6+

Пальмовник Мощи

Программа Марины Подольской
«Пальмовник»

29 января 2013, 16.10
1 февраля 2013, 07.30

В программе «Пальмовник» протоиерей Константин Пархоменко, клирик Свято-Троицкого Измайловского собора, ведет разговор о традиции церковного почитания мощей святых.
Мощи – от слова мощь, это то, что держит, скелет, костная основа. Виктор Живов в «Кратком словаре агиографических терминов» определяет мощи как «останки святых, почитаемые церковью как исполненная благодати и обладающая даром чудотворения святыня».
В старину мощами называли любые останки. А сейчас, когда мы говорим о мощах, мы имеем в виду костные останки святых или подвижников благочестия.
Протоиерей Константин Пархоменко поясняет, что смысл почитания мощей – в почитании тех материальных свидетельствах воздействия нетварных божественных энергий на наш мир, которые доступны нам для поклонения. Эти божественные нетварные энергии оказывают преобразующее воздействие на наш материальный мир. Отец Константин обращает внимание слушателей, что лучшая сохранность останков не есть свидетельство большей святости, ибо прославление святых не зависит от сохранности телесных останков.
Почитание останков святых – это очень древняя традиция, которая вырастает из заботы о телах мучеников. Со временем сформировалась традиция строительства церквей на мощах святых, а в русской церкви утвердилась традиция зашивать мощи в антиминс, что дает возможность служить Литургию без Престола (только на антиминсе). Антиминс с частицами мощей и есть «вместо-престолие».
Профессор Московской Духовной академии Иван Васильевич Попов (узник Соловецкого и других советских лагерей, один из авторов известного Соловецкого послания, расстрелян в 1937 году и прославлен в лике святых Новомучеников в 2003 г.) в статье «Почитание святых мощей» указывает три основных причины, почему Православная Церковь установила почитание святых мощей:
— во-первых, останки святых имеют неотразимое религиозно-нравственное воздействие на душу человека, служат живым напоминанием о личности святого и возбуждают верующих к подражанию его благочестивым подвигам;
— во-вторых, почитание мощей в Церкви Христовой имеет еще значение литургическое;
— и, в третьих, основанием для почитания святых мощей служит учение Православной Церкви о мощах как носителях благодатных сил.

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru