fbpx
6+

«Я воздвиг там мой царский дворец…»

«Время Эрмитажа»

Репортаж об открытии выставки ««Я воздвиг там мой царский дворец…» Памятники ассирийского искусства из коллекции Британского музея»

Эфир 28 декабря 2019 г.

 

В декабре во время традиционных Дней Эрмитажа открылась очень редкая и значимая выставка ««Я воздвиг там мой царский дворец…» Памятники ассирийского искусства из коллекции Британского музея». Британский музей обладатель лучшего в мире собрания ассирийского искусства. Чем эта выставка так важна для нас с вами? А тем, что многие события библейской истории, истории Иудеи и Израильского царства непосредственно связаны с этой древней державой. Да и в целом, все, что касается Древнего Востока нам важно. Ведь именно там разворачивались основные события, описанные в Библии,  именно там жили народы, упоминаемые в Библии. Во многих исторических сюжетах лежит ключ к пониманию библейских событий.

 

На торжественном открытии выставки к собравшимся гостям обратился директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский:

«Мы открываем сегодня грандиозную выставку ассирийских рельефов из Британского музея. Эта выставка того типа, которую могут делать только Эрмитаж и Британский музей. Она полна академических ученых смыслов, полна научной красоты, редкости. Кроме того, это громадное эстетическое событие – увидеть эти рельефы. Это музейное событие высшей категории.

Ассирийские рельефы – это великие памятники Древнего искусства, также как Ассирия – великий памятник, великое событие Древней истории, великая страна – завоеватель. Ассирия завоевала много стран. Вошла в историю страной воинствующей, страной, которая, может быть, первая применяла в широком масштабе депортацию людей с завоеванных сторон. Она прославляла свои военные действия довольно-таки кровожадным эпосом. Хотя, может, вовсе и не так все было кровожадно, но, во всяком случае, не более кровожадно, чем у всех. Но вот такой образ жестокости у ассирийцев был. При этом они замечательно использовали искусство для того, чтобы прославлять свои победы. Все эти рельефы были как триумфальные арки. Они покрывали нижнюю часть стен в столицах Ассирии (по большей части все привезенные экспонаты из Ниневии). Так прославляли победы военные и победы охотничьи: для царя это все одно и то же  (царь имеет божественную силу и благословение богов — это доказывается двумя вещами: победами в войне и громадными победами в охоте – убиении большого количества зверей). Рельефы эти удивительно хороши по тонкости работы, по тщательности деталей, по достоверности передачи материалов, и также на них есть тексты.

Все древние цивилизации делятся на те, которые писали и которые не писали. Их не так много – тех, которые писали. Это та цивилизация, которая много писала, и поэтому здесь много клинописных табличек тех громадных библиотек, которые были в ассирийских дворцах. Ассирия – это большая, великая цивилизация, из тех цивилизаций, которые лежат в истоках того, что мы называем «нашей цивилизацией». В Европу, как известно, из Междуречья пришло все, в частности, все пришло и из Ассирии тоже. Кроме того, Ассирия – это история археологии. Это также  и замечательные ученые, благодаря раскопкам которых (об этих раскопках здесь рассказано),  миру возвращена Ассирия. Ассирию знали из Библии, и было непонятно, такая страшная эта Ассирия или нет, такая великая или нет. И когда раскопали эти города, то оказалось, что это действительно все так. Благодаря этим раскопкам и тому, что эти вещи были перевезены в Британский музей, они, как выяснилось, спаслись. И не будь они в Лондоне, они были бы уничтожены. Как раз именно древние города Ассирии и музеи были уничтожены фанатами из ИГИЛ (запрещенная в РФ организация). На фотографиях видно, как разбивали молотками то, что осталось.

Я благодарю всех наших коллег за то, что эта выставка состоялась. За то, что она такая замечательная. За то, что мы можем нашей публике представить то, о чем наши школьники читают в учебниках – великую культуру Востока, которую мы все очень любим, ценим и к которой надо иногда прикоснуться в подлинных вещах»

 

С журналистами побеседовал куратор выставки доктор Гарет Бреретон, хранитель памятников древней Месопотамии Отдела Среднего Востока Британского музея:

«В Россию ассирийское искусство «приехало» впервые – это знаменательное событие. Эта выставка специально делалась для Эрмитажа. В Британском музее большая коллекция из дворцов ассирийских царей, но мы решили, что это должен быть обзор Ассирийского царства с IX по VII век до нашей эры. Поэтому здесь представлены основные экспонаты, относящиеся к этому периоду.

В Британском музее ассирийское искусство представлено разными его видами, как например, скульптура и гончарное искусство. Так вот гончарное искусство мы сюда не привезли, сконцентрировались на скульптуре. И если сравнить то скульптурное искусство, которое, есть в Британском музее, и то, которое привезено, то здесь примерно четверть всех экспонатов. То, что осталось – это могут быть какие-то большие фрагменты стен, которые невозможно было транспортировать. Какие-то крупные экспонаты все-таки удалось привезти. В частности, мы хотели представить время царя Ашшурбанипала и с этой целью взяли экспонаты Британского музея из его постоянной экспозиции сюда.

Наиболее интересны, на мой взгляд, сложные рельефы, где скрывается какая-то сложная история, много событий. Можно декодировать, внимательно рассматривать разные элементы и расшифровывать что за этим стоит. Такие рельефы заказывали ассирийские цари для своих дворцов. Царь считался смертным представителем богов, и его обязанностью было создавать порядок в мире и разрушать хаос. В это понимание входило уничтожение врагов Ассирии и расширение Ассирийского царства. И рельефы показывают достижения царя и его мощь. Здесь мы можем видеть исторический нарратив, можем сопоставлять изображения на рельефах с древними текстами и таким образом реконструировать историю.

В Ветхом завете много сказано о Вавилоне и Ассирии. Там описана осада Ниневии. Ниневия представлен как город греха. И согласно библейской истории этот город был разрушен. Ассирия упоминается также и в классических источниках. Есть такое мнение, что последним царем Ассирии был Ашшурбанипал или Сарданапал, который своей жадностью привел к тому, что его царство потерпело поражение. Когда на него напали, он собрал все свои сокровища, своих наложниц и поджег и себя, и их. Эту версию можно рассматривать как миф. Это то, как классические историки воспринимали Ассирию»

 

К сожалению, трудности перевода и недостаток времени не позволили углубиться нам в исторические детали, встречающиеся в библейском тексте. Добавим только,  что мифологический царь Сарданапал является персонажем многих произведений: литературных, живописных, музыкальных. Довольно часто он встречается, например, у Гавриила Романовича Державина, как богатый, ленивый, трусливый вельможа. Его ассоциируют не только с царем Ашшурбанипалом, но и с другими ассирийскими царями. Видимо, это такой собирательный мифологический образ.

Ниневия нам известна в связи с двумя пророками: Ионой и Наумом. В христианской традиции тот факт, что Господь послал своего пророка для проповеди отказа от греховности к язычникам, говорит о его любви ко всем народам, а не только к избранному народу Израиля. И как мы знаем, эта проповедь пророка Ионы была успешной. Ниневитяне покаялись, увидев знаки милости Божией и прощения, и дали Ионе дары для Иерусалимского храма в благодарность за спасение. Однако гибель все же ожидала Ниневию уже во времена пророка Наума. Впрочем, в Новый Завет история ниневитян перешла именно как пример подлинного покаяния, о чем мы можем прочитать в 11 главе Евангелия от Луки.

С Ассирией также связана одна из самых загадочных библейских историй – ассирийский плен десяти колен израилевых, которые так и не вернулись домой, в отличие от вавилонского пленения, случившегося позднее.

С именем царя Ашшурбанипала связана история другой части Израильского царства – Иудеи. Каждый год во время чтения Великого покаянного канона на Великом Повечерии мы слышим молитву Манассии – царя иудейского, который считается образцом и руководством к излиянию покаянных чувств. Именно в ассирийском плену Манассия обрел пред Господом способность к покаянию и получил прощение.

Мы также знаем, какие непростые отношения были у иудеев с самаритянами. Самаряне считали себя потомками одного из тех самых не вернувшихся из ассирийского плена десяти колен израилевых. Иудеи же считали их за народ, который был специально переселен ассирийцами на территорию последней столицы Израильского царства Самарию. Михаил Борисович упоминал, что ассирийцы одними из первых в истории массово применяли депортацию.

Конечно, можно еще много искать деталей и приводить примеры, но, наверное, стоит перечитать какие-то части исторических книг Библии и пойти на выставку, увидеть своими глазами, ощутить исторический контекст.

Выставка продлится в Манеже Малого Эрмитажа до 29 марта.

 

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru