fbpx
6+

Пальмовник Браверман храм

О том, что деревянные резные иконы пришли к нам в XI веке из Византии, а мастеров-резчиков звали на Руси «рез», «древодел», «деревщик», о современных резных иконах, об удивительном и очень красивом деревянном храме среди каменных джунглей, об общине храма свв.равноап. Константина и Елены рассказывает его настоятель протоиерей Михаил Браверман

Программа Марины Подольской
«Пальмовник»

27 марта 2012 г., 16.10
30 марта 2012 г., 07.30 (повторение)

В гостях у программы «Пальмовник» – протоиерей Михаил Браверман, настоятель храма свв.равноап. Константина и Елены (СПб, ул.Доблести, 24, корп. 3) и руководитель паломнической службы радио «Град Петров» Надежда Сузима.
Отец Михаил рассказывает о своем храме, который не только является центром жизни общины, но и местом паломничества, во всяком случае, для любителей и ценителей современного церковного искусства.
В этом очень красивом, деревянном храме присутствуют резные иконы. «Икона на рези» –под этим названием встречаются в древних летописях объемные иконы, вырезанные из дерева. А мастеров-резчиков звали на Руси рез, древодел, деревщик.
На Русь резная икона пришла в XI веке из Византии и первоначально ее делали из мягких пород камня. Обилие дерева и народные традиции резьбы обусловили широкое распространение резной иконы на Руси. В русских православных храмах устанавливались резные иконостасы, резные распятия, скульптурные изображения Иисуса Христа и святых: Николая Можайского, Нила Столбенского, Параскевы Пятницы.
Отличительная черта русской резной иконы – ее рельефность, в основном – горельеф, в то время как католическая традиция отдает предпочтение круглой скульптуре.
Но не всегда православие поощряло резную икону и объемную скульптуру. В них видели то языческие пережитки, то влияние Католической церкви. Серьезный удар по «рези на дереве» был нанесен церковным расколом XVII века: последовало изгнание из храмов резных икон. Тогда же началось уничтожение деревянной церковной скульптуры и резной иконы.
При Петре I, в 1722 г. Святейший Синод запретил изготовление и употребление в церквях резных икон. Но строгий указ не смог уничтожить глубокие народные традиции в изготовлении православной деревянной скульптуры и рельефной иконы.
Центрами резного мастерства в разное время были Киево-Печерская и Троице-Сергиева лавры, Соловецкий, Кирилло-Белозерский, Псково-Печерский, Михаило-Архангельский и Свято-Озерский Валдайский монастыри.
Сегодня искусство резной иконы, прошедшее через века, переживает второе рождение.

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru