fbpx
6+

Неделя Дягилев

Программа Александра Крупинина «Неделя»
Священники комментируют события прошедшей седмицы

Прямой эфир: 25 ноября 2012 года

АУДИО в Контакте:  — часть 1часть 2

Александр Крупинин: У нас проходит кинофестиваль «Невский благовест» и на церемонии его открытия епископом Выборгским Назарием была высказана интересная мысль о том, что межконфессиональность форума делает его уязвимым для ищущих доводы против экуменизма. Как Вы смотрите на проблему экуменизма, где границы, можем ли мы вообще общаться с другими конфессиями?

Протоиерей Александр Дягилев: Слово «экуменизм» в Русской Православной Церкви стало почти ругательным. Экуменизм, по Википедии, это идеология всехристианского единства, а экуменическое движение – это движение за всемирное христианское единение, за лучшее взаимопонимание и сотрудничество христианских конфессий. В одной из прошлых передач, когда владыка Пантелеимон высказался о том, что нам есть чему поучиться у католиков и протестантов в области социального служения, это вызвало шквал возмущения. Но он, по существу, прав. Сейчас опять пошла очередная волна нездорового антиэкуменизма, когда православными христианами отторгается не предательство веры, а всякая возможность контакта, сотрудничества с иными христианами и возможность обмена опытом. Но если они тянутся к нам, то мы тем паче не должны быть теми, кто их отталкивает. Например, ко мне в храм недавно приезжала делегация из дружественного консервативного прихода Англиканской церкви. Кстати, епископ Лондонский очень хочет сближения консервативных приходов своей Церкви с Православной Церковью, особенно с Санкт-Петербургской епархией, поскольку Петербург – это место, где традиционно представители разных конфессий умудрялись сосуществовать, работать без явных конфликтов. Этот уникальный опыт дореволюционного Санкт-Петербурга мог бы быть полезен, когда каждый продолжал строго принадлежать своей конфессии, но при этом был и обмен опытом, и дружественное отношение, не было вражды, отношения конкуренции, на что нас сейчас пытаются спровоцировать.
К сожалению, под словом «экуменизм» сейчас, в большинстве своем, люди подразумевают предательство веры. Многие считают, что исторически предательство Православия на Флорентийском Соборе в XV веке привело к окончательному разделению церквей. Византийцы ехали на Флорентийский Собор, полные надежд и очень хотели объединения церквей, возвращения потерянного единства. Но католическая церковь оказалась не готовой обращаться с православными на равных, и православным было навязано условие – капитуляция (именно это слово), полное признание католической догматики, католической иерархии, подчинение Папе, обязательное поминовение Папы в храмах Восточных церквей. Если бы тогда сами католики повели себя несколько иначе, то вполне может быть, что все было бы по-другому.
Я считаю, что сейчас ошибкой является игнорирование западного христианства, они тоже христиане, они веруют в Троицу, и то, что христианский мир раздроблен, расколот, не должно восприниматься нами как норма. Воля Божия – чтобы христианский мир был един, чтобы была единая Церковь. И делать все, что в наших силах, чтобы единство христианской веры было восстановлено – это наш долг, как христиан, но не любой ценой: не ценой греха, отступления от истины. С католиками у нас много общего, но много нас разделяет: исторические претензии, некоторые серьезные вероучительные вопросы, которые осуждены на наших Поместных Соборах, как ересь. Протестанты – это люди, потерявшие апостольское преемство, и для нас они вне Церкви, хотя мы с ними имеем некоторый диалог по социальному служению. С англиканами у нас особо трепетные отношения, потому что фактов того, чтобы наши святые явно высказывались против них, называли их еретиками, нет. Они претендуют на то, что у них есть апостольское преемство, и догматически они нам ближе, чем католики. Были очень серьезные надежды на объединение с ними и эти надежды до сих пор тлеют. Но если бы разрешили рукополагать в епископский сан женщин, то возник бы вопрос последующего признания их апостольского преемства и англикане для нас окончательно стали бы одной из протестантских деноминаций, которых уже Церковью назвать невозможно. Поэтому для нас очень важно решение, принятое 20 ноября, что рукополагать женщин в сан епископа в Англиканской церкви не будут.
Вопрос о рукоположении женщин в священнический сан – глубоко богословский. Владыка Антоний (Сурожский) в свое время выступил с утверждением, что в Православной Церкви нет аргументов против женского священства. В древности существовал институт диаконисс, но никогда на протяжении истории Церкви не было священниц и епископш. На мой взгляд, мы не вправе считать себя умнее, чем Иисус Христос, апостолы, их ученики, и если на протяжении истории Церкви не было чего-то, что считалось нормой, то вводить некие новшества мы не вправе. Святые Мария Магдалина, княгиня Ольга, просветительница Грузии Нина – были равноапостольными, были «как апостолы», они проповедовали, но не были в священном сане и не возглавляли литургию. Господу было угодно, чтобы священнослужителями в Церкви были мужчины. А вообще, предназначение женщины, по моему мнению, быть «за мужем», быть защищенной, и если женщина каким-то образом все-таки умудряется стать во главе, то счастья в этом она не находит.

Текст: Н.М. Лукьянова

Программа Александра Крупинина «Неделя» – священники комментируют события прошедшей седмицы (11 и 18 ноября) >>
ВИДЕО: протоиерей Александр Степанов о месте исторического знания в жизни христианина и на волнах епархиального радио >>

Иерей Димитрий Симонов в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Оставлять выходным днем 7 ноября если не преступно, то, как минимум, неразумно. Это событие разделяло и продолжает разделять людей. С другой стороны, общество наше малоподвижно, особенно в вопросах, касающихся выходных дней, лишить выходного было невозможно»

>>

Протоиерей Александр Дягилев в программе Александра Крупинина: «Представляете, была бы Православная Британская империя!»

>>

Протоиерей Владимир Сорокин в программе Александра Крупинина «Неделя» (священники комментируют события прошедшей седмицы): «В метро у нас висят плакаты о борьбе с наркоманией: нарисован круг, символизирующий группу поддержки для человека, страдающего этим недугом, а в нем – журналисты, врачи, семья, спорт… и ни слова о вере, о Боге, о Церкви! Почему этот лозунг игнорирует нас, опыт верующих людей?»

>>

В программе Александра Крупинина «Неделя» протоиерей Александр Рябков: «Слово "клерикализация" выражает очень общее понятие. Никого не смущает, что в Италии крест может висеть в больнице, в школе, в суде, в прокуратуре, хотя это светское государство. А клерикализация – это когда Папа Римский назначал, смещал королей в государствах Европы, когда он созывал и благословлял крестовые походы…»

>>

В программе Александра Крупинина «Неделя» иерей Димитрий Симонов: «Есть категория людей, которые, может быть, и отнеслись бы с интересом к новомученикам, но они просто ничего не знают. Не нашлось тех, кто бы им рассказал»

>>

В программе Александра Крупинина «Неделя» протоиерей Владимир Сорокин: «Нужно направлять усилия на воспитание в человеке совести, ответственности пред Богом, это нужно поддерживать, вырабатывать и требовать. Чтобы человек был человеком не потому, что закон есть, а потому что совесть не позволяет поступать иначе»

>>

В программе Александра Крупинина «Неделя» протоиерей Александр Рябков комментирует выставку современного искусства: «Люди торгуют тем, что им не принадлежит»

>>

ВИДЕО: об аудиодиске «Портрет утраченной страны» (с участием историков протоиерея Георгия Митрофанова и Кирилла Александрова) рассказывает его автор протоиерей Александр Степанов

>>

Протоиерей Георгий Митрофанов: «В своей последней статье Зюганов выступает верным сталинистом. Подобно Сталину, который пытался недоуничтоженную им Православную Церковь использовать в своих политических целях, Зюганов делает то же самое»

>>

 

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru