«Оба царя от управления Россией отказались сами»

Протоиерей Георгий Митрофанов

РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

В рамках открытого лектория

«Человек и личность в эпоху кризисов и перемен: 1917–2017»

6 октября 2017 г.

ТЕКСТ – Екатерина Киселева

АУДИО, ВИДЕО

 

 

На фоне событий происходящих в стране в феврале-марте 1917 года проходят регулярные заседания Святейшего Синода. Синод не занимался вопросами, связанными со складывающейся ситуацией в России. Не делал никаких официальных заявлений…

 

В последний Святейший Синод, назначенный императором Николаем II, входили:

 

  • Митрополит Киевский Владимир (Богоявленский);
  • Митрополит Московский Макарий (Невский);
  • Митрополит Петроградский Питирим (Окнов);
  • Архиепископ Финляндский и Выборгский Сергий (Старгородский);
  • Архиепископ Литовский Тихон (Беллавин)
  • Архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий);
  • Архиепископ Гродненский Михаил (Ермаков);
  • Архиепископ Нижегородский Иоаким (Левицкий);
  • Архиепископ Черниговский Василий (Богоявленский);
  • Протопресвитер Александр (Дернов);
  • Протопресвитер Георгий (Шавельский).

 

Значительная часть Синода состоит из будущих святых Православной Церкви.

 

В связи с изменившейся 2-3 марта формой государственной власти в России, Православная Церковь была поставлена перед необходимостью отражения в богослужебных чинах фактов отречения от престола императора Николая II, отказа (временного) от восприятия верховной власти великим князем Михаилом Александровичем и прихода к власти Временного правительства. Возник вопрос: как и какую государственную власть в церковных молитвах следует поминать…

 

Так, будущий священномученик архиепископ Тамбовский и Шацкий Кирилл (Смирнов) на проповеди 4 марта 1917 года сказал: «Освобожденные Самим Государем от присяги Ему, мы имеем в лице Временного Правительства, Государственной Думой учрежденного, вполне законную власть, которой Государь, и следом за ним Великий Князь Михаил Александрович, передали свои Верховные права. Посему должны мы теперь повиноваться Временному своему Правительству, как повиновались не за страх, а за совесть Государю своему, отрекшемуся ныне от управления нами»…

 

Архиепископ Харьковский и Ахтырский Антоний (Храповицкий) 5 марта 1917 г. в своем поучении так разъяснял пастве происшедшие в России события: «…Новый Государь (Великий князь Михаил Александрович) повелел повиноваться Временному правительству, состав которого, возглавляемый кн. Львовым, г. Родзянко, вам известен из газет. С этого момента означенное правительство стало законным в глазах монархистов, то есть повинующихся своим государям русских граждан. И я, пастырь Церкви, обязанный всегда увещевать народ свой повиноваться предержащим властям, призываю вас к исполнению сего долга теперь, то есть к послушанию Комитету новых министров и его главе – князю Львову и г. Родзянке, как временной главе государства, а равно и всем вместе властям, которые были и будут утверждены упомянутым комитетом и его уполномоченными…

Почему не молимся за царей? Потому, что царя у нас теперь нет – и нет потому, что оба царя от управления Россией отказались сами, а насильно их невозможно именовать тем наименованием, которое они с себя сложили. Если бы царь наш не отказался от власти и хотя бы томился в темнице, то я бы увещевал стоять за него и умирать за него, но теперь ради послушания ему и его брату мы уже не можем возносить имя его как Всероссийского Государя. От вас зависит, если желаете, устроить снова царскую власть в России, но законным порядком, чрез разумные выборы представителей своих в Учредительное Собрание. А какой это будет законный порядок выборов, о том решат уже не мы, духовные, а Временное Правительство»…

 

Одним из самых верноподданнических оказалось обращение будущего священномученика архиепископа Тверского и Кашинского Серафима (Чичагова) 7 марта 1917 г.:  «Милостию Божиею, народное восстание против старых, бедственных порядков в государстве, приведших Россию на край гибели в тяжелые годы мировой войны, обошлось без многочисленных жертв и Россия легко перешла к новому государственному строю, благодаря твердому решению Государственной Думы, образовавшей Временное правительство, и Совету рабочих депутатов. Русская революция оказалась чуть ли не самой короткой и самой бескровной из всех революций, которые знает история. Поэтому долг и обязанность каждого православного гражданина Русской земли… всемерно поддержать новую власть во всех его начинаниях по водворению порядка и законности в городах и во всей стране, дабы Временное правительство могло скорее приступить к созыву Учредительного собрания, которое определит решение народное о новой форме правления в России… Прошу передать моей дорогой пастве Божие благословение и архипастырский призыв… к подчинению властям, вновь установленным нашим доблестным и мудрым Временным правительством. Святейший Синод, все мы – архипастыри и многочисленное духовенство – вполне присоединились к новому Временному правительству и призываем к тому же верующий русский народ»…

 

Официальная церковная позиция в связи с отречением царя прозвучала 9 марта 1917 г.

 

9 марта 1917 г. в обращении к чадам Православной Российской Церкви Святейший Синод безусловно признал и поддержал власть Временного правительства: «Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни… Ради счастья Родины оставьте в это великое историческое время распри и несогласия… доверьтесь Временному Правительству… Святейший Синод усердно молит Всемогущего Господа, да благословит Он труды и начинания Временного Российского Правительства»…

 

Возник вопрос о создании нового текста присяги. Временное правительство, несмотря на жесткое давление Петроградского Совета, 7 марта 1917 г. утвердило текст новой воинской присяги, в котором было сохранено его традиционное религиозное содержание:

 

«Клянусь честью офицера (солдата) и обещаюсь перед Богом и своей совестью быть верным и неизменно преданным Российскому Государству, как своему Отечеству… В заключение данной мною клятвы осеняю себя крестным знамением и ниже подписуюсь».

 

Принесение новой воинской присяги военными чинами православного вероисповедания предполагало обязательное присутствие представителей православного духовенства.

 

В этот же день назначен товарищем обер-прокурора Святейшего Синода выдающийся церковный историк и общественный деятель, председатель религиозно-философского общества Санкт-Петербурга А.В. Карташев, которому суждено будет выступать последовательным защитником интересов Русской Православной Церкви на протяжении всего периода существования Временного правительства.

 

Первым законодательным актом Временного правительства, существенно изменившим многовековой статус Русской Православной Церкви как первенствующего вероисповедания в многоконфессиональной жизни России, стало появившееся 20 марта 1917 г. постановление об отмене вероисповедных и национальных ограничений.

 

«Исходя из незыблемого убеждения, что в свободной стране все граждане должны быть равны перед законом и что совесть народа не может мириться с ограничениями прав отдельных граждан в зависимости от их веры и происхождения, Временное правительство постановило:
Все установленные действующими узаконениями ограничения в правах Российских граждан, обусловленные принадлежностью к тому или иному вероисповеданию, вероучению или национальности отменяются.

В соответствии с этим:
1. Отменяются все узаконения, действующие как на всем пространстве России, так и в отдельных ее местностях, и устанавливающие, в зависимости от принадлежности Российских граждан к тому или иному вероисповеданию, вероучению или национальности, какие-либо ограничения в отношении:

… поступления на государственную службу как гражданскую, так и военную <…> участия в выборах в учреждения местного самоуправления и иные всякого рода общественные учреждения, занятия всякого рода должностей по правительственным и общественным установлениям <…>
… поступления в учебные заведения всякого рода как частные и общественные, так и правительственные, прохождения в них курса и пользования стипендиями, а равно занятия преподаванием и воспитанием….»

 

Первое столкновение Святейшего Синода и Временного правительства произошло 15 апреля 1917 г., когда появился указ Временного правительства о прекращении зимней сессии Синода, об увольнении его членов, назначенных еще последним Государем и о вызове на летнюю сессию новых членов, выбранных обер-прокурором В.Н. Львовым…

 

Указ Временного правительства вызвал протест практически всех членов Святейшего Синода. Члены Синода в знак солидарности обещали друг другу не входить в состав нового Синода, в случае увольнения прежних членов Синода. Против данного указа выступил товарищ обер-прокурор А.В. Карташев. Он считал, что члены нового состава Святейшего Синода должны были избираться соответственно: архиереи – епископатом, а священнослужители – белым духовенством…

29 апреля 1917 г. члены Синода приняли обращение к Церкви, в результате которого высшее церковное управление должно было быть выведено из-под контроля государственной власти. Синод создал совет по подготовке к Собору и издал постановление о начале выборов. От каждой епархии должно было быть избрано по два клирика (священника, дьякона или псаломщика) и три мирянина…

 

11 июня 1917 года был создан Предсоборный Совет, который занимался организационными вопросами…

 

Государственная власть не вмешивалась ни в выборы епархиальных архиереев, ни в работу Предсоборного Совета.

 

14 июля 1917 г. Временное правительство принимает  «Закон о свободе совести»:

 

«Каждому гражданину Российского Государства обеспечивается свобода совести. По сему пользование гражданскими и политическими правами не зависит от принадлежности к вероисповеданию, и никто не может быть преследуем и ограничиваем в каких бы то ни было правах за убеждения в делах веры. Принадлежность к вероисповеданию малолетних, не достигших девятилетнего возраста, определяется родителями… Для перехода достигших четырнадцатилетнего возраста из одного исповедания в другое, или признания себя не принадлежащим ни к какой вере, не требуется ни разрешения, ни заявления какой-либо власти… О лицах, признающих себя не принадлежащими ни к какой вере, сообщается подлежащему органу местного самоуправления… Акты гражданского состояния лиц, не принадлежащих ни к какому вероисповеданию, ведутся органами местного самоуправления» …

 

В данном законе вопрос отделения Церкви о государства не рассматривался. Закон о свободе совести в целом не вызвал резкой критики как со стороны членов Святейшего Синода, так и со стороны других представителей церковной иерархии. Однако признание за российскими гражданами православного вероисповедования права с четырнадцатилетнего возраста менять вероисповедание или признавать себя не принадлежащими ни к какой вере было категорически отвергнуто…

 

Разногласия между Церковью и Временным правительством возникли также в связи с объединением всех учебных заведений, в том числе церковно-приходских школ (было около 40 тыс. учреждений) в ведомство Министерства народного просвещения.

 

24 июля 1917 г. прошла смена состава Временного правительства, вызвавшая к жизни появление второго коалиционного правительства и замену на посту министра-председателя князя Г.Е. Львова А.Ф. Керенским. Это неожиданно способствовало упорядочению и активизации в желательном для Русской Православной Церкви направлении религиозной политики Временного правительства. Занимавший пост товарища обер-прокурора А.В. Карташев стал обер-прокурором, заменив В.Н. Львова. 5 августа 1917 г. по инициативе А.В. Карташева Временное правительство приняло постановление об учреждении министерства исповеданий…

 

Документ, упразднявший институт обер-прокуратуры, учрежденный миропомазанным на царство Государем Петром Алексеевичем, наряду с верующим православным христианином А.В. Карташевым подписали два члена партии социалистов-революционеров, активные масоны и тогда религиозные агностики министр-председатель А.Ф. Керенский и министр внутренних дел Н.Д. Авксентьев…

 

Министерство исповеданий занималось разработкой проекта будущего определения Поместного Собора о правовом положении Церкви в государстве, который Поместный Собор должен был внести в Учредительное Собрание и который должен был сформулировать приемлемые с точки зрения Церкви принципы ее существования и деятельности как в контексте государственно-правовой, так и культурно-исторической жизни будущей России…

 

Эта важная для Русской Православной Церкви деятельность осуществлялась под руководством товарища министра исповеданий С.А. Котляревского, подобно А.В. Карташеву являвшегося членом Предсоборного Совета и членом конституционно-демократической партии.

 

Определению «О правовом положении Православной Российской Церкви» после обсуждения и внесения в его текст некоторых изменений суждено было быть принятым на Поместном Соборе 2 декабря 1917 г., уже после свержения Временного правительства большевиками, и не суждено было быть представленным Учредительному Собранию по причине его разгона теми же самыми большевиками…

 

16 августа 1917 г. во время открытия первого заседания Поместного Собора первенствующим членом Святейшего Синода будущим священномучеником митрополитом Киевским и Галицким Владимиром (Богоявленским) А.В. Карташев произнес приветствие, которое подводило своеобразный итог совместной плодотворной работе Русской Православной Церкви и Временного правительства по подготовке и проведению более двух веков тщетно ожидавшегося лучшими представителями Русской Православной Церкви Поместного Собора…

 

11 октября 1917 г. делегация Собора во главе с будущим священномучеником архиепископом Тамбовским Кириллом (Смирновым) встретилась с министром-председателем А.Ф. Керенским и министром исповеданий А.В. Карташевым. Во время этой встречи прошли переговоры по поводу вызывавших несогласие многих членов Поместного Собора уже состоявшихся и еще осаждавшихся решений Временного правительства в сфере религиозной политики.

 

Обсуждались три вопроса:

  1. отмена 4-го пункта Закона о свободе совести, устанавливавший четырнадцатилетний возраст как возраст, дававший право гражданам России менять свое вероисповедание,
  2. обязательное преподавание «Закона Божия» в школах для учеников православного исповедания
  3. отменить постановление о переводе церковно-приходских школ и их имущества в ведение Министерства народного просвещения.

 

По третьему вопросу представители Церкви получили отказ.

 

Последним документом Поместного Собора (от 20 октября 1917 г.), обличавшим разрушавшие Россию деяния все более многочисленных заблудших чад стомиллионной паствы Русской Православной Церкви и вышедшим менее чем за неделю до свержения Временного правительства, стало послание Собора чадам Церкви по поводу расхищения церковного имущества и земли, которое захлестнуло страну.

 

«…Опомнитесь, православные христиане! Устыдитесь хотя бы всех иноверцев, живущих на нашей земле…; неужели же самый благочестивый народ русский, а равно и прочие православные народы на св. Руси окажутся лютым врагом своей Церкви, своих священников и прочих своих сограждан… Возвратитесь к честному труду над своим собственным добром, а чужого не касайтесь, пока высшая власть, т.е. Учредительное Собрание, не установит каких-либо новых земельных законов… Самое пожелание завистливое есть нарушение заповеди, а грабеж – тяжкое преступление, привлекающее гнев Божий на весь народ…»

 

Призывая крестьян прекратить самозахваты земли, часто сопровождавшиеся насилиями и убийствами, Поместный Собор справедливо увидел в этом черном переделе земли не только нравственный грех, но и дьявольски хитроумный замысел большевиков, убежденных в том, что связанное кровавой круговой порукой черного передела земли русское крестьянство может стать их самым надежным орудием для захвата власти в России…

 

Поместный Собор продолжался почти год после свержения Временного правительства.

 

Были сформулированы такие принципы церковного управления и церковной жизни в целом, которые могли бы обеспечить Русской Православной Церкви активное и подлинно творческое развитие при сохранении той системы церковно-государственных отношений, которая в своих основных принципах стала складываться между февралем и октябрем 1917 г.

 

Однако захватившие власть большевики видели одну из основных своих насущных задач в полном искоренении любых форм религиозной жизни в России. Они разрушили церковную жизнь страны во всех ее проявлениях…

 

См. также:

ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО И СОВНАРКОМ: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ

ПРОТОИЕРЕЙ ГЕОРГИЙ МИТРОФАНОВ
В ходе лекции отец Георгий дал исчерпывающие личностные характеристики многим деятелям русской революции.

ЦЕРКОВЬ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАКАНУНЕ ФЕВРАЛЯ 1917 ГОДА

ПРОТОИЕРЕЙ ГЕОРГИЙ МИТРОФАНОВ
Лекция доктора богословия, заведующего кафедрой истории Церкви СПбДА прот. Георгия Митрофанова была посвящена тем проблемам, с которыми Православная Российская Церковь подошла к 1917 году.

«ОТРЕЧЕНИЕ» МИХАИЛА АЛЕКСАНДРОВИЧА. ТУПИК РУССКОЙ МОНАРХИИ

КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРОВ
Какие события происходят после отречения Николая II, было ли «отречение» Михаила Александровича и каковы судьбы главных участников событий «двух отречений».

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru