Программа «Перечитывая заново»
Редактор: Ольга Суровегина
Автор: Юлия Анохина, старший научный сотрудник Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН, кандидат филологических наук
Тема: поэзия Боратынского
Эфир: 3 июля 2025 г.
АУДИО
Юлия Анохина:
Обращенность произведений Боратынского к индивидуально-личному началу, их «адресность», – одна из тех черт, которые сообщают его лирике оригинальность. Вспомним полуироничные пушкинские слова, сказанные о поэте: «Он у нас оригинален». Однако Пушкин видел оригинальность лирики Боратынского не в нацеленности на собеседничество, а, прежде всего, в ее философичности (фраза завершается словами «ибо мыслит»). О философичности стихотворений Боратынского говорил не только «друг в поколеньи» Пушкин, но и его «читатель в потомстве» – Иосиф Бродский, который считал, что первым русским поэтом-метафизиком был именно Боратынский, и особенно восхищался его элегией «Запустение» (назвал ее «совершенно феноменальным стихотворением»).
Так, в «Сумерках» Боратынский не только обращается к узкому кругу близких по духу поэтов и варьирует излюбленные романтиками темы («поэт и толпа» в «Последнем поэте», «одинокое упоенье» в стихотворении «Бокал» и др.). В этой книге поэт ставит философские вопросы, которые оказываются актуальными в любую эпоху. К числу этих вопросов относятся следующие: каков ход человеческой истории («На что вы, дни!»)? возможно ли поэтическим языком адекватно передать открывшиеся истины? («Осень»)? в чем тайна вдохновения и живая сила творческого процесса («Скульптор»)? Особенно актуальными эти вопросы оказались и для поэтов «Серебряного века». Неслучайно многие из них нашли в Боратынском «своего» поэта, а в его «Сумерках» – звучание иной, новой поэзии. Так, Валерий Брюсов рассматривал эту книгу как своего рода credo поэта, видел в ней «переход к новому мировоззрению, его возвращение к вере». Аналогично и поэт-символист Сергей Михайлович Соловьев в стихотворениях из этой книги видел «выход из пессимизма к “живой вере”».
Стихотворения Евгения Боратынского прочитал Чеслав Сымонович.
На что вы, дни! Юдольный мир явленья
Свои не изменит!
Все ведомы, и только повторенья
Грядущее сулит.
Недаром ты металась и кипела,
Развитием спеша,
Свой подвиг ты свершила прежде тела,
Безумная душа!
И, тесный круг подлунных впечатлений
Сомкнувшая давно,
Под веяньем возвратных сновидений
Ты дремлешь; а оно
Бессмысленно глядит, как утро встанет,
Без нужды ночь сменя,
Как в мрак ночной бесплодный вечер канет,
Венец пустого дня!
1840 г.