Рекомендации родителям гиперактивных детей ..." />
6+

Семья Клещунова

Рекомендации родителям гиперактивных детей

Рекомендуется укладывать спать как можно раньше. За два часа до сна исключить активные игры с друзьями, ведь любая игра, любое общение возбуждает, а этих-то тем более возбуждает до переутомления. Прекрасно было бы ежевечерне гулять, лучше в парке, подальше от шума. Перед сном почитать книжку, может и сам почитать или просто посмотреть картинки.

Сюжет вечерней сказки должен быть поспокойнее, голос родителя тоже тихий и спокойный. Мамам следует учесть одну особенность: если очень возбуждена, не укладывайте ребенка сама, поручите кому-то другому. Ведь очень часто мама, имеющая детей, да еще и работающая где-то, должна вечером переделать массу дел. Она уже настолько переполнена этой предстоящей деятельностью, что подействует на ребенка весьма возбуждающе. Если уж некому заниматься укладыванием такого ребенка в постель, лучше дать ему любимую мягкую игрушку, которая со временем поможет успокоиться.

Доктор Гарбузов, известный в стране психотерапевт, рекомендовал в одной из своих книг при плохом сне гиперактивных детей следующие мягкие успокаивающие народные средства. Ведь давать снотворное такому ребенку очень вредно. Некоторые лекарства могут валить с ног взрослых, а на таких детей действовать возбуждающе, обостряя признаки невропатии. То есть происходит извращение обменных процессов и регуляции работы головного мозга. В основе же должна быть не проблема нарушения сна, а лечение этой невропатии.


1) В изголовье кровати поместить марлевый мешочек со смесью сухого корня валерианы, листьями перечной мяты и шишечками обыкновенного хмеля. Для обыкновенного ребенка это может быть слабый аромат, а для нашего ребенка, с его характерной остротой восприятия запахов — сильнейший успокаивающий эффект.

2) Перед сном на 15 минут для ног устроить ванночку с морской водой (6 столовых ложек на 3 литра воды). Температура в течение всей процедуры должна быть около 42 градусов.

3) Один раз в квартал в течение 1,5-2 месяцев провести курс лечения настоем трав: корни и корневища валерианы лекарственной — 1 столовая ложка; листья водяного трилистника — 1 столовая ложка; листья перечной мяты — 1 столовая ложка; трава пустырника — 2 столовые ложки; шишки обыкновенного хмеля — 1 столовая ложка.

Все хорошенько перемешать. 1 столовую ложку смеси в эмалированной посуде залить крутым кипятком (1 стакан), 15 минут подогреть на водяной бане, чтобы эстрагировались из растений лекарственные начала, 1 час остужать, хранить не более 2 дней. И за 40 минут до сна выпить детям до 2 лет — 1 десертную ложку, а более старшим -1 столовую ложку.


Что еще следует знать родителям, когда в семье растет гиперактивный ребенок?

1. Медикаментозное лечение назначается только врачом при тщательном обследовании и очень эффективно лишь для нормализации двигательной активности. В трудностях эмоционального порядка медикаменты менее эффективны. Ведь отношения со сверстками остаются прежними и с этим предстоит долгая работа.

2. Отставить все наказания, насмешки, упреки по поводу его поведения. Надо до конца понять — это органическое отклонение. Это все равно что наказывать хромого человека за то, что он медленно бегает. Но любой ребенок должен знать определенные границы, и безусловно, надо согласовывать свои воспитательные меры с физическими и психологическими особенностями ребенка. Например, наказывать гиперактивного — посиди спокойно на стуле — нельзя. Выполнить он это не в силах.

3. Требования предъявлять посильные, но прощать все только потому, что у него есть проблемы, нельзя. И этим детям необходимо чувство безопасности. Научиться распознавать сигналы, предупреждающие о возможном срыве. И чтобы предупредить этот срыв, следует отвлечь ребенка, переместить, что называется, с потенциального поля битвы, в более безопасное место и спокойно обсудить конфликтную ситуацию.

4. Зная о повышенной возбудимости вашего ребенка, постараться, чтобы в игре принимали участие не более 2-3 человек. Лучше, чтобы дети играли в вашем доме, так как можно лучше контролировать ситуацию.

5. Установить четкий режим и распорядок дня. Проявлять гибкость, но стараться выполнять это расписание, несмотря на попытки ребенка нарушить его. Постепенно вы приучите ребенка к размеренному упорядочению жизни.

6. Выделить комнату или уголок, где он будет спать и заниматься. При оформлении комнаты избегать ярких красок и орнаментов. Простота, неяркость цвета, минимум беспорядка. Письменный стол поставить у пустой, ничем не украшенной стены. То есть создать условия для лучшей концентрации внимания, ведь ребенок сам не умеет пока «отслеживать» ненужные, отвлекающие раздражители.
Маленькому ребенку с этой же целью не следует давать много игрушек, лучше одну. Когда рисует — 2-3 карандаша, потом другие и так далее. Готовит уроки — убрать со стола все лишнее, выключить радио, телевизор.

7. Дайте ему какое-то постоянное поручение, естественно, посильное и обязательно следите за его выполнением, поощряя и признавая его старания, даже если получается неважно. Критикуя, можем отбить охоту полностью.

8. Давая ему новые и более трудные задания, следует сопровождать их спокойными, ясными и короткими разъяснениями. Показывать несколько раз, пока не запомнит. Тренировать и тренировать его слуховое, зрительное и чувственное восприятие и память, которая у гиперактивных детей развита слабее. Повторять терпеливо по несколько раз.

9. Не пугайтесь гнева, который может вдруг появится у вас в общении с ребенком. Гнев — это нормальное явление и его можно контролировать. Если вы сердитесь — это вовсе не означает, что вы не любите своего ребенка. И стараясь сохранить спокойствие, следует заранее подготовиться к возможному скандалу. Стараться реагировать и откликаться на любые, самые незначительные сдвиги в поведении ребенка, то есть подхваливать за путь от большего неуспеха к меньшему, пока еще неуспеху. И уж если приходится за что-то сердится, так за поступок, а не переходить на личность ребенка.


Помочь в домашних заданиях. Нельзя допустить, чтобы он раз за разом переживал поражение и унижение. Все налаживается по мере созревания нервной системы, а пока не делать трагедии из-за пропущенных букв и плохо написанной работы.

На какие моменты здесь следует обратить внимание:

1. Домашние задания должны делаться в том режиме, в каком работает мозг. Даже если позанимался всего 10 минут, а уже начал перебирать карандаши, снимать-надевать тапки, следует остановиться, сделать перерыв на 5 минут, поговорить о другом и опять вернуться к урокам.

2. Родители должны быть при выполнении домашних заданий, конечно же, рядом, чтобы возвращать его к занятиям, но все делать спокойно, не раздражаясь. Можно использовать и черновик, но перед переписыванием обязательно отдохнуть, и переписывать тоже с перерывами.

3. Помнить, что переутомление накаливается, даже если он отвлекается и отдыхает, а при этом даже забывается та информация, которую он хорошо усвоил.

4. Помнить, что спустя некоторое время заученная информация может непроизвольно всплывать и мешать следующей работе, наслаиваясь на нее.

5. Каждое конкретное действие надо сопровождать конкретной четкой инструкцией, рисунком, схемой.

6. При усталости у ребенка в рассуждениях могут появиться симптоматические повторы «зацикливание». Знать об этом — дать отдохнуть.

7. Длинные стихотворения заучивать с отдыхом.

8. Вечером не требовать, чтобы он повторил, в просто пусть прочитает еще раз взрослым то, что учил.

9. Самое вредное — не выпускать из-за стола, пока все уроки не сделаны. Никакого дополнительного репетиторства, иначе полное переутомление обеспечено.

10. У таких детей существует своеобразная защитная форма деятельности — они стараются делать хоть что-то, даже если они не понимают, что и как делать. Уж лучше пусть ничего не делают, так как в результате у них застревают в памяти порой просто абсурдные сведения, что еще более дезорганизует мышление.

11. Таким детям просто противопоказана группа продленного дня. Длительное пребывание в школе усугубляет переутомление.

12. Самим родителям узнавать, что задано на дом.

13. Очень хорошо было бы таких детей заранее знакомить с материалом завтрашних уроков.

14. Таким детям рекомендуют специалисты учиться в школе с 8 лет или по 4-х летней программе, когда 1 класс растянут на 2 года.

15. Уроки в школе следует делать для них по 30 минут, после второго или третьего урока — большой перерыв с прогулкой.

16. На уроках должна быть обстановка свободы и непринуждения и игровое наполнение урока. Не требовать строгой дисциплины.


В заключении хотелось бы сказать о том, что результаты долгое время будут малозаметны, но даже если гиперактивный ребенок когда-то вовремя сделает уроки и самостоятельно соберет портфель — тоже достижение. Количественные достижения перейдут в качественные не сразу, а со временем.

Необходимо перестать ощущать свою родительскую несостоятельность и комплекс вины перед обществом за «неудачного» ребенка!

Т.Г.Клещунова

Наверх

Рейтинг@Mail.ru