6+

Неделя Симонов

Почему теперь в нашей митрополии четыре епархии? Почему евхаристические молитвы нужно читать во всеуслышание? Почему так болезненно воспринимаются нами любые изменения в литургических реформах? Почему в проповеди Церкви Евхаристия не занимает главного места? Можно ли считать К.С.Льюиса православным? Почему так редко совершаются миссионерские литургии?
В программе «Неделя» события прошедшей седмицы обсуждают Александр Крупинин и иерей Димитрий Симонов

Прямой эфир 1 декабря 2013 г.                                        АУДИО

Александр Крупинин: Сегодня у нас в гостях настоятель храма во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла при Государственном педагогическом университете им. Герцена отец Димитрий Симонов. Отец Димитрий, на этой неделе состоялось ежегодное Санкт-Петербургское епархиальное собрание, чем оно Вам запомнилось?

Иерей Димитрий Симонов: Я был на этом собрании, это – собор нашей епархии. На нем озвучиваются все значимые, актуальные вопросы, владыка дает свои распоряжения и рекомендации сразу всем настоятелям и представителям от прихода, главы отделов епархиального управления отчитываются о проведенной работе. В этом году было переизбрание Епархиального совета, органа управления в промежутках между собраниями. Очень важным было то, что на собрании был озвучен тот факт, что наша митрополия разделилась на Тихвинскую, Выборгскую Гатчинскую епархии по области и Петербургскую (по городу). Это действительно мудрое решение, так как оно позволяет лучше организовать многие аспекты церковной жизни, особенно в области. Завершилось собрание пением «Символа веры», как подтверждением того, что даже решение каких-то технических вопросов имеет смысл только по отношению к основному служению Церкви.

АК: У нас еще одно приятное событие – это возвращение исторического комплекса зданий Санкт-Петербургской Духовной академии.

ДС: Да, это радостно, потому что долгое время эти помещения занимал спортивный колледж, и много лет наша епархия добивалась возвращения этих зданий. Конечно, потребуется много сил и средств, чтобы теперь привести все в порядок, отремонтировать, чтобы это было приемлемо для учебного процесса, и вдохнуть в эти помещения новый дух.

АК: Состоялась научно-богословская конференция в Тосно, на которой выступал профессор Санкт-Петербургской Духовной академии архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Тема конференции «Божественная литургия как центр духовной жизни христианина». Насколько тема сегодня актуальна?

ДС: Тема очень актуальна, Евхаристия – это вершина христианской жизни. Здесь речь идет, во-первых, о необходимости просвещать людей новоначальных, а во-вторых, концентрировать внимание людей Церкви на то, что важно, а что второстепенно. Нередко религиозный быт человека, позиционирующего себя как христианина, немногим отличается от любой другой религии. Евангельская же благая весть предполагает внутренний прорыв, выход за обычные рамки религиозности, и говорить об этом, проповедовать – очень важно. И первое, что напоминает нам об этом – это Евхаристия.

АК: Преподаватель Санкт-Петербургской Духовной академии иеромонах Игнатий (Юрченков) продолжил тему докладом о традициях чтения евхаристических молитв во всеуслышание. Этот вопрос поднимается с 30-х годов прошлого века.

ДС: Этот вопрос поднимал еще император Юстиниан в VI веке, и одна из его законодательных новелл запрещает эти молитвы читать про себя. Но впоследствии сложилось иначе, и теперь очень много говорят о том, что нужно возобновить эту традицию.

АК: Почему бы священноначалию не решить этот вопрос, чтобы читать вслух?

ДС: Литургия – это очень нежная, животрепещущая ткань тела Церкви, и если делать какие-то резкие изменения, то они будут очень болезненны, поэтому любые изменения должны быть неспешными, иначе можно прийти к тем ошибкам, которые были совершены в период Реформации. За скоростью очень часто не стоит чего-то подлинного, пережитого, настоящего. В истории Русской Православной Церкви есть одна большая трагедия: конец XIX — начало XX века – это плюрализм мнений по многим острым, актуальным вопросам (в том числе и по поводу Евхаристии), серьезно шла подготовка к Поместному собору 1917 года, причем люди были очень и очень образованные – фундаментальная дореволюционная богословская школа, и если бы не переворот 1917 года, то эти вопросы нашли бы свое решение. А дальше появилось обновленческое движение, беда которого была не в литургических реформах, а в сотрудничестве обновленцев с большевиками. Сотрудничая с большевиками, они себя дискредитировали, и даже когда Патриарх Тихон ввел реформу (перешел на новый календарный стиль), то неприятие народом всего, что происходило, вынудило его вернуться к прежнему режиму. И в подсознание народного благочестия вошло только то, что все, кто меняет что-то – делают плохо.

АК: Я не могу понять, почему Церковь не делает так, чтобы главные вопросы стали достоянием всех людей. Обсуждают вопросы самые разнообразные – где-то притесняют христиан, где-то ходит «черный нал» по рынкам, где-то еще что-то, но не говорят о главном – что такое Церковь, почему туда надо ходить, что это – общее служение, и что такое Евхаристия. Это же основы существования Церкви. Если бы я не попал на радио «Град Петров», я мог бы еще 10 лет ходить в храм и никогда об этом не узнать. Я просто стоял бы в храме, где священники что-то делают, а мне нужно исповедаться и дождаться причастия, получить его и смело уходить. Мне неоткуда было это узнать. Почему в проповеди Церкви эта тема не занимает самого главного места?

ДС: Проповедь на эту тему ведется, очень много.

АК: Я ни разу не слышал, кроме как на нашем радио. А на службе в храме обычно произносится проповедь о смысле того зачала Евангелия, которое читается в этот день.

ДС: В силу своих внутренних обстоятельств – это тот аспект, который должен, прежде всего, звучать внутри самого прихода, в непосредственном служении пастыря, который обращается к своей пастве. Я сторонник регулярного причащения, и в этом – внутренняя логика литургии, для этого мы и собираемся, чтобы причаститься. Но многие люди были воспитаны в традициях Синодального периода, когда считалось, что причащаться нужно раз в году, в период евхаристического упадка обычная жизнь Церкви становится менее динамичной. Очень легко в духовной жизни делать шаг назад, но как трудно – вперед! Однако святые XIX века были очень прогрессивны для своего века: Игнатий Брянчанинов, Серафим Саровский, Оптинские старцы, Иоанн Кронштадтский были сторонниками частого причащения. Я согласен с Вами, что об этом нужно говорить чаще.

АК: У нас в этом году – юбилей Клайва Стейплза Льюиса, и в Санкт-Петербурге прошла конференция, посвященная 50-летию со дня кончины писателя. Как Вы относитесь к Льюису? Можно ли считать творчество Льюиса православным?

ДС: У епископа Каллиста (Уэра) есть статья, которая так и называется «Можно ли считать Льюиса анонимным православным?». Мне Клайв Льюис очень нравится, мне нравится его способность очень простым языком говорить о самых высоких евангельских истинах, он иногда прост настолько, что в своей простоте становится изысканным.

АК: Мне кажется, что там, где он действует через образы, он более доходчив, чем когда сухо размышляет. Те же «Письма Баламута» очень сильны, они живые, начинаешь понимать – вот где нас ловят!

ДС: Льюис – это тот автор, которого я регулярно перечитываю, два моих любимых произведения – это «Письма Баламута» и «Расторжение брака». Если бы я преподавал нравственное богословие, я бы использовал «Письма Баламута»: само построение текста, вопросы, которые он выводит на поверхность через Баламута – он касается последовательно, ступенчато настроений человеческого сердца. И когда ты читаешь каждое письмо, понимаешь, что это – про тебя, что это в твоей жизни есть или было. Сделано прекрасно это художественное произведение, читается легко и не оставляет тебя равнодушным. А «Расторжение брака» – это совершенно гениальное произведение. Льюис здесь задает этот тон восприятия ада и рая, и эта основная мысль, что двери ада закрыты изнутри, что многие не хотят попасть в рай, им не нужен рай, они готовы себя закрыть в аду. И на самом верху этой мысли – свидетельство того, что смысл ада не в котлах кипящих, а что ад может быть создан человеческим эгоизмом, нетерпимостью – тем, что наполняет человека. Льюис совершенно талантливо проявил себя как фантаст, в жанре «фэнтези», его «Космическая трилогия» никого не оставит равнодушным, но это и богословское произведение. И, конечно, одно из главных его произведений – это «Хроники Нарнии», которые так откровенно, просто рассказывают детям о Христе.

Вопрос слушателя: Хотелось бы высказать свое пожелание следующему епархиальному собранию, чтобы чаще проводились миссионерские литургии.

ДС: У нас в храме был опыт миссионерской литургии Преждеосвященных Даров с объяснениями, опыт очень положительный. Миссионерские литургии вообще проводят не так уж редко: недавно служил такую литургию владыка Амвросий, до этого отец Андрей Кураев в Исаакиевском соборе комментировал ход богослужения, а отец Александр Дягилев служил миссионерские литургии в Горном институте, и можно назвать много других приходов, где они совершались.
Мы должны сами читать, размышлять, разобраться с текстами молитв. Наше общее неравнодушие, наше желание быть активными участниками литургии зависит от нас самих, и начинать нужно с вопросов просвещения. Из литературы о таинстве литургии можно почитать отца Александра Шмемана («Евхаристия – Таинство Царства»), отца Николая Афанасьева («Трапеза Господня»), архиепископа Финляндского Павла. Можно воспользоваться текстами литургии с параллельным переводом. Очень важно, чтобы человек сам внимательно, со смыслом подошел к этой проблеме и Господь обязательно поможет. Если мы хотим пережить литургию во всей ее полноте, то это будет нам дано, но главное – это самим подойти ответственно, ведь Церковь – это литургия.

Текст: Н.М. Лукьянова

См. также:

Протоиерей Александр Рябков в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Церковь и не нуждается, чтобы ей были какие-то особые преференции в государстве, все и так Господь за нас сделал. Церкви не нужно, чтобы и государство помогало – в людях есть вера, благодаря милости Божией»

>>

«Преодоление смуты – внутри сознания людей. А если будут даны такие оценки, что можно это зло просто забыть, пройти мимо, и вытащить из истории только позитив и на этом попытаться строить будущее – это будет дом на песке, который вряд ли сможет устоять». В программе Александра Крупинина «Неделя» события прошедшей седмицы комментирует главный редактор радио «Град Петров» протоиерей Александр Степанов

>>

Почему мы так неприветливы к людям, приехавшим к нам жить и работать? Реанимация Советского Союза и антихристианского образа мышления: почему до сих пор бытуют сказочки о «добром вожде», зачем реставрировать памятник Дзержинскому?  Принцип канонизации новомучеников: должен ли был человек в условиях «большого террора» брать вину на себя, спасая других? В программе «Неделя» события прошедшей седмицы обсуждают Александр Крупинин и иерей Николай Савченко

>>

Как понять изречение «жена да убоится мужа своего»? Можно ли разбавлять крещенскую воду? На вопросы отвечает протоиерей Александр Рябков

>>

В чем разница между смирением и равнодушием? Как относиться к стихам Артюра Рембо? Каким образом Ной ухитрился уместить в ковчеге каждой твари по паре? Что делать, если на улице пристает свидетель Иеговы? Какие фильмы можно смотреть православному человеку? Стигматы когда-нибудь были у православных? На вопросы слушателей в прямом эфире программы «Пастырский час» отвечает иерей Александр Тиманков

>>

Репортаж Ксении Богдановой.
Церковные историки протоиерей Георгий Митрофанов (СПбПДА) и священник Александр Мазырин (ПСТГУ) в «круглом столе», посвященном 70-летию интронизации патриарха Сергия (Страгородского).
Встреча первая

>>

Адам и Ева – святые или грешники? Православно ли брать деньги за психологическую помощь? Как передать другому человеку свою веру? На вопросы отвечает протоиерей Максим Плетнев, клирик храма Спаса Нерукотворного на Конюшенной площади

>>

Почему православные при разговоре говорят «на всё воля Божия»? Кем мы должны считать себя: рабами или сынами Бога? Как сохранить мир в семье, если мы с мужем работаем на одной работе? В прямом эфире программы «Пастырский час» на вопросы слушателей ответил протоиерей Александр Рябков

>>

Как появилась традиция исповеди мирян перед каждым причастием и почему она есть только в Русской Православной Церкви? С какого возраста начинать готовить ребенка к евхаристическому посту, к исповеди? Нужно ли крестить детей, родившихся в результате применения биомедицинских технологий? Как акт крещения влияет на посмертную судьбу младенца?
В программе «Неделя» события прошедшей седмицы обсуждают Александр Крупинин и иерей Димитрий Симонов

>>

В программе «Встреча» – Александр Мраморнов, секретарь Ученого совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

>>

Каков смысл прощения грехов священником, если впереди всё равно суд Божий? Можно ли в общении с алкоголиком применять «жесткую любовь»?  Как больному диабетом поститься перед Причащением? На вопросы слушателей в прямом эфире программы «Пастырский час» отвечает протоиерей Александр Дягилев, настоятель храма св. Александра Невского в Красном селе

>>

Почему христианство освободило европейцев и поработило российских жителей? Как жить и воспитывать ребенка при разногласиях с невоцерковленным мужем? Можно ли просить благословение по телефону? На вопросы слушателей в прямом эфире программы «Пастырский час» отвечает иерей Александр Тиманков, клирик Андреевского собора Санкт-Петербурга

>>

Памяти протоиерея Павла Адельгейма, убитого в Пскове 40 дней назад (АУДИО)

+ ТЕКСТ отца Павла о мученичестве: «Стойкость и славная смерть христианских мучеников свидетельствует о силе, с которой божественная благодать действует внутри воли, чувства и плоти человека»

>>

Какой вклад в историю сделал митрополит Никодим (Ротов)? Можно ли отдавать половину своей «десятины» сиротам? Почему евангелист Лука написал о детстве Христа, а Иоанн ничего не записал, хотя общался с Божией Матерью? На вопросы слушателей в прямом эфире программы «Пастырский час» отвечает протоиерей Вячеслав Харинов, настоятель Храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной улице

>>

Чем отличается просто доброе дело от доброго дела, сделанного Христа ради? Сколько зарабатывают священники, и на какие деньги покупают мерседесы? Почему слова Христа в разных евангелиях описаны по-разному? На вопросы наших слушателей отвечает протоиерей Константин Пархоменко

>>

АУДИО + ФОТО
Реклама мощей на улицах города – кто это делает и как к этому относиться?

>>

Легко ли отличить православие от псевдоправославия? Почему некоторые книги продаются только на православных выставках-ярмарках и не продаются в храмах? Почему многие люди предпочитают заказывать требы не в храме, а на ярмарке? Председатель Миссионерского отдела Санкт-Петербургской митрополии протоиерей Георгий Иоффе рассказывает, что можно и нужно изменить после принятия новых правил проведения православных выставок-ярмарок

>>

Священник Николай Савченко в программе Александра Крупинина «Неделя»: «В советское время, если ты подаешь нищему — значит, ты совершаешь антисоветский акт. Подавая нищему, ты как бы говоришь: "Я подаю, потому что советская власть его не кормит". Были случаи, когда за подаяние нищим сажали в тюрьму как за антисоветскую пропаганду»

>>

Александр Крупинин и протоиерей Александр Рябков в программе «Неделя»: «Развитие нашего радио во многом связано с личностью Владыки Владимира, его тактичностью и глубокой интеллигентностью»

>>

Протоиерей Александр Дягилев в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Сейчас есть некая попытка обелить советское, сталинское прошлое, и в этом контексте закрываются архивы, чтобы эти ужасы не всплывали. Это означает, что руководство нашей страны уходит с пути покаяния в делах, совершенных в двадцатые-шестидесятые годы»

>>

В программе Марины Лобановой «Книжное обозрение» – автор-составитель книги «Судебный процесс против саратовского духовенства в 1918-1919 гг.», церковный историк, секретарь Ученого совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры Александр Мраморнов

>>

На вопрос, как относиться к такому, ставшему привычным, явлению, как «православные выставки-ярмарки», отвечает Председатель Миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии протоиерей Георгий Иоффе

>>

 

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru