«Пастырский час»
Протоиерей Виталий Головатенко
Прямой эфир 3 октября 2016 г., 20:30
АУДИО
Вопросы:
— Праздник Воздвижения Креста. Что мы празднуем?
«Праздник – это день праздный, то есть порожний, пустой от дел. Непраздная женщина – означает беременная, не пустая».
— Является ли грехом принуждение человека устроиться на работу в фирму, где хорошо платят, но получаешь вред здоровью?
«Всякое принуждение является грехом. Причем не только против человека, но и против Бога. Любое принуждение – грех, искажающий замысел Творца».
— Я слышала, что по статистике в нашей стране ежегодно делается 4 миллиона абортов. Может быть, для начала надо категорически запретить делать аборты тем, кто крещеный, кто ходит в церковь? То есть запретить аборты в первую очередь крещеным, а другие сами разберутся?
«Никакое запрещение не приводило никогда к желаемому результату».
«Аборт – это проблема далеко не только женская, это проблема общечеловеческая».
— Вопрос про работу в фирме – это была притча.
— Я хочу рассказать, как моей подруге сделали аборт. Ее стыдили, ругали, рассказывали, что вырвут ручки-ножки. Потом ей приснился ее ребенок во сне. А старший сын погиб от руки отца. И она говорит: это меня Господь наказал за тот аборт. И один старец сказал: этот как из пистолета своего ребенка застрелить.
«Запугивать тоже не надо. Запугивание, устрашение – тоже грех, потому что рождает страх и делает из человека раба. Надо объяснять. И истории из жизни могут в этом помочь. Нужна беседа, обращение к человеку. И не только с женщиной нужно беседовать! Это общая болезнь».
— Надо обратить внимание не только на следствие – аборт, но и на причину.
— Вот вы говорите, что запретами не запретишь. А вот Святейший Патриарх подписался. Так что надо запретить и даже не задумываться. Врачей привлекать к уголовной ответственности. Запретим убивать наших детей. Я считаю, что Путин проявляет слабость, отказываясь от запрета абортов. Дети имеют право на жизнь.
«Мы должны разделять гражданские законы (где есть запреты) и духовный уровень человека».
— Сколько раз надо исповедоваться и причаститься, чтобы спасти душу? Спрашиваю, потому что разные мнения ходят.
— Сто лет назад наши бабушки имели дома, земельные наделы, многодетные семьи. А теперь все живут в основном в городах на квадратных метрах в небольших квартирах. И иметь стольких детей в таких квартирах и на две зарплаты родителей просто нереально. И поэтому когда у современной женщины спрашиваешь, почему ты делала аборты и почему ты не рожаешь столько, сколько тебе Господь дал? – они смеются и говорят: а ты представляешь, если бы я родила этих детей – куда бы я их дела, и что бы я с ними делала и где им жить вообще? Второй вопрос, что бывает незапланированная беременность, и половая жизнь с 12 лет, а в царское время были лицеи мужские и женские и таких проблем не возникало. А теперь все обучаются совместно и вот и получается незапланированная беременность.
— Я хочу поддержать мнение, что раздельное обучение – наилучшее. И второе – пока в нашем обществе будет такое отношение, что рожающая женщина незамужняя или состоящая в блудном сожительстве будет оцениваться не как приумножившая свой народ одним воином или одной хозяйкой, а как развратница, то, пока будет такое отношение, то борьба с абортами будет бесполезна.
— Чем заполнить паузу в богослужении, когда причащается духовенство (я имею в виду — что исполнять хору)?
— Моя мама всех прощает и всех оправдывает. Казалось бы, это по-христиански. Хотя она не церковный человек. Но часто это идет во вред семье. Как вы думаете, где границы заповеди о прощении и неосуждении?
«Есть разница между добротой и мягкотелостью, между всепрощением и попустительством. Некоторые вещи оправданию не подлежат. Не надо смешивать осуждение и рассуждение».
— У меня такая ситуация – меня обманули люди кавказской национальности. Я дала задаток за ремонт крыши, хотя они не представились. Они уехали – и всё. Я и молюсь за них, и в то же время не отпустит душа моя то, что они меня вот так обманули. Как мне их простить?