6+

Неделя Савченко

Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Гатчинскую епархию, встреча главы Синодального Отдела по благотворительности епископа Пантелеимона с братией Сретенского монастыря, Кавказ как пример мирного соседства разных народностей и культур: в программе «Неделя» события прошедшей седмицы Александр Крупинин обсуждает со священником Николаем Савченко

Программа Александра Крупинина
«Неделя»

Прямой эфир 6 апреля 2014 г.

Александр Крупинин: Сегодня у нас в гостях клирик храма во имя Преображения Господня в Лесном, священник Николай Савченко. Главным событием прошедшей недели для нашей митрополии был визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 1 по 3 апреля. Этот визит был приурочен, в частности, к 65-летию преставления преподобного Серафима Вырицкого. Его Святейшество побывал в Гатчинской епархии, в Вырице, служил там. Отец Николай, почему именно личность святого Серафима Вырицкого привлекает такое внимание и священноначалия, и простых верующих?

Иерей Николай Савченко: Преподобный Серафим Вырицкий нам близок, потому что это святой почти нашего времени. Я в 80-е годы жил летом в Вырице, мы с бабушкой посещали храм и его могилку. Тогда о нем знали очень мало, потому что большинство тех, кто был к нему близок, были репрессированы. Сам он не был репрессирован, потому что уже был престарелым. Почти все духовенство было расстреляно, но священнослужителей после 70-ти лет и ушедших на покой, как правило, уже не трогали. Это было причиной, почему в 37-38 годах большинство из оставшихся в живых священнослужителей были уже старцы. По статистике на 1917 год было всего около 70 тысяч священников, а к 41-му году их осталось всего две с половиной тысячи, в основном, старцы, и они уцелели. Отец Серафим долгое время жил в Вырице, притом уже все храмы были закрыты. Казанский храм в Вырице был открыт только при немцах. Родная страна закрывала храмы, а немцы позволили открыть. Он оказался в сложной обстановке, когда в храме постоянно присутствовали и православные румыны (военнослужащие), и наши военнослужащие, которые пошли на службу в немецкую армию. Об этом не принято говорить, но в Вырице стоял их целый батальон, там же был и лагерь военнопленных. Представьте, какие противоречия присутствовали прямо рядом со святостью.
Когда я был младшим школьником, мы ходили в храм с бабушкой, хотя вся система школьного воспитания была пропитана воинствующим атеизмом, постоянно вырывала у нас душу, и это, в конце концов, привело ко всем нашим трагедиям 90-х годов. Развал СССР должен был произойти, потому что нельзя бесконечно вырывать из человека его душу, вырывать веру, и остаться безнаказанными. Это справедливое наказание Божие, и мы должны извлечь из этого урок.

АК: Считается, что 20-й век – это время апостасии, но все равно святые появляются, Бог не оставляет православные народы без святых.

НС: Конечно, иначе мы бы совсем впали в уныние, отчаяние, стали бы срочно рыть пещеры. Господь именно для этого и посылает нам святых, чтобы мы не бежали в ужасе. Конечно, святые будут появляться, и где-то сейчас они, может быть, недалеко от нас. И когда мы состаримся, нам будут говорить – что же вот вы тогда сетовали, что святых нет, были же святые – вот такой-то и такой-то. И мы будем укорять себя, что не разглядели. Будем все-таки радоваться тому, что Господь нам очень многое дает полезного для жизни и благочестия.

АК: Есть несколько сообщений, посвященных теме благотворительности. Епископ Пантелеимон, председатель Синодального отдела по благотворительности, встречался с братией Сретенского монастыря, и на этой встрече шел разговор о благотворительности. Его спросили: что самое важное, какой благотворительностью заняться братии? Он ответил, что и то важно, и другое, но самое главное – это помощь многодетным семьям, потому что в них – будущее России. Насколько важна благотворительность? Ведь в советские времена Церковь благотворительностью не занималась.

НС: Это было строго запрещено, Считалось, если ты занимаешься благотворительностью, то ты тем самым подспудно критикуешь советскую власть, что ты этим актом благотворительности как бы говоришь: вот, смотрите все, советская власть не заботится, поэтому я забочусь о нуждающихся. Поэтому за благотворительность даже сажали как за антисоветскую агитацию.
Что важно для многодетных семей? У меня пятеро детей, помощи мы не получаем, но важна психологическая подготовка общества. Например, 10 лет назад бытовали такие предубеждения, что быть многодетными – значит плодить нищету. Сейчас отношение все-таки другое.

АК: В советское время многодетность тоже как-то поощрялась, был орден «Мать-героиня».

НС: Да, поощрялось, но поощрялись и аборты. Святейший Патриарх в Гатчине сказал, что если бы мы снизили в 3 раза количество абортов, то через некоторое время нам не нужны были бы и трудовые мигранты, т.к. демографическая проблема России была бы решена. Когда мы рассуждали раньше о проблеме демографии, вырождения России, сокращения численности населения, то каждый раз мы не подчеркивали главную причину этого. А главная причина даже не война и ее последствия, и даже не последствия репрессий или голода 30-х годов, а это последствия внедрения в наш народ «абортной культуры». У нас в России абортов было в 10-20 раз больше на душу населения, чем в Европе и Америке. Официальная статистика Минздрава РФ свидетельствует, что с 1920 по 2010 год (за 90 лет) в России было произведено 220 миллионов абортов (у нас сейчас население 145 миллионов человек). За то же самое время в США было произведено порядка 50 миллионов абортов, притом США больше России по численности.
Сейчас развернулась дискуссия в Церкви и в обществе, есть два пути борьбы против абортов: умеренный, который предлагает внести некоторые ограничения, усложнить саму процедуру подготовки (не делать аборт в день обращения к врачу, установить недельный период «молчания», обязательная беседа с психологом, иногда и со священником), эти меры приносят свои плоды. Есть другой подход, и я сторонник именно этого подхода. Мы настаиваем на том, что нам как христианам, а особенно священникам, нельзя соглашаться на такие полумеры, когда после определенных ограничений, но аборт все-таки совершается. Для православных христиан аборт – это грех в любом случае. Конечно, мы все понимаем, что не всё в мире совершается по заповедям Божьим, не все мирские законы являются их повторением (например, нельзя издать закон о запрещении супружеской неверности), но общественная оценка должна быть. Мирские законы для того и созданы, чтобы хоть как-то ограничивать зло. А всем нам необходимо воспитать почтение к жизни как к величайшему дару Божию и защищать ее. Тогда Россия будет сильной.

АК: У нас есть новость по поводу Кавказа: какой он должен дать импульс России?

НС: Я считаю, что Кавказ – это пример и школа того, как народы должны жить в мире. Кавказ – это удивительная чересполосица народная, там множество разных национальностей, этнических групп, исповеданий, языков, которые живут рядом. Они конфликтовали в прошлом иногда, а сейчас примиряются, это школа совместного жительства, и этому мы должны учиться. Мы сейчас с нашей родной братской Украиной и то не можем найти общий язык, с нашими православными братьями. У нас уже месяц такое нервное напряжение в отношениях с Украиной, а здесь люди разных этнических групп живут по соседству и не говорят, что какое-то село «исторически наше», а не ваше, не говорят карачаевцы черкесам, что берег этой реки был «исторически нашим», а не «исторически вашим», и давайте делить.

АК: Иногда и говорят. Например, ингуши с осетинами пилят пригородный район со времен возвращения ингушей.

НС: Да. Но надо понимать, что все мы братья, все от Адама и Евы, от Ноя, и нам может быть, надо бы и уступить братьям, а не вести себя агрессивно, не требовать своего и не уничижать ближних наших, вот что важно.
Кстати, если взять карту распространения наречий русского языка на 1914 год (результаты работы диалектологической комиссии Императорской Академии наук), то можно увидеть, что малороссы проживали и в Крыму, и там также был малороссийский язык (наречие). Малороссы проживали на Кубани, большая часть нынешнего Краснодарского края – это ареал распространения малороссийского языка, значительная часть Ростовской области, половина Воронежской области, почти вся Белгородская область – там существовал малороссийский язык. Если мы будем делить между русскими и украинцами, какие наши территории, а какие не наши, то окажется, что историческое обоснование как раз не в нашу пользу.

АК: Очень неправильный подход пытаться говорить, чьи исторически земли, потому что все земли когда-то были одних, а потом – других, кем-то завоеваны, какие-то народы перемешивались, и каждый может строить свою геополитику совершенно с противоположных позиций. Но ни к чему хорошему такой подход никогда не приведет. Существуют в Европе признанные границы: было в 1975 году совещание, которое признало послевоенные границы всех государств, и все государства это приняли. И исходить из того, кто где жил, в каком районе – это можно дойти до смертоубийства в каждом дворе.

НС: Мы ни в коем случае не должны пойти по пути национализма, а тем более – какой национализм? Это что, русский против украинца? Как это так: мы слышим сейчас по телевизору выступления из Крыма: «как нам надоел украинский язык!» Как это надоел? Большинство населения Крыма – это потомки малороссов. Какой язык вам надоел – язык ваших дедушек и бабушек? Большинство тех русских, которые сейчас записаны русскими на Украине – это бывшие малороссы, их предки говорили на малороссийском наречии (фактически, нынешний украинский язык с незначительными изменениями). По диалектологическим картам прошлого века даже не было различия между Ивано-Франковской областью и Краснодарским краем, это все – южно-малороссийское наречие. Как мы можем унижать язык наших братьев? Кстати, по сути, мы все, русские – оттуда произошли. Когда-то все русские переселились из областей Причерноморья, а нынешние области – Псковская, Новгородская, Ленинградская – это был ареал распространения финно-угорских народов. То есть, мы сюда пришли, мы смешались с финно-угорскими народами, это смешение привнесло такую особенность в наш язык, как звонкое «г» вместо глухого. Но мы говорим «Бог» с глухим «г», потому что так говорили наши предки. Все мы – выходцы из Украины, что в ХХ веке, что в ХV, что в IХ веке. И поляки, и чехи тоже вышли из этих самых районов, этот район Причерноморья – ареал распространения нашего протославянского племени, это наша протородина. И что же, сейчас будем отделять, говорить, что они какие-то не такие, что их язык нам не нужен?

АК: У нас очень сильное имперское сознание, что Россия – это империя, все у нас вокруг – это младшие братья.

НС: Имперское сознание – это «Православие. Самодержавие. Народность». Разве в Российской империи только русская народность была? Да если бы было так, не было бы и империи! Были все народности, а русская народность считалась триединой: великороссы, малороссы, белорусы. А что мы теперь делаем? Мы разрываем это триединство, мы совершаем опаснейшее дело. Поэтому нам надо одуматься. Нам надо внимательно прислушиваться к тому, что говорит, например, митрополит Онуфрий, к чему призывает, о чем беспокоится. Надо прислушаться, надо хотя бы услышать собеседника. У них во Львовской области 40% за Бандеру (конечно, это человек очень отрицательный), но извините – у нас 50% за Сталина. Так чем мы лучше тогда? Чем Бандера лучше Сталина? Тем, что Сталин был при власти, у Сталина были концлагеря, голодомор, уничтожение духовенства? У Бандеры был геноцид польского народа, он убивал русских и евреев. Так вот: нужно и Бандеру, и Сталина осудить.

АК: У нас теперь даже Гитлера стали оправдывать, причем в газете «Известия», не в какой-то фашистской газетке.

НС: Это меня поразило, когда стали критиковать профессора Зубова, которого я лично уважаю, который сделал очень много для единства Русской Зарубежной Церкви с Московским Патриархатом. Теперь его критикуют, говорят, что зря он критикует действия Гитлера. Гитлер, мол, до 39-го года хорош был, правильно все делал, и только после 39-го года стал неправильным.

АК: Сначала Сталин «в чем-то плох, а в чем-то хорош», а теперь и Гитлер «не во всем плох, а в чем-то и хорош…»

НС: Это совершенно нехристианский подход, а мы должны смотреть с христианской точки зрения. Будем к этому стремиться.

Текст: Н.М. Лукьянова

 

Священник Димитрий Симонов в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Когда сейчас говорят о любви к Родине, очень важно, чтобы Церковь напоминала обществу, что такое любовь, учила людей самой любви. Потому что прежде, чем говорить о любви к Родине, нужно научиться любить. Иначе мы получаем таких патриотов, которые уверены, что патриотизм – это негативное отношение к своим оппонентам»

>>

«Сегодня именно общественные некоммерческие организации позволяют выстроить такие связи, которые чисто управленческая вертикаль выстроить не способна. Очень важно, чтобы архиереи в новых епархиях поддерживали такие организации. Участие Церкви в их общественно полезной деятельности также будет способствовать межприходскому общению». Александр Мраморнов – о создании новых епархий в Русской Православной Церкви и издании документов Поместного Собора 1917-1918 гг.

>>

О жизни Санкт-Петербургской духовной академии, о студенческом журнале «Невский богослов» («Небо») в программе Людмилы Зотовой «У нас в гостях» рассказывали те, кто учится в Петербургских духовных школах и созидает внутреннюю жизнь одного из крупнейших духовных учебных заведений России

>>

Протоиерей Владимир Сорокин в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Митрополита Владимира я всегда сравнивал с талантливым пианистом, который не только прекрасно играет сам, но чутко прислушивается к игре всего оркестра»

>>

В студии радио «Град Петров» за «круглым столом» Елена Константиновна Зелинская, Сергей Львович Фирсов, протоиерей Александр Степанов обсудили итоги и перспективы 25-летнего рубежа возрождения церковной жизни в России

>>

В программе «Неделя» события прошедшей седмицы Александр Крупинин обсуждает с протоиереем Александром Степановым: «день открытых дверей» в Санкт Петербургской Духовной академии: о чем стоит задуматься будущим священникам; социологический опрос россиян: действительно ли усилилась наша религиозность; события на Украине, референдум в Крыму, разнообразие общественной жизни в рамках единой Поместной Церкви

>>

Если вы не остались равнодушными к передачам по страницам воспоминаний Евфросинии Керсновской «Сколько стоит человек» и хотели бы больше узнать о ее судьбе, слушайте 28 марта интервью Людмилы Зотовой с правонаследником и другом Евфросинии Керсновской Игорем Чапковским (АУДИО)

>>

Как в Германии и в Польше отмечали 70-летие снятия блокады Ленинграда – об этом с Юлией Кантор беседует главный редактор радио «Град Петров» протоиерей Александр Степанов

>>

Празднование 700-детия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, выставка «Православная Русь, Романовы, моя история», события на Украине – в программе «Неделя» события прошедшей седмицы обсуждают Александр Крупинин и протоиерей Александр Рябков

>>

Об истории и современной деятельности Свято-Князь-Владимирского братства, основанного в 1890 году, слушайте в интервью с председателем братства Димитрием Глебовичем Раром

>>

В программе «Экклесия» протоиерей Андрей Кордочкин рассказывает о строительстве русского храма в Мадриде и о жизни прихожан Русской Православной Церкви в Испании

>>

Интервью Людмилы Зотовой с архиепископом Амвросием, викарием Санкт-Петербургской епархии, епископом Петергофским, ректором Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии

>>

Темы программы «Неделя» с участием протоиерея Владимира Сорокина: Панихида на Левашовском кладбище в День новомучеников и исповедников Российских: о чем стоит задуматься? Кто должен заниматься вопросами совести в нашем обществе? Олимпиада в Сочи: уместны ли такие огромные траты средств, когда вся страна работает на спорт? 80% россиян считают себя православными: становится ли наше общество христианским? Имеют ли право христиане критиковать священноначалие?

>>

День памяти новомучеников и исповедников Российских: почему у нас нет стойкого иммунитета против возврата в сталинские времена? Как Церковь относится к тем, кто пытал, мучил, расстреливал людей? Каких бы вершин достигла Россия, если бы не было революции 1917 года? Какое общество мы строим сейчас?  В программе «Неделя» принимает участие протоиерей Александр Степанов

>>

Репортаж Ксении Богдановой
«Преодолен ли коммунистический террор?»
Доклад вице-президента фонда «Возвращение» Даниила Петрова

>>

Священник Николай Савченко в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Поэтому именно народ, оказавшийся в городе – еще большие герои, потому что одно дело, когда ты герой и все для твоего геройства предоставлено, а другое дело, когда ты герой, а тебя бросили»

>>

Протоиерей Александр Рябков в программе «Неделя»:
«Мы все, священники, должны брать пример с первого монаха – Иоанна Предтечи, он был евангельским «другом жениха» (Иисуса Христа). Умение быть «другом жениха», то есть оставаться в тени – очень важно. Не у всех священников это получается, иногда мы вниманием к самому себе затмеваем Христа, иногда мы увлекаемся своей личностью»

>>

Праздник Крещения Господня: почему людям так важно искупаться в проруби в этот день? Дары волхвов: почему для поклонения им выстраиваются длинные очереди, несравнимые с очередями к Святому Причастию? Почему так мало информации о смысле нашей православной веры? В прямом эфире программы Александра Крупинина «Неделя» на вопросы отвечает протоиерей Александр Дягилев

>>

Вышло издание «Церковь против большевизма»: чему могла бы научить история двух Сергиев (Воскресенского и Страгородского)? История с увольнением отца Андрея Кураева – со знаком плюс или минус? В программе «Неделя» события прошедшей седмицы Александр Крупинин обсуждает с главным редактором радио «Град Петров» протоиереем Александром Степановым

>>

Радио «Град Петров» совместно с фондом «Возвращение» 13 января 2014 г. провели пресс-конференцию, посвященную 70-летию первого массового возвращения названий (13 января 1944 г.).   В пресс-конференции приняли участие главный редактор радио «Град Петров» протоиерей Александр Степанов, вице-президент фонда «Возвращение» Даниил Петров, член Топонимической комиссии Андрей Рыжков, автор программы «Возвращение в Петербург» на радио «Град Петров» Марина Лобанова + АУДИО

>>

Скончался изобретатель автомата Михаил Калашников, награжденный тремя церковными наградами: автомат – орудие убийства, как это совмещается? Почему так дорого обходится проживание пожилых людей в богадельнях? В программе Александра Крупинина «Неделя» последние новости комментирует протоиерей Владимир Сорокин

>>

Итоги празднования 300-летия Александро-Невской лавры. Отношение современного человека к смерти. События на Украине. Папа Франциск и марксизм. Эти и другие темы в программе «Неделя» обсуждают Александр Крупинин и протоиерей Александр Рябков 

>>

Славяне против России? Протоиерей Александр Рябков: «Приближаясь к столетнему юбилею начала Первой мировой войны, нельзя обойти вниманием участие Болгарии в ней на стороне блока, враждебного России»

>>

Почему теперь в нашей митрополии четыре епархии? Почему евхаристические молитвы нужно читать во всеуслышание? Почему так болезненно воспринимаются нами любые изменения в литургических реформах? Почему в проповеди Церкви Евхаристия не занимает главного места? Можно ли считать К.С.Льюиса православным? Почему так редко совершаются миссионерские литургии?
В программе «Неделя» события прошедшей седмицы обсуждают Александр Крупинин и иерей Димитрий Симонов

>>

«Преодоление смуты – внутри сознания людей. А если будут даны такие оценки, что можно это зло просто забыть, пройти мимо, и вытащить из истории только позитив и на этом попытаться строить будущее – это будет дом на песке, который вряд ли сможет устоять». В программе Александра Крупинина «Неделя» события прошедшей седмицы комментирует главный редактор радио «Град Петров» протоиерей Александр Степанов

>>

Почему мы так неприветливы к людям, приехавшим к нам жить и работать? Реанимация Советского Союза и антихристианского образа мышления: почему до сих пор бытуют сказочки о «добром вожде», зачем реставрировать памятник Дзержинскому?  Принцип канонизации новомучеников: должен ли был человек в условиях «большого террора» брать вину на себя, спасая других? В программе «Неделя» события прошедшей седмицы обсуждают Александр Крупинин и иерей Николай Савченко

>>

Профессор Женевского университета, переводчик, историк русской и французской культуры Жорж Нива: «Во Франции недавние демонстрации показали некое новое явление – христиане снова появляются. Я считаю, что это обнадеживающий факт»

>>

Как появилась традиция исповеди мирян перед каждым причастием и почему она есть только в Русской Православной Церкви? С какого возраста начинать готовить ребенка к евхаристическому посту, к исповеди? Нужно ли крестить детей, родившихся в результате применения биомедицинских технологий? Как акт крещения влияет на посмертную судьбу младенца?
В программе «Неделя» события прошедшей седмицы обсуждают Александр Крупинин и иерей Димитрий Симонов

>>

В 1961 г. снесли знаменитую Греческую церковь в честь св. Димитрия Солунского в великолепном неовизантийском стиле, а к 50-летию «Октября» на месте храма появился концертный зал «Октябрьский», архитектурно напоминающий горизонтально растянутый мавзолей. Возможно ли восстановить храм, если для этого надо снести здание БКЗ? Уместно ли установить на фоне БКЗ памятный знак о том, что на этом месте стоял храм, если сейчас там стоит нелепый памятник – красноармейцы в неглиже?  В программе «Неделя» события прошедшей седмицы обсуждают Александр Крупинин и прот. Александр Рябков

>>

ТЕКСТ. Схиархимандрит Иоаким (Парр) в программе протоиерея Александра Степанова «Экклесия»: «Христос пришел и дал нам пример. Он пришел в такой же, совершенно такой же, как сегодня, мир и сказал: "Это не путь. Надо быть слугой – вот верный путь. Не нужно быть хозяином". Но мы это еще не услышали…»

>>

Протоиерей Александр Дягилев в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Исповедуя людей у себя в храме я замечаю, что каждая вторая исповедь связана с семейной проблемой»

>>

Памяти протоиерея Павла Адельгейма, убитого в Пскове 40 дней назад (АУДИО)

+ ТЕКСТ отца Павла о мученичестве: «Стойкость и славная смерть христианских мучеников свидетельствует о силе, с которой божественная благодать действует внутри воли, чувства и плоти человека»

>>

Какой вклад в историю сделал митрополит Никодим (Ротов)? Можно ли отдавать половину своей «десятины» сиротам? Почему евангелист Лука написал о детстве Христа, а Иоанн ничего не записал, хотя общался с Божией Матерью? На вопросы слушателей в прямом эфире программы «Пастырский час» отвечает протоиерей Вячеслав Харинов, настоятель Храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной улице

>>

Чем отличается просто доброе дело от доброго дела, сделанного Христа ради? Сколько зарабатывают священники, и на какие деньги покупают мерседесы? Почему слова Христа в разных евангелиях описаны по-разному? На вопросы наших слушателей отвечает протоиерей Константин Пархоменко

>>

АУДИО + ТЕКСТ
Протоиерей Георгий и Марина Александровна Митрофановы
об архимандрите Павле (Груздеве)
Беседа третья

>>

АУДИО + ТЕКСТ
Протоиерей Георгий и Марина Александровна Митрофановы
об архимандрите Павле (Груздеве)
Беседа вторая

>>

АУДИО + ТЕКСТ
Протоиерей Георгий и Марина Александровна Митрофановы
об архимандрите Павле (Груздеве)

Беседа первая

>>

5 лет после воссоединения Церквей. Протоиерей Николай Артемов: «Я думаю, что наибольшее убеждение шло через единение в пастве. Через опыт встречи с людьми, которые приезжали из России и говорили просто к сердцу священника. Священник, исповедуя этих людей, должен был реагировать на новую паству, пускай эта паства приезжала только временно. Почему южоамериканские приходы отошли после воссоединения? Потому что они меньше всего соприкасались с этим феноменом»

>>

 

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru