6+

Другой Ренессанс Николая Кузанского

Программа Артема Гравина

«Исследования и исследователи»

Цикл «Жизнь и творчество Николая Кузанского»

Гость: Лада Витальевна Цыпина

Тема: Николай Кузанский, биография и роль в истории философии

Эфир: 9 и 16 октября 2025 г.

АУДИО

 

В рамках нового цикла бесед гостем в нашей студии станет Лада Витальевна Цыпина, кандидат философских наук, доцент кафедры истории философии Института философии Санкт-Петербургского государственного университета, член Санкт-Петербургского общества изучения наследия Николая Кузанского

В цикле бесед «Жизнь и творчество Николая Кузанского» Лада Витальевна расскажет о биографии Николая Кребса из Кузы, его философских и богословских идеях, а также об особенностях восприятия его творческого наследия в русской философии и науке.

 

Напоминаем, что программа «Исследования и исследователи» («И&И») выходит каждый четверг в 21.40 (повтор в пятницу в 15.10).

 

Передача посвящена биографии Николая Кузанского, его «пограничной» роли в истории европейской философии, а также общему обзору его богословского-философского синтеза.

 

Лада Цыпина:

 

Мы сегодня говорим об очень ярком человеке, весьма примечательном выразителе своей эпохи большого Ренессанского движения. Но сам Николай Кузанский особенным образом выделяется внутри этого движения. Его нельзя сравнить со знакомыми «каноническими» образами итальянских гуманистов, возникавших как «беззаконные кометы» и демонстрирующих невероятную интенсивность мысли. Жизнь и творчество Кузанца скорее можно сравнить с «ровным светом».

Кузанский – платоник, но очень особого чекана. Для оценки его творчества исследователям приходится придумывать какие-то новые слова; оказывается необходимым использовать непривычные термины, чтобы как-то объяснить его причудливое «сложносочинённое» мировоззрение. Например, для описания философской позиции Кузанского используется термин конъектуральный (основанный на искусстве предположения) платонизм. Его космологическая позиция, подразумевающая близость Бога и мира, также может вызывать много богословских вопросов. Однако назвать Кузанского пантеистом – значит допустить ошибку и проигнорировать христианское ядро его мысли. В этом отношении, на мой взгляд, для позиции Кузанского есть более точный термин – панентеизм.

Конечно, историку философии всегда хочется поместить того или иного мыслителя в какую-то эпоху, отнести его к какой-то школе, записать в ячейку условной историко-философской «таблицы». Но с творчеством таких сложных и разносторонних мыслителей как Николай Кузанский подобных оценок сделать не получается.

 

 

Материалы для цикла программ были подготовлены при поддержке гранта Российского научного фонда № 24-18-00980.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru