6+

Неделя Рябков

В программе «Неделя»
события прошедшей седмицы обсуждают
Александр Крупинин и протоиерей Александр Рябков

Прямой эфир 12 октября 2014 г.          АУДИО

Александр Крупинин: Сегодня у нас в гостях – клирик храма во имя святого великомученика Димитрия Солунского в Коломягах протоиерей Александр Рябков. Главное событие этой недели – это празднование 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Почему у нас такое особое почитание преподобного Сергия?

АР: Для Северо-восточной Руси фигура преподобного Сергия является такой же фундаментальной и значимой, как, например фигура Феодосия Печерского для Южной Руси, который создал первый общежительный монастырь. Преподобный Сергий стал таким светочем, лучи которого освятили область, еще совсем недавно освоенную славянскими племенами. И сам он, и его монастырь стали очагом, который охватил проповедью христианства земли Северо-Восточной Руси. До него там не было такой яркой монастырской жизни, а ученики преподобного Сергия пошли еще дальше на Север, в Вологду. Кирилло-Белозерский, Спасо-Губинский монастырь основаны если не прямыми учениками преподобного, то учениками его учеников. И Нил Сорский является наследником преподобного Сергия Радонежского, в этом прослеживается очень серьезная преемственность. Преподобный Сергий связан не только с освоением новых земель и миссионерским подвигом, он – икона российской государственности и российской культуры. Он первым построил храм во имя Святой Троицы в своем будущем монастыре, и это почитание Святой Троицы отразилось в его современниках, в том числе и в святом Андрее Рублеве. Благодаря в том числе и преподобному Сергию тема Троицы и троичности появилась в иконописи и в богословии. Мы не знаем точно, кто был наставником преподобного Сергия, есть данные, что он не был ни на Афоне, ни в Иерусалиме, ни в Палестине, но исихазм у него прослеживается. Начинал он как отшельник, в особножительном монастыре, когда монахов объединял только храм, а жили они по кельям, причем кельи могли далеко друг от друга отстоять, по правилам – на расстоянии летящего камня. Монахи жили в безмолвии, вдали друг от друга и собирались в храме только для общей воскресной службы. Потом был принят общежительный устав, но братский корпус был построен не сразу и монахи продолжали какое-то время жить каждый в своей келье, только несколько централизованней распределялись послушания. Преподобный Сергий настаивал на том, чтобы монахи не принимали никаких подаяний и питались только трудами своих рук. У монаха не должно быть ничего лишнего. Во главе угла – нестяжательство, отдаление от мира во всех его проявлениях, попытка убежать даже от служения миру. Мне очень близко то, что создал преподобный Сергий. И преподобный Нил Сорский, чей общежительный монастырь очень похож на монастырь преподобного Сергия, говорил: к нам пойдут люди не за тем, чтобы мы их кормили (едой), к монаху можно идти только за тем, чтобы питаться от него его словом, его житием, его поведением и его наставлениями.

АК: Часто, когда говорят о преподобном Сергии, говорят не столько о его монашеской деятельности, но о его месте в истории Российского государства как государственно-идеологического деятеля. Насколько верно так говорить о преподобном?

АР: Ему выпало жить в такое время, что он не мог быть не вовлеченным в процессы политической жизни: Русь освобождалась от татаро-монгольского ига, от Орды. Это было время собирания Русских земель воедино и их совместное выступление против иноверного врага, и заслуга в этом преподобного Сергия Радонежского огромна.

АК: Обычно, когда говорят о преподобном Сергии, всегда вспоминают благословение князя Димитрия Донского на Куликовскую битву, и о том, что он отдал своих монахов на поле брани. Получается, он был сторонником военных действий?

АР: Он благословлял воинов на битвы, это зафиксировано в его житии. А разве христианство отказывало народам в праве на самозащиту? Нет. И Иоанн Предтеча не осуждал служения воинов, но говорил, что нельзя воровать, грабить, обижать, нужно быть послушным начальству. Само служение воина не подвергалось критике или остракизму. Воины-монахи не были в священном сане и монашество того времени в основном было из людей благородного звания: бояр, дворян. А дворянин – это всегда воин, поэтому эти монахи были знакомы с военным искусством. Участие монашествующих в борьбе – это случалось часто. Монах, а иногда и священник (например, у болгар, греков), боролись не только словом, но и с оружием в руках. В условиях выживания и борьбы это было нормально, и другого выбора не было. Должна была сплотиться вся Русь, чтобы отстоять свою независимость.

АК: Почему именно Троице-Сергиева пустынь оказалась центром этих торжеств, какова ее связь с Троице-Сергиевой Лаврой?

АР: Преподобный Сергий был святой, который связан был с государственностью. Наша Свято-Троицкая пустынь под Петербургом появилась потому, что это была четкая связь с Москвой. Первый храм в честь преподобного Сергия был построен в Новгородском кремле, рядом с Софией. Память преподобного несет государствообразующий подтекст. Преподобный Сергий стал иконой всей Руси, всей русской народности. И его объединяющая роль проявилась и у нас, под Петербургом. Это связь древней столицы, которая была плотно связана с Лаврой преподобного Сергия и новой столицы с довольно обширным монастырем тоже в честь преподобного Сергия Радонежского. Сергий стал покровителем Руси, России, Российской империи.

АК: Меня интересует, отец Александр, Ваше мнение по поводу высказывания отца Всеволода (Чаплина) о том, что Россия должна обеспечить свою безопасность в религиозно-идейной сфере, что есть какие-то внешние угрозы относительно идейной сферы и нужно запрещать какие-то идеи, которые мешают или могут быть опасными для Российского государства.

АК: У преподобных Нила Сорского и Иосифа Волоцкого мировоззренческая философия – это понимание, что угроза обществу может исходить не только от силы оружия, но и от силы какой-нибудь неправильной идеи. Способы борьбы с этим у вышеупомянутых святых были разными. То, о чем говорит отец Всеволод, не выходит из контекста и тех времен, в том числе. Есть правильная идея: например, православие порождает определенное мировоззрение, идеи, которые уже распространяются в мире. Это идеи любви, братства, нравственной чистоты, христианской семьи. И есть какие-то другие веяния, может быть, и нашего производства, которые могут идти вразрез с христианской парадигмой нашего мира (Европы). Это может быть и эвтаназия, и разрушение традиционной семьи, и какая-то проповедь безнравственности, разнузданности. С такими идеями не только Россия, но и другие страны предпринимают какие-то шаги для борьбы. Мы здесь переходим мыслями на некое противостояние православия и инославия, сектантства. Есть такая секта, как «Свидетели Иеговы», но ведь даже в США не все общество принимает их, многие выступают против, есть даже некоторые голливудские фильмы об этом.

АК: Вопрос в данном случае не в каких-то сектах, а в идеях, которые проникают, и меня тронуло именно то, что это надо запрещать. Проходит какая-то проповедь разнузданности, к примеру, и это надо запрещать. Это абсолютно антихристианский подход. Если бы это было правильно, то тогда Господь поставил бы около Адама и Евы по ангелу за спиной, которые бы следили, чтобы они это яблоко не съели. И они бы не съели его, потому что сзади у них стояли с дубинами и сразу бы били их по рукам. Но в этом-то весь смысл отношения Бога к человеку, что Бог дает человеку свободу, уважает его. А так бы они были счастливы в раю – когда бы у них за спиной стояли ангелы с дубинами. Мы же призваны Богом к свободе.

АР: К свободе от греха.

АК: Вообще к свободе, человек сам должен решать, что для него грех, и нести за это ответственность.

АР: Я с Вами соглашусь вот в какой мере: «должно приходить соблазнам, но горе тем, через кого они приходят». Если я не сопротивляюсь распространению соблазна – я его участник, его проводник.

АК: Сопротивляться-то надо, но не запрещать с помощью государства, вот в чем разница. Мы с Вами здесь должны сопротивляться таким образом: говорить, что это глубоко неверно, неправильно – разнузданность, которая проповедуется, почему она неправильна, Но если мы будем говорить: «если вы будете разнузданы, то вас за это посадят в тюрьму», – то грош цена всей нашей свободе и нашему христианству.

АР: Под «разнузданностью» можно понимать все, что угодно. Возьмем конкретные вещи, например – свобода в приобретении наркотиков. Можно ли это допустить? Это вопрос.

АК: Это большой вопрос.

АР: Я считаю, что нет, нельзя. Например, эвтаназия – тоже вопрос, который требует обсуждения. Но здесь мы вступаем в очень серьезный конфликт, не только с христианством, а с цивилизацией, которая построена на христианстве. А потом уже идет вопрос о семье и браке. Если государство признает, что союз мужчины и мужчины – это тоже брак, то речь пойдет уже о существовании самого государства.

АК: Мы здесь путаем вопрос права и вопрос идей. Одно дело признавать это браком с точки зрения государства – этим пусть занимаются юристы.

АР: Юристы занимаются этим с подачи общества.

АК: Вопрос в том, разрешать или запрещать идеи?

АР: У любого движения есть идеи.

АК: Идеи пусть существуют, они могут выплеснуться в закон или остаться идеями, как решит государство. Как можно запрещать идеи? Это фашизм.

АР: Под словом «фашизм» мы понимаем уже очень многое сегодня, к сожалению. А государство, если оно желает выжить (или нация, если она желает выжить), то оно должно бороться и запрещать.

АК: Из-за этого оно и не выживет, если будет запрещать идеи, из-за этого оно и деградирует, оно будет уничтожать свободу мысли.

АР: Когда мы вспоминаем про 93-й год, то были люди, которые не только подписали письмо с требованием расстрела Белого дома, но и те, кто говорили, что нужно запретить еще и идеи.

Вопрос слушателя: Как объяснить в свете ваших рассуждений проповедь нашего первого фашиста Ленина: он объяснял ненавязчиво людям, что они должны быть свободными. И как к этому отнесся наш Господь? Мы теперь за все это расплачиваемся. Так мы и дальше будем жить?

АР: В этом мире мы всегда стоим на грани: что-то запрещая мы скатываемся, но не запрещая мы тоже можем куда-то скатываться. Мы постоянно будем делать ошибки и запрещая, и не запрещая. Инстинкт самосохранения не только человека, но и государства, и общества, и нации иногда подсказывает людям. Подсказывает, может быть, какие-то резкие формы противостояния, но подсказывает в движении в сторону запрещений чего-либо, потому что это угрожает самому существованию нации и государства. Не только традиционалисты жаждали запрещения идей, но и люди либеральных мыслей считали, что какие-то идеи, чтобы они не мешали развитию либеральных идей, нужно запретить.

АК: Тогда эти люди ничем не отличаются друг от друга. Нет ни у одного человека, самого умного, весов, на которых можно взвешивать добро и зло. И всегда будут пользоваться этим всякого рода люди в собственных интересах. Если не будет антидота.

АР: Древо познания добра и зла – это не специально какое-то древо было высажено в Раю. Это – подход человека к тому, что его окружает.

Вопрос слушателя: То, что говорит Александр Матвеевич о свободе – это соблазн для христианина?

АК: Те мысли, которые я транслирую – абсолютно церковные. Просто наши люди боятся свободы, это от страха свободы.

АР: После выбора Адама и Евы, после их грехопадения уже невозможно прожить без искушений. Но снизить накал искушений – это долг христианина.

АК: Я не против долга христианина и не против борьбы с соблазнами и искушениями.

АР: Если общество дойдет в своем плюрализме до того предела, когда уже институт брака, вопрос жизни и смерти, воспитания детей будет поставлен на такие дебаты, то… Ведь в любой религии этот вопрос решается однозначно, в пользу двуполого брака.

АК: Чем мы больше об этом говорим и раздуваем эти темы, тем больше соблазнов и приходят. А что будет, если мы запретим?

АР: Во все времена были и оставались табуированные вещи.

Вопрос слушателя: свобода христианская нужна человеку, без свободы нет христианина. А запрещай или не запрещай – несмотря на существование законов наркоторговцы и педофилы спокойно проникают везде, где наши дети, а законы существуют только на бумаге. Как говорил Достоевский, душа человека есть поле битвы добра со злом, и только в душе делается выбор, как человеку поступить.

АК: Хорошо, что у нас есть разные подходы и мнения. Очень страшно, когда люди боятся свободы. Все идет от страха и от неуверенности: вот государство за нас решит, отгородит наших детей, запретит то, запретит это – и мы все будем счастливы. Это все от страха свободы.

АР: Государство – это общественный договор. Если у нас в общественном договоре есть какие-то изъяны, то это не говорит о том, что такого общественного договора не должно быть. Если говорить о Достоевском, то человек – это не просто поле, человек – участник в этой битве.

АК: Конечно. А религия, которая запрещает то, другое, третье – это религия не Христа, а Великого Инквизитора.

АР: Вот появились идеи – продавать скот в храме. Зачем Христос пришел туда и стал выгонять плеткой торгующих?

АК: Это не идея, а традиция.

Вопрос слушателя: Свобода хороша тогда, когда человек уже понимает, что такое добро и зло. А когда он вырос во зле, то эта свобода идет ему во вред. Пример – вседозволенность 90-х годов. Сейчас хоть какие-то запреты действуют: меньше пропаганды насилия, наркомании и гомосексуализма в СМИ.

АК: Проблема не в этом – покажут по телевизору или не покажут. А проблема в том, как и на что человек настроен.

АР: Мы с Вами настроены упрощать.

АК: Я тоже не считаю, что должна быть вседозволенность, что надо все разрешать – это же абсурд. Существуют определенные законы, которые должны соблюдаться в обществе. Ни один закон никогда не будет действовать, если не было его рецепции в обществе. Можно любой закон принять, а работать он не будет.

АР: Пока еще наше общество вполне традиционно. Оно не очень цивилизованно в плане отношений друг с другом, гражданской позиции, но в целом оно сегодня не принимает вседозволенности.

АК: Не принимает – и прекрасно. Никто не может заставить человека принять то, что он не хочет принять.

Текст: Н.М.Лукьянова

АУДИО слушать ВК

Следующая «Неделя» АУДИО 19.10.2014

Предыдущая «Неделя» АУДИО 05.10.2014

Протоиерей Владимир Сорокин в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Это очень опасная духовная болезнь, одинаковая что в России, что на Украине» >>
Протоиерей Александр Рябков в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Важно не то, что вы сегодня не прочитали правило, а страшно то, что вы не молитесь в течение дня» >>
Как относиться к людям с нетрадиционной ориентацией? Нужно ли отдавать в храм десятину? Нужен ли духовный отец человеку в наше время? Священники отвечают на ваши вопросы в прямом эфире программы «Пастырский час»  >>
Протоиерей Александр Дягилев в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Все секты – это неоплаченные долги Церкви» >>
Протоиерей Владимир Сорокин в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Это красивый, наглядный урок по "Основам православной культуры": как нужно относиться к своим выдающимся предшественникам» >>
Иерей Димитрий Симонов в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Мне кажется, прежде всего нужно научиться уничтожать террориста в самом себе» >>

Что значит: приступать к таинствам «со страхом Божиим» – об этом и о многом другом, крайне важном для честной жизни христианина, размышляет в беседе на радио «Град Петров» настоятель храма Святой Троицы в Хохлах (Москва) протоиерей Алексей Уминский

>>

Возвращение Благовещенской церкви Александро-Невской лавре: насколько это важно? День памяти святителя Тихона, Патриарха Всероссийского: рассеялась ли «хмара русской жизни»? События на Украине: теряем ли мы «историческую Русь»? В программе «Неделя» события прошедшей седмицы комментирует протоиерей Александр Рябков

>>

Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Гатчинскую епархию, встреча главы Синодального Отдела по благотворительности епископа Пантелеимона с братией Сретенского монастыря, Кавказ как пример мирного соседства разных народностей и культур: в программе «Неделя» события прошедшей седмицы Александр Крупинин обсуждает со священником Николаем Савченко

>>

Книга Бытия. Десять бесед протоиерея Александра Степанова
Первые три главы первой книги Библии. Начало мира. Начало человеческой истории…

>>

Священник Димитрий Симонов в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Когда сейчас говорят о любви к Родине, очень важно, чтобы Церковь напоминала обществу, что такое любовь, учила людей самой любви. Потому что прежде, чем говорить о любви к Родине, нужно научиться любить. Иначе мы получаем таких патриотов, которые уверены, что патриотизм – это негативное отношение к своим оппонентам»

>>

«Сегодня именно общественные некоммерческие организации позволяют выстроить такие связи, которые чисто управленческая вертикаль выстроить не способна. Очень важно, чтобы архиереи в новых епархиях поддерживали такие организации. Участие Церкви в их общественно полезной деятельности также будет способствовать межприходскому общению». Александр Мраморнов – о создании новых епархий в Русской Православной Церкви и издании документов Поместного Собора 1917-1918 гг.

>>

Протоиерей Владимир Сорокин в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Митрополита Владимира я всегда сравнивал с талантливым пианистом, который не только прекрасно играет сам, но чутко прислушивается к игре всего оркестра»

>>

В программе «Неделя» – протоиерей Владимир Сорокин: о митрополитах Санкт-Петербургских Владимире и Варсонофии, о 20-летнем служении на Петербургской кафедре и о предстоящем знакомстве с новой паствой; об акциях памяти Первой и Второй мировых войн – какие мероприятия стоит поддержать в Церкви (АУДИО)

>>

В студии радио «Град Петров» за «круглым столом» Елена Константиновна Зелинская, Сергей Львович Фирсов, протоиерей Александр Степанов обсудили итоги и перспективы 25-летнего рубежа возрождения церковной жизни в России

>>

В программе «Неделя» события прошедшей седмицы Александр Крупинин обсуждает с протоиереем Александром Степановым: «день открытых дверей» в Санкт Петербургской Духовной академии: о чем стоит задуматься будущим священникам; социологический опрос россиян: действительно ли усилилась наша религиозность; события на Украине, референдум в Крыму, разнообразие общественной жизни в рамках единой Поместной Церкви

>>

Празднование 700-детия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, выставка «Православная Русь, Романовы, моя история», события на Украине – в программе «Неделя» события прошедшей седмицы обсуждают Александр Крупинин и протоиерей Александр Рябков

>>

Об истории и современной деятельности Свято-Князь-Владимирского братства, основанного в 1890 году, слушайте в интервью с председателем братства Димитрием Глебовичем Раром

>>

В программе «Экклесия» протоиерей Андрей Кордочкин рассказывает о строительстве русского храма в Мадриде и о жизни прихожан Русской Православной Церкви в Испании

>>

Интервью Людмилы Зотовой с архиепископом Амвросием, викарием Санкт-Петербургской епархии, епископом Петергофским, ректором Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии

>>

На вопросы слушателей в прямом эфире программы «Пастырский час» отвечает протоиерей Александр Рябков: Можно ли ходить на службу в разные храмы? Почему священники в храмах меняются, когда прихожане к ним уже привыкли? Как пожертвовать на радио «Град Петров»?

>>

На вопросы слушателей в прямом эфире программы «Пастырский час» отвечает священник Александр Тиманков: Как узнать волю Божию? Как относится Православная Церковь к нашей политике? Как пожертвовать на радио «Град Петров»?

>>

Темы программы «Неделя» с участием протоиерея Владимира Сорокина: Панихида на Левашовском кладбище в День новомучеников и исповедников Российских: о чем стоит задуматься? Кто должен заниматься вопросами совести в нашем обществе? Олимпиада в Сочи: уместны ли такие огромные траты средств, когда вся страна работает на спорт? 80% россиян считают себя православными: становится ли наше общество христианским? Имеют ли право христиане критиковать священноначалие?

>>

День памяти новомучеников и исповедников Российских: почему у нас нет стойкого иммунитета против возврата в сталинские времена? Как Церковь относится к тем, кто пытал, мучил, расстреливал людей? Каких бы вершин достигла Россия, если бы не было революции 1917 года? Какое общество мы строим сейчас?  В программе «Неделя» принимает участие протоиерей Александр Степанов

>>

С 13 февраля в программе Александра Ратникова «Давайте разберемся» обсуждается новая тема: реклама сомнительных услуг, реклама сомнительных религиозных центров, незаконная реклама на улицах нашего города

>>

В программе «Пастырский час» на вопросы слушателей ответил протоиерей Александр Рябков: «У митрополита Сурожского Антония есть такие слова: «Сказать человеку "Я тебя люблю" — значит сказать: "Ты никогда не умрешь"». Ксения Блаженная открыла нам суть христианского брака. Господь дал силы святым людям для того, чтобы мы видели, насколько глубокой может быть жизнь человека»

>>

Уместно ли верующим христианам держать в доме собаку? Можно ли православному человеку ездить в Тибет? Что делать, если не удается чувствовать радость от чтения Священного Писания? Как относиться к компьютерным играм? Почему мы называем себя рабами? На вопросы слушателей отвечает священник Максим Плетнев

>>

Священник Николай Савченко в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Поэтому именно народ, оказавшийся в городе – еще большие герои, потому что одно дело, когда ты герой и все для твоего геройства предоставлено, а другое дело, когда ты герой, а тебя бросили»

>>

Протоиерей Александр Рябков в программе «Неделя»:
«Мы все, священники, должны брать пример с первого монаха – Иоанна Предтечи, он был евангельским «другом жениха» (Иисуса Христа). Умение быть «другом жениха», то есть оставаться в тени – очень важно. Не у всех священников это получается, иногда мы вниманием к самому себе затмеваем Христа, иногда мы увлекаемся своей личностью»

>>

Праздник Крещения Господня: почему людям так важно искупаться в проруби в этот день? Дары волхвов: почему для поклонения им выстраиваются длинные очереди, несравнимые с очередями к Святому Причастию? Почему так мало информации о смысле нашей православной веры? В прямом эфире программы Александра Крупинина «Неделя» на вопросы отвечает протоиерей Александр Дягилев

>>

Вышло издание «Церковь против большевизма»: чему могла бы научить история двух Сергиев (Воскресенского и Страгородского)? История с увольнением отца Андрея Кураева – со знаком плюс или минус? В программе «Неделя» события прошедшей седмицы Александр Крупинин обсуждает с главным редактором радио «Град Петров» протоиереем Александром Степановым

>>

Скончался изобретатель автомата Михаил Калашников, награжденный тремя церковными наградами: автомат – орудие убийства, как это совмещается? Почему так дорого обходится проживание пожилых людей в богадельнях? В программе Александра Крупинина «Неделя» последние новости комментирует протоиерей Владимир Сорокин

>>

Итоги празднования 300-летия Александро-Невской лавры. Отношение современного человека к смерти. События на Украине. Папа Франциск и марксизм. Эти и другие темы в программе «Неделя» обсуждают Александр Крупинин и протоиерей Александр Рябков 

>>

Священник Николай Савченко в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Россия в 1917 году погрузилась в пучину смуты и виноваты в этом мы с вами, которые носили красные галстуки и клялись Ленину в верности до смерти»

>>

Славяне против России? Протоиерей Александр Рябков: «Приближаясь к столетнему юбилею начала Первой мировой войны, нельзя обойти вниманием участие Болгарии в ней на стороне блока, враждебного России»

>>

Почему теперь в нашей митрополии четыре епархии? Почему евхаристические молитвы нужно читать во всеуслышание? Почему так болезненно воспринимаются нами любые изменения в литургических реформах? Почему в проповеди Церкви Евхаристия не занимает главного места? Можно ли считать К.С.Льюиса православным? Почему так редко совершаются миссионерские литургии?
В программе «Неделя» события прошедшей седмицы обсуждают Александр Крупинин и иерей Димитрий Симонов

>>

Протоиерей Александр Рябков в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Церковь и не нуждается, чтобы ей были какие-то особые преференции в государстве, все и так Господь за нас сделал. Церкви не нужно, чтобы и государство помогало – в людях есть вера, благодаря милости Божией»

>>

«Преодоление смуты – внутри сознания людей. А если будут даны такие оценки, что можно это зло просто забыть, пройти мимо, и вытащить из истории только позитив и на этом попытаться строить будущее – это будет дом на песке, который вряд ли сможет устоять». В программе Александра Крупинина «Неделя» события прошедшей седмицы комментирует главный редактор радио «Град Петров» протоиерей Александр Степанов

>>

Почему мы так неприветливы к людям, приехавшим к нам жить и работать? Реанимация Советского Союза и антихристианского образа мышления: почему до сих пор бытуют сказочки о «добром вожде», зачем реставрировать памятник Дзержинскому?  Принцип канонизации новомучеников: должен ли был человек в условиях «большого террора» брать вину на себя, спасая других? В программе «Неделя» события прошедшей седмицы обсуждают Александр Крупинин и иерей Николай Савченко

>>

Репортаж Ксении Богдановой.
Церковные историки протоиерей Георгий Митрофанов (СПбПДА) и священник Александр Мазырин (ПСТГУ) в «круглом столе», посвященном 70-летию интронизации патриарха Сергия (Страгородского).
Встреча первая

>>

Как появилась традиция исповеди мирян перед каждым причастием и почему она есть только в Русской Православной Церкви? С какого возраста начинать готовить ребенка к евхаристическому посту, к исповеди? Нужно ли крестить детей, родившихся в результате применения биомедицинских технологий? Как акт крещения влияет на посмертную судьбу младенца?
В программе «Неделя» события прошедшей седмицы обсуждают Александр Крупинин и иерей Димитрий Симонов

>>

В 1961 г. снесли знаменитую Греческую церковь в честь св. Димитрия Солунского в великолепном неовизантийском стиле, а к 50-летию «Октября» на месте храма появился концертный зал «Октябрьский», архитектурно напоминающий горизонтально растянутый мавзолей. Возможно ли восстановить храм, если для этого надо снести здание БКЗ? Уместно ли установить на фоне БКЗ памятный знак о том, что на этом месте стоял храм, если сейчас там стоит нелепый памятник – красноармейцы в неглиже?  В программе «Неделя» события прошедшей седмицы обсуждают Александр Крупинин и прот. Александр Рябков

>>

ТЕКСТ. Схиархимандрит Иоаким (Парр) в программе протоиерея Александра Степанова «Экклесия»: «Христос пришел и дал нам пример. Он пришел в такой же, совершенно такой же, как сегодня, мир и сказал: "Это не путь. Надо быть слугой – вот верный путь. Не нужно быть хозяином". Но мы это еще не услышали…»

>>

Протоиерей Александр Дягилев в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Исповедуя людей у себя в храме я замечаю, что каждая вторая исповедь связана с семейной проблемой»

>>

Каков смысл прощения грехов священником, если впереди всё равно суд Божий? Можно ли в общении с алкоголиком применять «жесткую любовь»?  Как больному диабетом поститься перед Причащением? На вопросы слушателей в прямом эфире программы «Пастырский час» отвечает протоиерей Александр Дягилев, настоятель храма св. Александра Невского в Красном селе

>>

Почему христианство освободило европейцев и поработило российских жителей? Как жить и воспитывать ребенка при разногласиях с невоцерковленным мужем? Можно ли просить благословение по телефону? На вопросы слушателей в прямом эфире программы «Пастырский час» отвечает иерей Александр Тиманков, клирик Андреевского собора Санкт-Петербурга

>>

Памяти протоиерея Павла Адельгейма, убитого в Пскове 40 дней назад (АУДИО)

+ ТЕКСТ отца Павла о мученичестве: «Стойкость и славная смерть христианских мучеников свидетельствует о силе, с которой божественная благодать действует внутри воли, чувства и плоти человека»

>>

Какой вклад в историю сделал митрополит Никодим (Ротов)? Можно ли отдавать половину своей «десятины» сиротам? Почему евангелист Лука написал о детстве Христа, а Иоанн ничего не записал, хотя общался с Божией Матерью? На вопросы слушателей в прямом эфире программы «Пастырский час» отвечает протоиерей Вячеслав Харинов, настоятель Храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной улице

>>

Чем отличается просто доброе дело от доброго дела, сделанного Христа ради? Сколько зарабатывают священники, и на какие деньги покупают мерседесы? Почему слова Христа в разных евангелиях описаны по-разному? На вопросы наших слушателей отвечает протоиерей Константин Пархоменко

>>

АУДИО + ФОТО
Реклама мощей на улицах города – кто это делает и как к этому относиться?

>>

АУДИО + ТЕКСТ
Протоиерей Георгий и Марина Александровна Митрофановы
об архимандрите Павле (Груздеве)
Беседа третья

>>

АУДИО + ТЕКСТ
Протоиерей Георгий и Марина Александровна Митрофановы
об архимандрите Павле (Груздеве)
Беседа вторая

>>

АУДИО + ТЕКСТ
Протоиерей Георгий и Марина Александровна Митрофановы
об архимандрите Павле (Груздеве)

Беседа первая

>>

Легко ли отличить православие от псевдоправославия? Почему некоторые книги продаются только на православных выставках-ярмарках и не продаются в храмах? Почему многие люди предпочитают заказывать требы не в храме, а на ярмарке? Председатель Миссионерского отдела Санкт-Петербургской митрополии протоиерей Георгий Иоффе рассказывает, что можно и нужно изменить после принятия новых правил проведения православных выставок-ярмарок

>>

Священник Николай Савченко в программе Александра Крупинина «Неделя»: «В советское время, если ты подаешь нищему — значит, ты совершаешь антисоветский акт. Подавая нищему, ты как бы говоришь: "Я подаю, потому что советская власть его не кормит". Были случаи, когда за подаяние нищим сажали в тюрьму как за антисоветскую пропаганду»

>>

Протоиерей Александр Дягилев в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Сейчас есть некая попытка обелить советское, сталинское прошлое, и в этом контексте закрываются архивы, чтобы эти ужасы не всплывали. Это означает, что руководство нашей страны уходит с пути покаяния в делах, совершенных в двадцатые-шестидесятые годы»

>>

На вопрос, как относиться к такому, ставшему привычным, явлению, как «православные выставки-ярмарки», отвечает Председатель Миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии протоиерей Георгий Иоффе

>>

Наверх

Рейтинг@Mail.ru