«Религиозное просвещение – это один из методов борьбы с терроризмом»

729_486_5649941372458

В программе «Неделя» события прошедшей седмицы Александр Крупинин обсуждает с протоиереем Александром Дягилевым, настоятелем храма во имя святого благоверного князя Александра Невского  в Красном Селе

Прямой эфир 22 ноября 2015 г.

ТЕКСТ:   часть 1   часть 2

 

Александр Крупинин: Конечно, невозможно нам обойти тему терроризма, которая сейчас очень большое место занимает. Выступил и Папа Римский Франциск, и Госсекретарь Пьетро Паролин о том, что терроризму нужно противопоставлять не только полицейские меры, но и духовные. Как нам противопоставить терроризму духовные свои силы?

 

Протоиерей Александр Дягилев: Не так давно митрополит Иларион говорил о том, что роль религии в Российском обществе должна быть усилена, в том числе, и для профилактики терроризма. Дело в том, что террористом становится человек, внутренне незрелый, с неустоявшейся психикой, человек, который может быть напичкан этими фанатичными знаниями, не умеющий критически мыслить, человек, которого можно просто обмануть.

Когда я вижу дикторов центрального телевидения, которые в репортажах на религиозную тему делают ошибки в ударениях в элементарных церковных терминах… Тоже ведь показатель наличия религиозной неграмотности в нашем обществе…

 

Александр Крупинин:  По телевидению (телеканал НТВ) передавали богослужение, и диктор сказал: «Сейчас звучит песнопение  “Иди, народный сыне”»…

 

Протоиерей Александр Дягилев: В той же Польше почему-то (светское государство, демократическое), но основы католической веры преподают всем, плюс к тому – евреям преподают основы иудаизма, православным – основы  православия, но любой человек, живущий в Польше, даже не католик, какие-то основы католической веры знать просто должен.

 

Александр Крупинин:  А в социалистические времена?

 

Протоиерей Александр Дягилев: Я не знаю, было ли это в социалистические времена, возможно, что и нет, но там не было и такого махрового коммунизма, как у нас. И в 60-70-80-е годы в Польше простроено огромное количество костелов и других церковных зданий. У нас храмы рушились, а у них – строились. В Польше это нормально воспринимается, и никто не говорит, что в Польше клерикализм. В той же Англии, в Кембридже, Оксфорде основы англиканства тоже объясняются, человек должен знать, даже если он принадлежит к другой конфессии. А когда у нас в России стали вводить «Основы православной культуры», то почему-то возопили «велием гласом»: «Ай-я-яй, попы придут, поститься заставят, лбы об пол расшибать заставят…» Так вот: верить или не верить – твой личный выбор, но знать культуру той страны, в которой ты живешь, чтобы хотя бы правильно называть какие-то вещи, чтобы знать хотя бы – во что Церковь верит, даже если ты этого не признаешь, – это уже  в определенной степени защита. Чтобы человеку не могли «впарить» какую-то откровенную ерунду, выдавая ее за подлинное учение (будь то христианское, будь то исламское или какое угодно иное). Ведь сосуд, в который мы не хотим, чтобы попал терроризм, должен быть заранее заполнен. А если он пустой, то как бы мы не пытались выплеснуть из него этот самый терроризм, он будет туда заливаться, если мы ничего другого туда не зальем. Я могу отчасти согласиться, что религиозное просвещение – это один из методов борьбы с терроризмом.

 

Александр Крупинин:  Да, и еще говоря о противостоянии терроризму духовным образом: я тут читал письмо террористам, написанное человеком, который потерял свою жену (во Франции), у него остался младенец на руках, и он написал им: я все равно не буду вас ненавидеть, все равно буду к вам относиться по-человечески, вы не добьетесь ненависти, которой вы хотите добиться от нас – французов… Это же христианский подход? Может быть, он даже и не верующий, а, может, верующий, но это – христианская культура.

 

Протоиерей Александр Дягилев: «Вам не удастся посеять в моей душе чувство ненависти». Человек, который творит зло, он творит зло прежде всего себе самому. Это христианский подход. И человек, который делает нам зло, готовит себе место в аду, а мы, как христиане, не можем радоваться тому, что кто-то собрался в ад. И на этом основана идея молитвы о врагах, причем конкретных, которые вот так вот убивают наших жен, невест, мужей, детей. Мы молимся о том, чтобы Господь дал им благо, и это благо, в первую очередь, заключается в покаянии, осознании того, что они натворили – это самый христианский подход. И в то же время, к сожалению, можно слышать какие-то призывы к мести, ненависти.

 

Александр Крупинин:  Это естественно. Там во Франции тоже сожгли какой-то лагерь беженцев. Понятно, что у людей вызывает такое чувство.

 

Протоиерей Александр Дягилев: Помните: «за чувства судить нельзя»?

 

Александр Крупинин:  Да, а потом взяли и подожгли…

 

Протоиерей Александр Дягилев: Чувство – это чувство, а действие – это действие.

 

Александр Крупинин: Христианство несет именно любовь, в том числе любовь к врагам – это очень важно, чтобы именно таким образом воспринималось христианство и у нас, в России. У нас тоже очень много злобы, ненависти, и ненависти к тем, кто по-другому мыслит, по-другому действует. Может быть, если бы было христианское воспитание, оно бы дало правильное отношение.

 

Протоиерей Александр Дягилев: Я вот думаю, интересно, если до игиловцев дойдет это письмо, как они его воспримут: они задумаются о чем-то или просто решат, что он слабак?

 

Александр Крупинин:  Главное, чтобы мы задумались.

 

Протоиерей Александр Дягилев: Да, здесь стоит нам задуматься.

 

Александр Крупинин: И вот еще в дайджесте новостей важный момент: Федерация еврейских общин России выступила за то, что не стоит разделять террористов на «своих» и «чужих», потому что наше Министерство иностранных дел признало, что Хезболла и ХАМАС – это вроде как не террористы, а вот Исламское государство – это террористы. И даже Хезболла же участвует в боях на стороне Башара Асада. Вроде как это наши союзники. Как говорил президент Рузвельт: «Сомоса – это сукин сын, но это наш сукин сын». Это тоже не очень хороший подход. И уж кто-кто, а Израиль знает, кто такие ХАМАС и кто такие Хезболла, потому что там в последнее время – массовые террористические акты – индивидуальные: убьют какого-нибудь человека ножом, или несколько человек порежут, или машину обстреляют. Вроде как особо на это никто не обращает внимания, но это тоже терроризм самый настоящий, это ХАМАС и есть.

 

Протоиерей Александр Дягилев: Конфликт с Сирией, как таковой – это место, где трудно найти, есть ли там вообще «хорошие» люди. Башар Асад тоже не ангел, это понятно, и те, кто против него – так называемая «умеренная оппозиция» – опять таки, умеренная оппозиция с оружием не бегает. И всякие там ан-Нусры – это тоже все филиалы Аль-Каиды. И даже если они выступают против ИГИЛ, то стоит ли, чтобы они были твоими союзниками. А с другой стороны, получается, там – все против всех, это хаос. Я могу понять тех представителей еврейских общин, которые представляют народ, пострадавший и от Хезболлы, и от ХАМАС. Терроризм как метод достижения своих политических целей, не должен восприниматься как нечто нормальное, даже если эти политические цели нам вроде как по пути.

 

Александр Крупинин:  Мы должны иметь какой-то христианский подход, а то политика – это такое грязное дело, как считается, что можно с кем угодно вступать в контакт, лишь бы это было нам выгодно.

 

Протоиерей Александр Дягилев: Политика – это крайне грязное дело, и у меня возникает вопрос: а в принципе, может ли существовать христианское государство? Потому что почитаешь, что вытворяли те же Византийские императоры в свое время…

 

Александр Крупинин:  Безусловно, но все-таки надо к этому стремиться, если мы называем себя христианами, православными.

 

Протоиерей Александр Дягилев: Я согласен. К сожалению, в этом падшем мире, который лежит во зле, нам порой приходится выбирать не между  добром и злом, а между большим злом и меньшим злом. Но где критерий, когда это зло настолько меньше (по отношению к тому, которое  больше), что его все-таки можно выбрать?

 

Александр Крупинин:  Как зло может быть меньшим? Если возгревать зло, то оно превратится в зло большое.

 

Текст: Н.М. Лукьянова

 

Другие темы этой передачи:

– 15-летие радио «Град Петров»

– «Супружеские встречи»

– Патриарх Сербский Павел

– О женской нечистоте

– Что делать, если ребенок очень маленький (до года), а уже планируется развод? Можно ли принять участие в «Супружеских встречах», ведь для участия в них нужно оставить детей с кем-то? Бывает ли, что появление ребенка не сближает, а разводит семью?

– Международная патристическая научно-богословская конференция «Преподобный Иоанн Кассиан и монашеская традиция христианского Востока и Запада». Значение личности и богословского наследия преподобного Иоанна Кассиана

– Наши отношения с Англиканской Церковью

– Канонизация последнего кошевого атамана Запорожской Сечи Петра Калнышевского. Почему его почитают на Соловках?

 

Слушать полностью:

Наверх

Рейтинг@Mail.ru