6+

Как великий русский музей победил великую русскую революцию

Программа Марины Лобановой

«Под знаменем России»

Гость: Анна Валентиновна Конивец, старший научный сотрудник аппарата дирекции Государственного Эрмитажа

Тема: Музей Революции в Зимнем дворце

Эфир: 4 и 11 декабря 2025 г.

АНОНС

 

«…как будто руки сошлись на горле, холёном горле дворца» – сказал о судьбе Зимнего дворца в 1917 году не кто-нибудь, а революционный поэт Маяковский. И вот уже бывшая императорская резиденция, дом русских монархов – место для «съездов бедноты»… Неужели – всё?

 

В предисловии к книге гостьи нашей программы директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский написал, что «история дворца в первую половину XX века – это история его превращения в Эрмитаж». История эта знает и трагедию, и фарс, и жертвенный подвиг служения культуре, и абсурдный диктат идеологии.

 

«Граждане! Приходите на аукцион!» –  на площади Урицкого, у главных ворот Зимнего дворца проводятся «распродажи». Освобождается место для новых, не просто новых, а революционных организаций. До того, как дворец станет частью (и даже – главной частью, как уже кажется сегодня большинству) Эрмитажа – пройдет еще немало времени, и времени весьма неспокойного. Об этом рассказывает одна из глав книги Анны Конивец об истории Эрмитажа, а эпиграфом к ней автор взяла строки В.А. Жуковского: «Зимний дворец своею огромностью, своею архитектурою изображает могущественный народ… Для нас он является представителем всего отечественного, русского, нашего». А вот что говорит в своем предисловии к книге директор Эрмитажа: «Перед нами многолетние споры о том, что должно быть в Зимнем дворце – Музей революции или Музей мировой культуры».

 

И мы в нашей программе вспомним этот «эпизод» (длиной в 20 лет) в жизни Зимнего дворца – период существования здесь Музея Революции.

 

Историю Музея Революции в Зимнем дворце рассказывает Анна Валентиновна Конивец, старший научный сотрудник аппарата дирекции Государственного Эрмитажа, автор книги «Зимний дворец. От императорской резиденции до Кавшколы Осоавиахима», где можно почитать о том, как была устроена жизнь дворца до революции, что изменилось в годы Первой мировой войны, что происходило во дворце «между Февралем и Октябрем», что такое на самом деле «штурм Зимнего», и что такое «штурм» винного погреба, как сюда пришел кинематограф, о роли митингов и куда пошла царская посуда, о распродажах в Зимнем, о соперничестве Музея Революции с «Историческими комнатами» и Эрмитажем, о репрессиях среди сотрудников Эрмитажа, и как сюда въехала «Кавалерийская школа Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству». И если «Кавшкола Осоавиахима» съехала из занимаемых в Эрмитаже помещений в 1935-м, то Музей Революции находился в Зимнем дворце до 1946-го.

 

Почему «революционная» тематика не так страшна, если это – музей, почему не было идеи музеефицировать «Великую Октябрьскую», почему в продажах музейных экспонатов революционное начальство не видело чего-то отрицательного, как создавались фонды Музея Революции, кто и над чем в нем работал, как (Эрмитажу) удалось «выселить» из Зимнего дворца Музей Революции, и что сегодня можно считать наследием этого музея – рассказывает гостья программы.

 

Анна Конивец:

 

«11 января в  5 часов дня в  Николаевском зале Дворца Искусств (б. Зимний дворец), вход с  набережной, состоится торжественное открытие учрежденного Петроградским Советом Музея Революции…». Газета также сообщала, что в  новом музее будет собрано все о «пионерах революции, которые вели подпольную борьбу с угнетателями, скрутившими в эпоху самодержавия класс трудящихся в бараний рог». Поэтому не случайно музей открывается «в бывших покоях кровавых императоров… у стола, где ими, быть может, подписывались смертные приговоры, будут висеть портреты Балмашева, Созонова, Каляева, Коноплянниковой, Перовской, Желябова, Шмидта и других многочисленных мучеников революции, как вечное напоминание о возмездии». Горький из-за болезни присутствовать на открытии не смог, и приветственную речь в переполненном Николаевском зале (даже хоры были заполнены народом) произнес председатель Петросовета Григорий Зиновьев. Он говорил о появлении нового музея в дни головокружительных побед Красной армии, что само по себе глубоко символично и предвещает близкую и окончательную победу в кровавой войне. Зиновьев считал, что необходимо примирение народа с интеллигенцией и что задача открывшегося музея – показать массам, как рабоче-крестьянская власть чтит память предшествующих поколений, он даже предлагал поставить памятник декабристам на Сенатской площади. Экспозиции музея расположились в парадных залах второго этажа, где обычно проходили знаменитые зимнедворские балы. В самом большом зале Невской анфилады, Николаевском, была развернута первая выставка. Она была посвящена декабристам.

 

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru