучит довольно много духовной и классической музыки. В разговорном формате есть свои сложности: с одной стороны хотелось бы сделать радио для вдумчивого слушателя, которого раздражает мелкая «нарезка», характерная для современного вещания, когда разговор длится три минуты, потом следует музыкальная вставка или реклама, и все время этот подстегивающий ритм. Нас не устраивает поверхностное скольжение по теме. Но, выбирая крупный формат передач, мы теряем привычную для современного уха динамику эфира и отсекаем ту часть аудитории, которая настроена на короткие энергичные информационные сообщения. Поиск этого баланса идет постоянно. Ядро вещания – религиозные передачи (их примерно 50%). Среди них ежедневный «Пастырский час» в прямом эфире, в котором задействовано более 10 священников, просветительские, катехизические программы, трансляции воскресных, праздничных и великопостных богослужений. Остальное – это программы общекультурного характера, о семье, воспитании детей и новости. Литературные чтения и радиоспектакли, литературоведение, христианский взгляд на литературную классику. Много программ на исторические темы, к ним неизменно высокий интерес; философия, музыковедение, программы о кино. Конечно, программы о Петербурге, мы любим свой город, его дух, традиции. Я думаю, «православность» той или иной программы определяется не предметом, а точкой зрения на него. … Стараемся говорить о том, что интересует всех людей. Наша задача – с христианской точки зрения охватить весь спектр тем, все стороны жизни человека. … Апостол Павел говорит: сначала душевное, потом духовное. Прежде чем сеятель выйдет и начнет разбрасывать семена, почва должна быть подготовлена, окультурена. Мне кажется, культура очень важная составляющая часть нашей духовной жизни. Духовное базируется на душевном, и если этот пласт не разработан, то человек может оказаться глух к восприятию духовного. Русская культура дает благодатную почву для обретения человеком православной веры, потому что вся пронизана религиозной проблематикой. Для наших слушателей радио – собеседник и друг…