fbpx
6+

НЕДЕЛЯ Савченко

Программа Александра Крупинина «Неделя» – священники комментируют события прошедшей седмицы

Прямой эфир: 10 февраля 2013 г.

АУДИО в Контакте

Александр Крупинин: Сегодня у нас в гостях – клирик храма Преображения Господня в Лесном иерей Николай Савченко. Сегодня День памяти Новомучеников и Исповедников Российских.

Священник Николай Савченко: Мы сегодня служили молебен и панихиду у стены Петропавловской крепости, где шли расстрелы узников 1918 года, узников красного террора, в том числе были расстреляны четыре Великих князя, все были захоронены здесь же, в братских могилах. Недавно были вскрыты эти могилы, и далеко не все могилы найдены, но мы верим и надеемся, что будут продолжены эти изыскания, а пока на этом месте нет ни поклонного креста, ни памятной доски. Жертвы среди духовенства были колоссальные: на 1941-й год осталось в живых 2,5 (две с половиной) тысячи священников, а в 1917 году было около 65 тысяч священников, это все – жертва Господу, кровь жертвенная. Сегодня мы поминали всех убиенных в страшные годы сталинских репрессий, и я пожелаю вам всем, чтобы новомученики были в сердце каждого из вас.

АК: Главным событием прошедшей недели был Архиерейский собор. Отец Николай, что показалось для Вас наиболее важным?

НС: Я слышал критику, исходящую от либеральной, свободомыслящей части нашего общества, в которой подчеркивается, что на соборе был принят новый устав РПЦ, в котором указано, что отныне высшей церковной властью является не Поместный, а Архиерейский собор. И суть критики в том, что, якобы, архиереи отстраняют мирян и рядовое духовенство от принятия ключевых решений. В Московском Патриархате до сего времени высшей церковной властью был Поместный собор, потому что так было в 1917 году, а тогда трудно было не пойти на уступки общественным настроениям. За Поместным собором остались полномочия по выбору Патриарха и по некоторым другим важным вопросам. Архиерейский собор – это собор всех архиереев, и всегда все важные решения принимались Архиерейскими соборами, Вселенские соборы – это Архиерейские соборы. Поместный собор собирается редко, только по поводу выбора Патриарха, в него входят, кроме всех архиереев, делегаты от каждой епархии (один священник, один монашествующий, один мирянин), также делегаты от разных синодальных учреждений, от семинарий, духовной миссии в Иерусалиме и т.д. Прошедший на прошлой неделе Архиерейский собор сплотил Русскую Православную Церковь, собор благословил разукрупнение епархий, чтобы было больше епископов, и чтобы епископы были ближе к народу. Еще собор принял важный документ по поводу технологии обработки и учета персональных данных (кстати, у Святейшего Патриарха нет ИНН). В свое время огромное возмущение у людей вызывали советские паспорта, изображение Ленина на денежных купюрах. Сейчас говорится об опасности всеобъемлющего учета и прикрепления номера как несмываемого кода для каждого человека – эти опасения всегда присутствуют в жизни нашей Церкви, поэтому стоит здесь с пониманием относиться к таким людям. Церковь говорит в этом документе, что проникновение в частную жизнь людей – это очень серьезно, частная жизнь человека должна быть независима от государства, и очень важно, что Церковь уделяет внимание этим вопросам.

АК: Ваше мнение, отец Николай, о Русском Народном соборе  и переименовании Волгограда в Сталинград?

НС: Всемирный Русский Народный собор – это достаточно уважаемая общественная организация, учрежденная самим Патриархом Кириллом, и заявления этого собора должны продумываться в деталях, в данном случае заявление по поводу переименования города в Сталинград не было продумано.

Самое прискорбное, что мы сейчас так широко празднуем победу в Сталинградской битве, и при этом совершенно забыли, что сейчас годовщина и юбилей нашего страшного голода, так называемого «голодомора», он коснулся многих областей бывшего СССР. Как раз в это время, февраль-март 1933 года, люди умирали с голоду в огромных количествах: 6 миллионов умерших от голода и сопутствующих факторов – это официальные данные советских демографов, опубликованные в 1980-е годы. И где-нибудь что-нибудь сейчас мы об этом слышим? Ничего.

В Сталинграде была окружена группировка Паулюса численностью около 300-350 тысяч, а жертвы голодомора – это 20 таких группировок! И мы молчим об этом.
А слышим что? Давайте переименовывать Волгоград в Сталинград, в честь того, кто виновен в этом страшном голодоморе, виновен напрямую? И как мы можем возвращать городу имя того, кто был крупнейшим гонителем Церкви Христовой за всю ее историю!

В последнее время появляются такие сказочки, что Сталин покаялся. Нет, не покаялся. После смерти Сталина Святейший Патриарх Алексий отслужил вынужденную панихиду, но в своей речи Патриарх ни разу не сказал, что он молится о спасении души Сталина, а только «о мире его душе», а так молятся келейно даже в отношении самоубийц, и (запомните это!) Патриарх Алексий не отпевал Сталина, Сталин не покаялся.

АК: Ведь председатель Синодального отдела говорит, что нужно отделять имя Сталина от названия Сталинград, что Сталинград – это символ наших побед, а имя Сталин здесь ни о чем не говорит. И даже что необходимо осмысление советской истории (совместно с КПРФ).

НС: Навряд ли КПРФ может объективно оценивать результаты деятельности коммунистического периода. Но осмысление того страшного периода необходимо всем.
Представьте, что человек пришел ко Христу без покаяния, хорошо ли это? Нет, не хорошо. Новый Завет начался с покаяния. Мы должны осмыслить нашу последнюю историю, понять и признать, что были преступления, были страшные деяния против человека. Вот говорят, что Сталин «разрешил патриаршество», но это было под сильнейшим давлением наших союзников, США (спаси их, Господи!) настоятельно предупреждали Сталина, что не будут посылать грандиозную бесплатную помощь, пока СССР не прекратит гонения на Церковь.

И еще к вопросу о том, что Сталин, якобы, покаялся. Приведу пример Тегеранской конференции. За столом Сталин, Черчилль, министр иностранных дел Молотов, американский госсекретарь, британский министр Энтони Иден и переводчики. Черчилль говорит: «Я надеюсь, что Бог на нашей стороне». На что Сталин отвечает: «Да, Бог – на вашей стороне, потому что Бог – консерватор, а дьявол – на моей стороне, потому что дьявол – настоящий коммунист». Это зафиксировано в протоколе и в книге воспоминаний Э. Идена, впоследствии ставшего премьер-министром Великобритании.

И после войны, после 1947 года уже не был открыт ни один храм, более того, до 1953 года было закрыто более 700 храмов, а атеистической литературы выпущено только в 1949 году 26 миллионов экземпляров, если это сложить в стопку, то высота этой стопки будет 26 километров (я сам лично считал). И за все время правления Сталина не было разрешено ни одного тиража «Нового Завета». В 1949 году в лагерях сидело около 1000 — 1500 священников, и 20 или 30 епископов. И мы будем в честь этого чудовища называть город? Ни в коем случае! Это позор и позор всемирный!

Текст: Н.М.Лукьянова

 

Памяти крестьян — жертв коллективизации  >>

К.М. Александров

ФОТО + АУДИО

 

Репортаж Александра Ратникова об открытии в Санкт-Петербурге работы III Международных исторических Головинских чтений

>>

5 лет после воссоединения Церквей. Протоиерей Николай Артемов: «Я думаю, что наибольшее убеждение шло через единение в пастве. Через опыт встречи с людьми, которые приезжали из России и говорили просто к сердцу священника. Священник, исповедуя этих людей, должен был реагировать на новую паству, пускай эта паства приезжала только временно. Почему южоамериканские приходы отошли после воссоединения? Потому что они меньше всего соприкасались с этим феноменом»

>>

Священник Николай Савченко в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Скоро мы будем видеть узбеков или детей узбеков, которые крестятся в наших храмах, ходят на наши службы, прислуживают в алтаре, потом мы увидим священников узбекского происхождения, это будет через 10-15 лет. Потому что точно так же было и на Западе, и не надо этого страшиться»

>>

«Обратил внимание, гимнастерка на нем новенькая – складочки не размятые. У меня обмотки, а он в сапогах. И начинает разговор: «Как служил? Как воевал? Как получилось у тебя ранение?» Выслушал меня. Опять это, как у нас говорят, проверка на вшивость. Потом говорит: «Ой, нет! У вас тут плохо – пойду в другой шалаш». Больше я его не видел. И вот эти ребята проверяли нас, везде проверяли». Вторая часть беседы с Д.И. Тимофеевым

>>

В программе Людмилы Зотовой «Россия. Век XX» ветеран Великой Отечественной войны Дмитрий Иванович Тимофеев рассказывает о своей жизни. Первая передача посвящена довоенному времени: многодетная семья, раскулачивание, арест отца, голодное детство…  Вторая часть беседы будет посвящена военным годам

>>

В 2013 году отмечается 70-летие Сталинградской битвы. Об этой дате Марина Лобанова беседует с историком Кириллом Александровым

>>

«У православных была Русская Православная Церковь Заграницей. Это была единственная институциональная организация, которая действительно помогала русским православным перемещенным лицам проживать, исповедовать свою веру, оставаться русскими и в то же время не уезжать в СССР, если они этого не хотели. Это была единственная институционально оформленная организация, которая действительно помогала каждому русскому человеку», – Александр Корнилов

>>

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru