fbpx
6+

«Посмотрите на северное зодчество. Север – русская сказка»

Программа Екатерины Степановой

«Русский Север»

Информационное обозрение. Выпуск 59

Программа Екатерины Степановой

Эфир 27 марта 2018 г., 10.45

 

В нашем прошлом выпуске мы отправились на небольшую радиоэкскурсию по выставке «Образы Севера» в Петропавловской крепости вместе с куратором экспозиции Ириной Александровной Карпенко. Сегодня мы пройдем во второй и третий залы.

 

«Мы с вами пришли во второй зал, который посвящен – не скажу легкомысленной, но более легкой теме – использованию северных образов в рекламе и в торговле. Этот всплеск изображений, расцвет рекламы начался в конце XIX века, потому что изменился способ печати рекламных плакатов и афиш. Появились новые технологии, которые позволили не текстами набирать афиши, а позволили рисовать и печатать нужными тиражами, большими тиражами.

 

Отдельно здесь показаны открытки. Они замечательные. Про каждую из них можно долго и подробно рассказывать. Эти открытки создавались и лучшими художниками, и лучшими исследователями Арктики. Вот у нас здесь представлены открытки Архангельского Общества изучения Русского Севера. Это фотографии, сделанные как раз профессиональными исследователями. И они отмечали те места, которые были необычны, которые были очень ценны и важны. Например, здесь есть открытка с изображением крестов и часовни. Это церковь в селе Хабарово в заливе Югорский шар. Этот поселочек и этот залив с XIV века, может быть даже раньше, был перевалочным пунктом для поморов. Когда они уходили в какие-то дальние экспедиции, то летом они там останавливались. И зимой в Югорском шаре никто никогда не жил. Даже самоеды там никогда не останавливались. В конце XIX века несколько монахов решили основать там скит и остались на зимовку. И когда следующей весной туда пришли люди, оказалось, что монахи зиму не пережили. Поэтому там был устроен такой небольшой погост – часовня стояла и могилы вот тех самых монахов. Больше таких попыток устроить скит так далеко и в таких суровых условиях не предпринималось, потому что, конечно, это было очень-очень рискованно.

 


 

Но Архангельское общество и светлые моменты запечатлевало. Северные церкви холмогорские. Они фотографировали обитателей – самоедов, поморов – в национальных костюмах. Очень много издавалось сувенирных открыток  для иностранного рынка. И это видно хотя бы даже по надписям, потому что есть русские тексты, есть французские тексты – язык международного общения в начале XX столетия. Была такая серия открыток, она называлась «Типы севера». Разные издательства печатали северные типажи. Это были и поморы, и лопари, и самоеды, жители Новой Земли, самоеды, которые работают в Архангельске ямщиками. Таким образом можно было познакомиться с этой бесконечной страной. А издание открыток было делом очень прибыльным, потому что копеечные затраты и очень хорошая прибыль. Можно было и денежку заработать, можно было получить финансирование на какие-то полезные дела. С помощью открыток собирали деньги в том числе и на экспедиции. Например, у нас здесь представлена серия открыток, которая сделана художником, профессиональным первым северным художником, которого звали Борисов Александр Алексеевич. Его картины выпускала и Община святой Евгении, и другие издательства с целью собрать деньги на экспедицию Седова. Это был немножко неожиданный поворот в издательском деле.

 


 

Хочу еще обратить ваше внимание вот на что. Конечно, когда мы говорим о Русском Севере, то мы будем показывать Грабаря, мы будем показывать Билибина, но были и еще замечательные художники, которых очень редко показывают. Это, например, Владимир Александрович Плотников. Вот у него совершенно сказочный, на мой взгляд, образ северных деревень. Это что-то такое совсем из детской книжки, потому что вроде бы и деревянное зодчество, но уж очень оно такое расписное, яркое, и, видимо, где-то он все-таки немножко преувеличивал. Я знаю, что в Вологодской области были такие расписные дома, а сейчас это большая редкость. Но вот когда он путешествовал в своей творческой экспедиции по Русскому Северу, эти расписные дома еще не были чем-то уникальным и странным.

 

 

В конце же XIX века появляется и белый медведь в фарфоре. Сначала это были росписи на вазах. Вот когда появляется мода на изображение живой природы в фарфоре – это было такое общеевропейское поветрие – там конечно появился и белый медведь. С белым медведем и европейцы знакомы тоже достаточно давно, века с XV примерно, когда они познакомились в экспедициях с обитателем Арктики. А что касается нашего Ломоносовского фарфорового завода, то в 50-е годы скульптор Борис Воробьев сделал две фигуры – медведь идущий и медведь сидящий, и вот до сих пор эти фигуры создаются на заводе в нераскрашенном виде, а современные художники, которые сейчас работают на ИФЗ – уже Императорский фарфоровый завод называется производство – они создают серию «Арктика». Это расписные медведи по модели Воробьева, но каждый из них уникален чем-то своим. Там есть и Большая Медведица, и медведь, который называется Полярное Лето, и очень такой элегантный медведь-кракле. В общем, у каждого, кто придет на выставку, может появиться свой собственный любимый белый медведь. Их здесь представлено великое множество.

 


 

Есть и бисквит – белый медведь, который мне очень нравится. Автор Галина Александровна Белаш, тоже Императорский фарфоровый завод, вещь несерийная. Это такой настоящий, я бы сказала, не стилизованный медведь. У него проработана каждая шерстинка, он сидит на этой глыбе льда, где-то изломанной. Эта работа мне очень нравится. Я рада, что Императорский фарфоровый завод ее нам предоставил для выставки. Она производит впечатление. И коллекция белых медведей нам тоже не принадлежит. Это любезно Императорский фарфоровый завод как партнер согласился участвовать в выставке, и они предоставили некоторые свои экспонаты. Точно так же как нам помог тоже очень знаменитый Петербургский бренд – кондитерская «Север», потому что они предоставили для нас свою рекламную продукцию, мы ее показываем. У нас есть историческое меню, и мы показываем современные вещи. Без «Севера» очень трудно себе представить Петербург, потому что, если вы гуляете на Невском, вы тоже везде видите этих двух медведей на льдине.

 

Есть у нас и очень хорошая акварель русского художника Николая Каразина. Акварель называется «За сеном», и когда-то эта работа висела в личных комнатах императрицы Марии Федоровны в Аничковом дворце. Очень важная часть нашего собрания – зимний пейзаж с повозками, снегом, закатом. Работа действительно очень красивая, очень качественная.

 

Третий зал это уже советский север, север именно Арктика, пространство, куда отправлялись экспедиции, куда было очень сложно попасть. Поэтому строятся ледоколы, и строятся они в Ленинграде. Это было огромное событие. Ледоколами гордились. Они появлялись и на плакатах, и в сувенирной продукции, выпускали памятные значки по случаю того, что со стапелей на Балтийском заводе сошел очередной ледокол. И как вы видите, даже художники ленинградские писали огромные полотна, посвященные этим торжествам – спуску ледокола на воду.

 

 

Мы показываем очень разные города. У нас есть виды Архангельска, виды Мурманска, и виды Онеги и разных северных деревень и сел. Ну и конечно мы показываем Норильск, потому что он есть в нашей коллекции. И центральные улицы Норильска очень похожи на Московский проспект, потому что строили ленинградские архитекторы, правда многие не по своей воле туда попали, но, тем не менее, город отстроен ленинградцами. Это сувенирная продукция – вот эта вот полочка, она просто как-то взяла и получилась – это сувенирная продукция, которая сейчас связана с этой территорией».

 

 

Как ни жаль, но мы прощаемся с третьей выставкой проекта компании «НорНикель» «Освоение севера. Тысяча лет успеха». Почти целиком она посвящена нашему городу, и проходит в Санкт-Петербурге, что, конечно же, не случайно, потому что все северные экспедиции начинались именно отсюда. И Петербург до сих пор остается одним из центров арктических исследований.

 

Надеемся, что подробный рассказ ученого секретаря Музея истории Санкт-Петербурга Ирины Александровны Карпенко был не только интересен в качестве комментария к посещению экспозиции, но и помог вам составить в вашем воображении свой образ Петербурга как города, откуда брали свой путь на север исследователи-путешественники.

 

Эта неделя завершает трехмесячную работу выставки. 1 апреля последний день, и вы еще можете успеть увидеть ее своими глазами. Увидеть и сравнить те образы, которые на ней представлены, с той реальностью, которую нам в этом году подарила замечательная Петербургская зима. Конечно, ледяных гор на Неве никто не строил, но тропинок для прогулок прямо по льду было много. Так что у тех отважных горожан, которые рискнули посмотреть на город с этого, теперь уже непривычного ракурса – со льда Невы – есть возможность сравнить свои впечатления с впечатлениями путешественников XVIII – XIX веков.

 

Покидая выставку, мы не покидаем северо-запад, а перемещаемся в северные ворота России город Выборг. Именно там будет проходить четвертая выставка проекта, которая называется «Помни о севере». Но это будет уже после Пасхи.

 

Аудио, фото – Екатерина Степанова.

 

См. также:

«Все путешествия начинались из Санкт-Петербурга»

«Для нас север – это то, что севернее Санкт-Петербурга». Программа Екатерины Степановой «Русский Север» продолжает знакомить с выставкой «Образы Севера». Эфир 7 февраля 2018 г. АУДИО + ТЕКСТ

«Россия – страна белых медведей»

Посмотрим на Север как бренд России. Программа Екатерины Степановой «Русский Север» продолжает знакомить с выставкой «Образы Севера». Эфир 31 января 2018 г. АУДИО + ТЕКСТ

«Мишкина книжка»

Из программы Екатерины Степановой «Русский Север» вы узнаете, как дети отметили День белого медведя. Эфир 7 марта 2018 г. АУДИО + ФОТО

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru