«5 человек из 100 – вот процент нашей памяти»

Программа Александра Крупинина

«Неделя»

Гость: протоиерей Владимир Сорокин

Прямой эфир 12 марта 2017 г., 16:30

АУДИО

 

Темы программы:

 

— Память святителя Григория Паламы

 

Протоиерей Владимир Сорокин:

«Святитель Григорий Палама отличался ясным и четким богословием и своей святительской позицией в обществе, которое находилось в тревожном состоянии – состоянии развития, преображения, я бы сказал – прогресса. Это была эпоха Возрождения. Люди стали задумываться: что же главное – человек или Бог? Искусство, литература, общество – все стали искать самовыражения. Выработали принцип: человек – мера всех вещей. А Бог – как бы на втором месте.

Святителя Григория считают учителем света. Для человека очень важно, чтобы человек внутренне был светел, чтобы в нем был свет Божий.

То есть заслуга Григория Паламы в том, что он сумел уже в то время сказать: остерегайтесь дисбаланса, не надо переставлять эти акценты: Бог всегда на первом месте, а всё человеческое (наука и т.д.) – на втором.

Но – не спросили же Церковь, переставили акценты. И у нас революция прошла в таком ужасном ключе почему? Протестовали: чтобы Бога не было, Церкви не было, Библии не было, святынь не было. И общество зашло в тупик».

 

Вопрос слушателя: «Можно ли в пост написать, что что-то не нравится в вещании радио? Или, если очень не нравится, подождать окончания Великого поста?»

 

Протоиерей Владимир Сорокин:

«Донос никогда не надо писать. Донос – это будет лжесвидетельство. А если что-то не нравится – нужно говорить открыто, в эфир позвонить, к главному редактору обратиться. Это – нормальный творческий процесс. Это осуждать не надо. А вот доносы писать – это мы уже в истории убедились, что такое доносы и сколько из-за этого горя. Если человек хочет помочь – должен прийти к вам на радио и честно и открыто вам сказать. А если хочет навредить – тогда да, но это другой вопрос».

 

Вопрос слушателя: «У меня вопрос по новомученикам и по постановлению заседания Священного Синода. Там сказано – совершать литургию 15 марта, в день отречения Николая II. Как вы оцениваете значение этого события? Объясняет ли предательство, исходящее от людей, отказ от служения, данного Богом?»

 

Протоиерей Владимир Сорокин:

«По итогам заседания Священного Синода – целый ряд постановлений касательно того, как отметить 100-летие революции, 100-летие 1917 года. Имел ли право Николай II отречься от престола? Историки по-разному считают. Но вот как считать его отречение – богоугодным делом или не богоугодным? Все-таки малодушие, недальновидность – и перед Богом не являются заслугами».

 

Вопрос слушателя: «Почему вообще тема отречения постоянно муссируется, если документ об отречении до нас даже не дошел?».

 

Протоиерей Владимир Сорокин:

«Сейчас по радио «Град Петров» идут передачи, где историки рассказывают, как было, какие документы… Я доверяю профессиональным историкам. Единственное, что я могу сказать, чем мы в Церкви занимаемся, мы создаем синодики – книги памяти. Начиная с протоиерея Иоанна Кочурова – нашего первого мученика. При Хрущеве сажали по признаку веры, при Брежневе сажали – всё столетие сажали! И мы сейчас пытаемся выяснить – кто были эти люди.

 

— Таинство Соборования.

 

Протоиерей Владимир Сорокин:

«Таинство Соборования совершается во исцеление души и тела. Мы просим исцеления и телесных, и душевных болезней. Многие получают благодатную помощь. Я считаю, что это очень хорошая практика. В советское время, кстати, она была запрещена. Я был настоятелем в советское время в храме на Волковском кладбище и уполномоченный очень серьезно следил, чтобы Соборование не совершали. И совершали только тайно, на дому. И то, соседи могли донести. Священник рисковал потерять регистрацию. А сейчас – свободные люди идут на Соборование, идут к Господу, с доверием к Нему. Я считаю – это великое благо. Только нужно как-то готовиться к этому, нужно познакомиться с содержанием таинства, с содержанием молитв. Нужно – чтобы ты участвовал в этом соборном молении».

 

Вопрос слушателя: «100 лет Октябрьскому перевороту. Как вы думаете, нужна ли нашей стране декоммунизация? То есть – захоронение Ленина, убрать названия коммунистические. И что будет предприниматься Церковью в этом отношении?»

 

Протоиерей Владимир Сорокин:

«Церковью уже сказано: постановление Священного Синода на прошлой неделе о том, что нужно и молиться, и выявлять имена новомучеников, и конференции проводить – нужно попытаться осмыслить это время. Что касается декоммунизации – так это давно нужно сделать. Это и делается, но медленно. Какие-то улицы были заменены. Но очень медленно это  идет. Хотелось бы побыстрее. Рядом с Князь-Владимирским собором – улица Блохина. Я хотел бы, как настоятель, чтобы она вернула свое название Церковная улица, как она была до революции. А Блохин – это революционер. А что делается с доской Колчаку? Одни так, другие так. Общество поляризированно, это – не диалог. А здесь нужен спокойный, деликатный, аргументированный диалог. А у нас сразу выкристаллизовываются две позиции – агрессивные, и один другого не слышит. Я слежу за этой историей в связи с мемориальным знаком Колчаку – несерьезно это выглядит. Я был недавно на одной встрече, где было человек сто. Обсуждали – как сохранить память о трагических событиях Я задал простой вопрос: на Левашовском кладбище 47 тысяч репрессированных, и я спросил у аудитории – кто из вас был там? Ну и что? Из 100 человек всего 5 человек подняли руку – вот вам процент нашей памяти».

 

Вопрос слушателя: «Если можно, скажите что-то в защиту отца Глеба. По компьютеру я посмотрела – пишут, что к нему применяют физическую силу. А ведь уже 3 года! Если можно, скажите что-нибудь».

 

Протоиерей Владимир Сорокин:

«Я сам не понимаю, как можно так долго разбирать дело. Я полагаюсь только на волю Божию. Я молюсь. И на богослужении в записках о здравии имя отца Глеба Грозовского – так и пишут, с фамилией – встречается у нас в соборе очень часто».

 

Александр Крупинин:

«Когда человек три года просидел в тюрьме – уже возникает вопрос с оправдательным приговором, ведь если приговор будет оправдательным – придется человеку компенсацию платить. Так что, видимо, будут стараться дать хоть какой-то приговор, хотя бы условный, но не полностью оправдательный, чтобы не платить компенсацию за те годы, что человека продержали в заключении».

 

Вопрос слушателя: «Ответьте, могли ли события 1917 года произойти без воли Божией?»

 

Александр Крупинин:

«Может ли быть воля Божия, чтобы человека мучили и убивали, как протоиерея Иоанна Кочурова?»

 

Протоиерей Владимир Сорокин:

«Господь дает человеку свободу, чтобы люди сами себя увидели. Если вы называли себя «Святая Русь», то во что же вы превратились, что вы над священником издеваетесь? Я думаю, воля Божия в том – чтобы испытать людей».

 

«Церковь не должна солидаризироваться ни с каким государственным строем, ни с какой властью, ни с какой партией, ни с какой политической силой. Строй менять [в 1917 году] надо было, но надо было делать это с христианским терпением. А если иерархия церковная всегда поддерживала государственный строй – она и получила по заслугам. Теперь, Господь вывел Церковь из этого плена государственного и дал нам возможность. Потом мы попали под коммунистический пресс – но теперь уже невольно. Будем ли за это насильственное пленение Церкви государством (коммунистическим) нести ответственность? Я считаю, да. Этот страдальческий крест – за то, что до этого (до революции) молчали по поводу всякой государственной несправедливости. Нельзя прикрываться православием. А то – «Православная ярмарка», «Православный мед»… Какой «православный»? Он может быть хороший или плохой».

 

(аудио фрагмент)

 

Вопрос слушателя: «А чем объяснить, отец Владимир, священномученик Серафим Чичагов, митрополит Петроградский и Гдовский – исключен из собора Петербургских святых? Объясните».

 

Протоиерей Владимир Сорокин:

«По месту расстрела – в Москве, в Бутово. Сейчас календарь новомучеников систематизируется по месту, где человек пострадал. Я бы вам рекомендовал не употреблять слово «исключен», можно сказать – перенесен в Московский сонм новомучеников».

 

Вопрос слушателя: «А как за наше время Бог нас будет наказывать?»

 

Протоиерей Владимир Сорокин:

«А мы будем отвечать за то, как по нашим делам судят о Русской Православной Церкви. А не всегда наши дела, особенно заявления всякие, особенно поведение некоторых православных священнослужителей – не всегда на хорошем уровне представляют Церковь. За соблазны, которые мы своим поведением даем людям неверующим, за это мы ответим. Потому что мы должны поддерживать друг друга. Наша задача – чтобы авторитет Церкви был на высоте. Надо объединяться».

 

— В календарь внесены имена западных святых.

 

— Молодежь в плену социальных сетей.

 

— Досуг пенсионеров. Чем заниматься, когда уже не работаешь? Должно ли государство обеспечить досуг пенсионеров?

 

Протоиерей Владимир Сорокин:

«Это значит поощрять праздность, пусть и в старости. У нас опасность для Православной Церкви – люди любят развлекаться, любят слушать лекции по богословию, любят смотреть телевизор – православные каналы «Союз, «Спас» теперь есть… Сиди хоть целый день! А то, что на огороде нужно что-то делать или человеку нужно помочь… Опасное дело – превратить Церковь в развлекательный центр. Ко мне приходят молодые семьи и говорят, что невозможно найти няню для детей. А где бабушка? А ей надо паломничество совершить… Знаете, в посту Великом надо всего две вещи запомнить каждому православному: седьмая часть времени – не твоя, а Божья. Так отдайте это время на службу ближним – малым, старым, да хоть чистоте в городе! И десятая часть доходов – она не наша. А у нас это всё уходит – время, средства – в систему развлечений. Вы знаете, у нас старушки сидят в соцсетях и развлекаются. Молодое поколение не видит желания со стороны старших помочь в воспитании внуков. Вот о каком досуге пенсионеров можно говорить в такой ситуации?»

 

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru