«Мы живем в эпоху отрицания духа – в эпоху материализма»

protopresviter-Aleksandr-SHmeman

Протопресвитер Александр Шмеман

Беседы на Пятидесятницу

АУДИО

Пятидесятница 1

Беседа 1

.

«Мы живем в эпоху отрицания духа – в эпоху материализма».

«Одно из двух: или была в Пушкине, веселом, прозрачном Пушкине эта духовная жажда («Духовной жаждою томим») – то тогда все теории и Маркса, и Энгельса, и кого угодно, если и не ложны, то дают только частицу правды. Или же в них – вся правда, и тогда мы не знаем, о чем говорил Пушкин, о какой жажде, о каком духе? Но и тогда остается факт, опровергнуть который никто не может – это факт всемирного, постоянного, вечного опыта духа и факт также полной невозможности для материализма объяснить его».

Беседа 2

.

Что такое «одухотворенный человек»? Не понять, если не встретишь.

«Мы – не материя, мы – духовные существа, призванные к одухотворению и себя, и всего мира, и самой материи».

Беседа 3

.

Первое воскресенье после Троицы – память всех святых.

Уместно спросить – кто эти святые, в чем их святость? И то же ли самое, что почитание святых, культ личности – Ленина, Сталина и других?

«Люди всегда шли не столько за идеями и принципами, сколько – за людьми. За людьми, которым они верят и в которых они верят».

«Что такое святость? Это не просто совокупность моральных качеств. Это прежде всего внутренняя отдача себя человеком некоему бесконечно высокому, прекрасному замыслу, видению жизни. Преподобными, то есть похожими назвал народ святых. Похожими на кого? Конечно же, на Христа. В Его любви и самоотдаче».

«Сошествие Святого Духа – начало возможности святости».

Беседа 4

.

«После Пятидесятницы начинается новый счет времени».

«Само наше сознание есть прежде всего сознание прошлого  и ожидание будущего. И наше настоящее, наше сейчас есть не что иное, как претворение прошлого в будущее. Только сумасшедший, только идиот лишен этого постоянного чувства времени, потому-то он и идиот, потому-то он и выпадает из человечества. Без прошлого и будущего, без отнесенности к ним – нет настоящего. Или же оно превращается, как во сне, в некое растительное небытие.

И этот церковный счет времени (1-ая неделя по Пятидесятнице, 2-ая неделя по Пятидесятнице и т.д.) перестает быть «поповской бессмыслицей». Жить после Пасхи, после Пятидесятницы – это значит жить после Христа. Жить в мире и во времени, которые Им отмечены. И жить до Пасхи, до Пятидесятницы – значит, жить во времени, ставшем ожиданием».

Беседа 5

.

«Две недели спустя Троицы празднует Русская Церковь особый праздник – это День всех святых, в земле Российской просиявших».

«И что такое революция, как не обрыв, прежде всего, народной памяти и верности, как не восстание против прошлого…»

«Святые – это творцы другой истории, не внешней, внутренней истории».

«И если есть у нашей страны будущее, если есть надежда, то будущее это и надежда – не в силе и могуществе, а только вот тут – в этом духе, в этой вере и в этой любви. Только вспомнив эту свою внутреннюю историю, только вернувшись любовью и раскаянием ко всем святым, в земле Российской просиявшим, найдет снова Россия свою душу. Найдет ту правду, без которой бессильна и не нужна сила, страшно и бесполезно всякое могущество. Об этом и напоминает нам, спустя 2 недели после Троицы, праздник Всех святых в земле Российской просиявших».

 

Беседы протопресвитера Александра Шмемана в нашем эфире:
с понедельника по пятницу, сразу после программы «Пастырский час».

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru