6+

Встреча К.Александров фильм Жила-была баба

Обсуждение фильма «Жила-была одна баба»
Историк Кирилл Александров и Марина Лобанова

Программа «Встреча». Эфир: суббота, 21.00 и 9.00, 17 и 24 декабря 2011 г.

В 2011 году вышел художественный фильм «Жила-была одна баба», сценарист и режиссер – Андрей Смирнов. Подзаголовок (или слоган) фильма: «Те, кто не помнят прошлого, обречены переживать его вновь…»

Вот некоторые описания этого фильма, взятые из открытых интернет-источников:

«Главная героиня — неграмотная крестьянка, действие фильма начинается с ее свадьбы в 1909 году, когда девушку из нищей семьи взяли в богатую, а кончается в 1921 году Антоновским восстанием».

«В дореволюционной крестьянской России, темной и безжалостной (а ей посвящена примерно половина длящегося больше двух часов фильма), мало вдохновляющего — во всяком случае в том ракурсе, который выбрал режиссер, рассказав о большой Истории с позиции «одной бабы»».

«Давно Андрей Смирнов не снимал игровые фильмы. Предыдущей его режиссёрской работой была картина «Верой и правдой» 1979-го года. А вообще он известен по таким фильмам, как «Белорусский вокзал» и «Осень». На этот раз в картине «Жила-была одна баба» Смирнов выступил не только в роли режиссера, но и автора сценария. Однако ему этот фильм дорог по другой причине. Как сказал сам режиссер, эта картина – первая, которая не была подвергнута цензуре. … Фильм исторический, затрагивающий многие важные моменты в истории нашей страны. Также картина демонстрирует, как то или иное событие влияло на жизнь одной обыкновенной женщины, бабы. Это и Первая мировая война, и Октябрьская революция, и Гражданская война, и Антоновское восстание. … Стоит отдать должное декорациям. Фильм по большей части снимался в Тамбовской области, и виды, конечно, потрясают воображение».

«…На всём своём протяжении фильм являет собой постановку масштабную и красочную, местами натуралистичную, однако же без использованию каких-либо особых специальных эффектов и технических приёмов».

«Если попытаться охарактеризовать увиденное двумя фразами, то можно констатировать, что в наш прокат вышло добротное, если не сказать мастерски исполненное, безусловно волнующее и впечатляющее кино. Однако это кино снято без любви, а может быть даже с брезгливостью и презрением в отношении его главных героев — России и её народа…»

«Первый за тридцать с лишним лет игровой фильм автора «Осени» и «Белорусского вокзала», задуманный вроде еще в перестроечные годы, сделан, что называется, крепкой рукой мастера и из общего ряда благообразных пенсионерских высказываний на тему России, которую мы потеряли, выделяется в первую очередь нежеланием автора щадить зрительские нервы — такую последовательную беспросветность в разговорах о русском характере позволяли себе разве что Балабанов да Рогожкин в давно забытом «Чекисте»».

«Гениальный фильм-реквием по русской душе. Стоит задуматься над тем, как мы жестоки друг к другу и почему человеческая жизнь в России никогда ничего не стоила. Все это актуально и сегодня. Фильм сделан с большой любовью к русскому человеку и с искренним сосраданием к его участи. Люди поверхностные и зацикленные на себе этот фильм, конечно, не поймут».

«Морок какой-то коллективный. Ну нет в фильме антоновщины, даже имя Антонова не произносится. А что есть? Крохотный эпизод еще одной смены власти (или безвластия), которую любое русское село в Гражданскую войну переживало не раз и не два. При этом не названные по именам антоновцы, безусловно, симпатичны режиссеру».

«Плохо показано Антоновское партизанское движение! Это были сильные люди, которых Тухачевский травил газом в лесу, они до последнего сопротивлялись!»

«Ощущение двойственное. С одной стороны снято мастерски, это бесспорно. Но вот действительно натолкал автор туда все стереотипы о русском крестьянстве начала ХХ века, какие только возможны. Дореволюционный период жизни главной героини показан в полном соответствии с большевицкими шаблонами — домострой, снохачество, пьянство (это при том, что люди, заставшие дореволюционную деревню, которых в свою очередь успел застать я, в один голос говорили, что до революции в деревнях много не пили, да и проблематично как-то вести регулярную сельскохозяйственную деятельность, от которой зависит жизнь, в вечном пьяном угаре — загнёшься быстро), кулаки-мироеды, в общем полная «власть тьмы»… Годы революции — ну тут всё понятно, опять же стандартное «красные пришли — грабють, белые пришли — грабють, красные вернулись — опять грабють… и куды христьянину податься?..». Антоновцы (фильм заявлен как «кино об антоновском восстании», однако о нём в фильме совсем немного, чуть больше, чем ничего) тоже в этом плане от прочих не отличаются. Ну а красные, понятное дело, и вовсе звери (изображать их так прямолинейно — не самое разумное решение режиссера, если учесть, что среди потенциальных зрителей фильма потомков красноармейцев явно больше, чем потомков белогвардейцев и других). И совершенно несуразный фантастический финал — такое ощущение, что режиссер просто не знал, как закончить фильм».

«Как и фильмы Тарковского, этот фильм требует подготовки зрителя перед просмотром. Особенно это касается молодых. Нужна просветительская работа среди молодёжи, чтобы не потерять страну».

«Каким боком здесь история о граде Китеже, для меня полнейшая загадка. Зачем потребовались потоки воды в финале картины, загадка еще большая».

«Очень необычный фильм для последнего времени… Жёсткий, некрасивый, злой, местами смотреть его реально неприятно — но, по-моему, необходимо. Претензии в антиисторичности с обеих сторон (и от «красных», и от «белых») говорят только о том, что картина, в общем-то, как раз вполне себе объективная — ну, не нравится нам, когда нас вот так вот показывают, что ж поделать?! Да и не очень эта достоверность, если честно, интересует, идея-то и без неё вполне понятна и прозрачна… Актёры великолепны, Екамасова в главной роли просто-таки идеальна. Единственное, наверное, что слегка напрягало — это язык: всё-таки разговоры на таком деревенском русском начала прошлого века сейчас не очень понятны…»

«Однозначно мерзость! Теперь я понимаю за что при Сталине таких как Смирнов к стенке ставили! Исполнил бы его лично и рука не дрогнула!»

«Мысль режиссера понятна: мы сейчас так живем, потому что ненавидим друг друга. Смирнов призывает зрителя посмотреть на себя со стороны через историю и опомнится. К сожалению, у контуженого зрителя нет возможности опомниться».

«Лично для меня это стало большим потрясением. Я даже сел читать о событиях, которые вдохновили эту картину. Может, там что-то с исторической точки зрения и не так, но то, что фильм побуждает, делать это, очень хорошо. И снят он очень талантливо».

«Так и не поняла, к чему был поток воды и что он, интересно, символизирует?»

«Долго ждал, посмотрел. Актёры выше всяких похвал,но сам фильм не на том уровне о котором шла реклама. Лучше бы правда снял Смирнов фильм о судьбе и доле простой русской женщины в царское время, побольше бы накопал в архивах о быте русского села. Особенно не понятен заключительный сюжет с затоплением и смыванием главных героев фильма и выходом сухим из воды дебила, что под этим подразумевал режисёр вызывает недоумение».

«Эпическая картина о многострадальном русском народе, пережившем две войны, революцию и вступивший в новое время безжалостного отношения Государства к человеку. Андрей Сергеевич изложил в своей картине Антоновское восстание в Тамбовской области и провел через призму страшных событий судьбу Варвары (Дарья Екамасова), всецело описывающая настоящий русский характер простой женщины. Не сломленная под гнетом унижения, травли, истязаний и стоящая на пороге смерти, Варвара, как душа всего коренного многочисленного народа, отдает за жизнь непомерно высокую цену. … «Жила-была одна баба» – испытание на прочность души, нервных клеток и осознание того, через какой Ад прошли наши бабушки и деды! Зрелая картина талантливого автора для культурной аудитории».

«Фильм просто очередная чернуха, всю историю уже на 10 раз пытаются переписать. Пусть не все было однозначно в те далекие времена. Но не надо так все опускать, я хорошо помню рассказы своих бабушек. А они были как раз из кулацких семей. Все было сложно, но фильм снят очень плохо. И этот разговор на местном наречии, думаю был многим просто невоспринимаем на слух. Честно сказать после фильма осталась только пустоста в душе и все…»

«Фильм красиво снят. К сожалению, больше ничего не понравилось. Всё так и не так. Всё дело в процентном соотношении плохого и хорошего. Мой дед из кулацкой семьи, его дед владел мельницей, маслобойкой. Очень большая семья была. Раскулачили деда с сыновьями и дочерьми, сослали на Дальний Восток. Мать (одна из дочерей) ещё до революции вышла замуж за небогатого, жила в другой деревне, мужа убили в 14 году. Поэтому моего деда и его мать не тронули. Знаю, что все предки были долгожителями, не смотря на страшную жизнь после революции, умерли после 92 — 96. «О кулацкой закваске» сужу по своему деду, которому пришлось работать с 14 лет, постоянно драться с деревенскими, отстаивая право на жизнь и существование, никакой помощи. Крепкое здоровье, абсолютная неэмоциональность, (позволял себе расслабиться только, когда выпьет по праздникам: превращался в доброго, любящего и ласкового человека, великолепного рассказчика), жёсткость по отношению и к себе и к людям, хозяйственная «жилка»(всегда умение заработать деньги: очень много работал, стал занимать высокие посты на крупном военном заводе, на пенсии работал руководителем общественных организаций, потом завёл пасеку и зарабатывал огромные деньги), абсолютный аскетизм, деньги все откладывались «на книжку» детям, на себя ничего. Человек-кремень. Отношение к женщинам, это, конечно, беда. Женщин любил, женщины его обожали, бабушке завидовали. Но самой бабушке было не сладко: 4 детей, муж погуливает, и руки распускал по молодости. Вот такое было отношение к женщине как к собственности. Но понятие семьи было свято. Бабушку он любил, просто традиции были такие, что вот только так нужно обращаться с женщиной. Почитать мать, а жена должна подчиняться. Про попытку изнасилования снохи в фильме — это бред. Очень чёткое и жёсткое понятие семьи. Поэтому, возвращаясь к фильму, могу сказать, что и такое бывало, я про жизнь кулацкой семьи и деревни, что в единичных случаях всё могло быть, но в фильме же всё обобщается. Что не правда. Правда то, что грешим и грешили много, за это и наказание. Но мы не лучше и не хуже других народов и стран. Не надо из нас делать зверей. Просто на Западе очень красивая «обёртка». Может быть вся Россия живёт по принципу, который сказал один из героев Платонова: от счастья только стыд начинается! По себе сужу, как только всё хорошо, сразу всё хорошее начинаешь приписывать себе, а не Богу».

«Всё так и было, как показано в фильме. Мне дед рассказывал, как красные приходили и отбирали до последней крошки хлеба. Семьи тогда были по 8-10 человек. Было насилие и произвол. Антоновцы приходили и убивали в отместку коммунистов. К слову, я сам тамбовский. Прадед мой учавствовал в восстании и был расстрелян в Кирсанове около почтамта (Тамбовской области)».

Итак, талантливый российский режиссер не снимал художественное кино 30 лет. По его словам, эти 30 лет он думал над фильмом о судьбе родины, а сам он происходит как раз из Тамбовской губернии. Вместе с ним задуматься над этой темой небесполезно и всем нам, тем более, что фильм, безусловно, стал заметным событием в современной культурной жизни.

В студии радио «Град Петров» фильм Андрея Смирнова «Жила-была одна баба» мы обсудили с историком Кириллом Михайловичем Александровым, недавно записавшим на нашем радио цикл программ, посвященных 90-летию подавления знаменитого Тамбовского («Антоновского») крестьянского восстания 1920-1921 гг.

Слушать передачу в разделе АРХИВНОЕ ВЕЩАНИЕ: 17 декабря, 21:00, 24 декабря, 9.00
Напоминаем, что АУДИО в
Архиве вещания доступно 14 дней после эфира. Выберите день в календаре!

Вся история Тамбовского восстания тут >>

В этом году в прокат вышел еще один фильм, уже другого талантливого режиссера, Андрея Звягинцева, «Елена». Возможно, эти фильмы связаны друг с другом не только временем выхода и тем, что в «Елене» главную мужскую роль играет автор обсуждаемого нами фильма – Андрей Смирнов. Вполне возможно, парадоксальным образом мы увидим в этом фильме и продолжение истории, рассказанной в фильме «Жила-была одна баба». Но об этом – в следующих наших передачах, посвященных современному художественному кино.

См. также:

История Тамбовского восстания. ЗАКАЗАТЬ в Каталоге радиопрограмм

Цикл бесед к.и.н. К.М. Александрова. Тамбовское восстание. 90 лет. АНОНС

Календарь памятных дат. Кронштадтское восстание. 90 лет. АНОНС

Цикл бесед к.и.н. В.Ю.Черняева. Таганцевское дело и расстрел участников Петроградской боевой организации. 90 лет. АНОНС

Программа «Уроки истории» в Архиве на сайте

Скачать аудио:
Крестьянское сословие в предреволюционной России (передачи 1-4)

Как жили крестьяне до революции 1917 года?

ПОРТРЕТ УТРАЧЕННОЙ СТРАНЫ
Сословия Российской Империи рубежа XIX – XX веков
КУПИТЬ ДИСК

ДРУГИЕ ДИСКИ ПО ИСТОРИИ РОССИИ:

   
   

Наверх

Рейтинг@Mail.ru