«Литургическая форма – выражение богословия»

3

Протоиерей Владимир Хулап

Литургика

АУДИО

 

Литургическое время

.

Раннехристианская Пасха

 

Христиане продолжали придерживаться иудейской календарной практики. Центром года для христиан становится праздник Пасхи.

Практиковался предпасхальный пост. Однако и он имел различное богословское содержание. Этот пост был посвящен воспоминанию крестной смерти, воспоминанию пребывания Христа во гробе в Великую Субботу. Некоторые христиане постились 40 часов, полностью воздерживаясь от пищи и пития.

Церковь в эти же дни вспоминала и слова Христа о том, что сыны брачного чертога не могут поститься, пока с ними Жених, а когда Жених будет отнят от них, тогда и настанут дни поста. То есть вот это отнятие Жениха или ожидание Жениха – выражалось и в полном отказе от пищи. Этот пост завершался, торжественно прекращался совершением Евхаристии в пасхальную ночь.

У малоазийцев была своя особенность в понимании этого поста: это пост за иудеев, пост за заблудших братьев, за тех, кто в этот день распял Спасителя.

Литургическая форма являлась выражением богословия.

Появилась традиция не преклонять колени в воскресный день. Человек, который не преклоняет колени, а молится стоя, он в определенной мере этим самым символизирует Воскресение Христово, восстание Христа от мертвых. И поэтому в «Апостольских постановлениях» мы читаем: кто восстал (воскрес) – тот стоит.

 

И сегодня, в нашей традиции земные поклоны отменяются до дня Пятидесятницы.

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru