6+

Неделя Дягилев

Праздник Крещения Господня: почему людям так важно искупаться в проруби в этот день? Дары волхвов: почему для поклонения им выстраиваются длинные очереди, несравнимые с очередями к Святому Причастию, и что говорит Библия о превращении святыни в идола? Почему так мало информации о смысле нашей православной веры?

Прямой эфир: 19 января 2014 г.                                     АУДИО

Программа Александра Крупинина
«Неделя»
Гость программы — протоиерей Александр Дягилев

Александр Крупинин: Сегодня – праздничный день, Крещение Господне. Поздравляю всех с праздником!

Протоиерей Александр Дягилев: Праздник большой, и служба была у нас сегодня в храме хорошая, народа очень много, но многие приехали только за водой и купанием в нашем озере. Для них не важна святыня, а нужен некий народный обычай, который надо соблюсти любой ценой. Меня это скорее расстраивает, чем радует, потому что это не признак веры, а признак того, что люди не понимают, в чем суть веры.

Вопрос слушателя: По поводу даров волхвов: реклама этого события везде – в метро, в газете, и в Москве, есть сведения, что люди звереют в очередях, ломают руки-ноги. Кому это надо, я не понимаю, тем более, что золото, ладан и смирна сами по себе – это не святыни.

АД: Я полностью с Вами согласен, здесь действует магическое сознание нашего народа.

АК: Церковь делает что-нибудь, чтобы это магическое сознание изменилось?

АД: Мы живем в постхристианском обществе, история нашей страны все-таки христианская: люди помнят, что нужно ставить кресты на могилах, но зачем – уже не понимают. Сейчас идет некое разделение на тех, кто действительно верит, и на тех, кто фактически не верит, но пытается соблюдать (особенно в том, что касается вопросов рождения, венчания, смерти) какие-то общепринятые ритуалы. Страна имеет исторические христианские корни, но то, что происходит сейчас, уже далеко от христианства.

Вопрос слушателя: Я отстояла 9 часов в очереди, и это был один из знаменательных дней в моей жизни, это маленький свой подвиг, даже в том, чтобы выделить практически целый день на это и провести день в молитвенном стоянии. Для многих людей, невоцерковленных, это может стать первым шагом на пути к Богу.

Вопрос слушателя: Я пошла поклониться дарам волхвов осознанно, потому что понимала, что это – святыня. Она была преподнесена Господу нашему, и хранилась в семье, и Богородица прикасалась к ней.

АД: В Святой Земле много святых мест, много и весьма сомнительных (они были установлены как места почитания при святой царице Елене, а некоторые аж при крестоносцах). Где именно стоял Господь – здесь или на десять метров левее? Есть места точные – это источник в Назарете (другого источника просто не было), камни древнеримских дорог, где точно ступала нога Господа (не меньшая святыня: там ручки Господни прикасались, а здесь Господь ходил), или реально – камни синагоги в Капернауме, в которой Господь много чего говорил и делал. Но главное не место, где Он стоял, а что при этом говорил и что совершил. Нигде в Предании Церкви и даже ранних отцов нет сведений, что эти дары реально были сохранены. Кстати, Дары с большой буквы – это Тело и Кровь Христовы. А эти дары волхвов (посмотрите Евангелие от Матфея) – просто подарок. На протяжении жизни Христа через его руки прошло много монет, кружек, ложек, тарелок, но мы нигде не видим, чтобы их сохраняли. В эпоху Средневековья началось увлечение (простите) головами Иоанна Крестителя, его десницами, и факт, что частиц Креста Господня по всему миру столько, что на несколько крестов хватит. Предположим, что это – то самое золото и тот самый ладан, хотя то, что мы имеем – это поздневизантийская филигрань. В житии святого Антония говорится, что он ходил в пределы Константинопольские и видел там сосуды, в которых волхвы преподнесли свои дары (только сосуды), сами дары не выносились для поклонения.
Святое семейство было небогатым, им предстоит неожиданное, опасное путешествие в далекий Египет, золото им – как нельзя кстати, а возить его сложно. Скорее всего, золото для того и было дано, чтобы они смогли совершить этот путь, жить на что-то в Египте и вернуться обратно. Предположим, что часть золота все-таки сохранилась. Но обратимся к Библии (Книга Чисел, 21 глава). Моисей, по повелению Бога, воздвиг в пустыне медного змия, взглянув на которого, человек излечивался от укусов ядовитых змей, посланных иудеям за их роптание в пути. Змий являлся святыней? Да, конечно, это то, через что действовала сила Божия. Святыня – это то, что Богом не является, но то, через что Бог либо действует, либо действовал в истории, то, что на Бога нам указывает, к Богу нас приводит. Обратимся теперь к Евангелию от Иоанна, 3 глава: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». Этот змий был прообразом Креста Господня, прообраз Христа исцелял людей в пустыне. Святыней для нас является храм, икона, крест, Святая Земля, Библия, Евхаристическая Чаша – это все святыни. Даже если золото (в византийском изделии) было подлинным – важно, как к нему относиться. Читаем дальше – Четвертая Книга Царств, 18 глава: Воцарившийся Езекия, сын Ахаза, царя Иудейского, сделал угодное в очах Господних – истребил медного змия, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан….. То есть святыня Божия при неправильном восприятии, неправильном употреблении может превратиться в идола. Поэтому Езекия истребил святыню, но это было угодно Богу, потому что народ стал неправильно к этой святыне относиться. Теперь вернемся к теме даров волхвов.. Подлинные они или не подлинные, я не буду этого касаться. Пусть каждый считает, как хочет, по вере вашей да будет вам. И если человек искренне верит, что это – то самое золото, то даже если окажется, что это не то самое золото, то грех обмана на том, кто когда-то сделал эту подделку, а не на человеке, который целует это золотое изделие. Но та истерия, с которой люди, не знающие Бога, и не понимающие, куда они идут, не понимающие, кто такие волхвы, этот ажиотаж, с которым люди стремятся, во что бы то ни стало поцеловать, приложиться (одна моя прихожанка призналась, что она прикладывала к дарам фотографию своей дочки и зятя, т.к. они не смогли прийти, и многие так поступали!) – для меня это уже где-то на грани язычества. Чумак, Кашпировский, заряженные фотографии. Тут я задумался – не стала ли и для нас Нехуштаном (медным змием) эта святыня?
Я трижды был в паломничестве на Святой Земле, и помню, с каким восторгом я припал к Камню Помазания Христа, и меня пронзила мысль: вот камень, ради обладания которым цивилизации сражались с цивилизациями, устраивались крестовые походы, лилась кровь сотен тысяч людей. Но это всего лишь место, где, да, Христос воскрес из мертвых. А в Чаше Евхаристии – Сам Христос. И почему люди рвутся к этому камню и не рвутся к Чаше? Христос всегда и везде рядом с нами, чтобы обрести Его не надо ездить в Палестину. Святитель Григорий Нисскикй говорил, что «путешествовать нужно не из Каппадокии в Палестину, а возноситься от земли до неба». Паломничество вообще необходимо только для лучшего понимания Святого Писания или житий святых. Братья и сестры, хотите обрести святыню – идите на литургию.

Вопрос слушателя: Люди потратили столько своей энергии, желания, сил, и это все зря?

АД: Если эти люди не начнут регулярно исповедоваться и причащаться, то стояли они зря. Я человек Церкви и не отделяю себя от нее, я процитировал святителя Григория Нисского и Священное Писание: святыня Божия при неправильном восприятии может стать идолом. Я подчеркиваю, что если люди отстояли очередь, приложились к дарам, взяли сувенирную иконку Рождества Христова с памятной надписью, но если при этом они не станут менять свою жизнь по заповедям Божиим, не покаются в грехах и не начнут регулярно исповедоваться и причащаться, то никакой пользы они не приобрели. Польза – это приобрести Бога, найти Его в жизни своей. С библейской точки зрения язычество – вторично. Изначально, у Адама, у Ноя была вера в единого истинного Бога, а язычество появилось тогда, когда Бога живого стали заслонять сотворенной вещью. Никакие дары волхвов вместе взятые, и все мощи святых вместе взятые не стоят содержимого Чаши Евхаристии.

Вопрос слушателя: Не хватает информации о Церкви, смысле богослужения. Раньше такую информацию запрещали, но и теперь мало информации для тех людей, которые только делают первые шаги к Богу. Даже на «Граде Петровом» говорят о «Черном квадрате», о культурных явлениях, о музыке, и очень небольшой процент теперь занимают передачи, объясняющие людям смысл нашей веры. Я не слышал ни одной миссионерской литургии на радио, не говоря уже о пошаговом объяснении смысла других служб.

АК: «Град Петров» – это и культурная, и просветительская радиостанция, но мы регулярно транслируем службы из Преображенского собора, есть записи выступлений отца Александра Шмемана. Но дело не в том, что мало информации, информация сегодня доступна, а в том, что люди боятся менять свою жизнь, прилагать усилия для ее изменения, придется что-то делать – поэтому лучше ничего не слушать.

АД. Кстати, в следующее воскресенье в нашем храме будет миссионерская литургия.

Текст: Н.М.Лукьянова

Новый аудиодиск радио «Град Петров»:

АЗБУКА ПРАВОСЛАВИЯ
Беседы протоиерея Александра Дягилева и Екатерины Степановой

Вышло издание «Церковь против большевизма»: чему могла бы научить история двух Сергиев (Воскресенского и Страгородского)? История с увольнением отца Андрея Кураева – со знаком плюс или минус? В программе «Неделя» события прошедшей седмицы Александр Крупинин обсуждает с главным редактором радио «Град Петров» протоиереем Александром Степановым

>>

Скончался изобретатель автомата Михаил Калашников, награжденный тремя церковными наградами: автомат – орудие убийства, как это совмещается? Почему так дорого обходится проживание пожилых людей в богадельнях? В программе Александра Крупинина «Неделя» последние новости комментирует протоиерей Владимир Сорокин

>>

Итоги празднования 300-летия Александро-Невской лавры. Отношение современного человека к смерти. События на Украине. Папа Франциск и марксизм. Эти и другие темы в программе «Неделя» обсуждают Александр Крупинин и протоиерей Александр Рябков 

>>

Почему теперь в нашей митрополии четыре епархии? Почему евхаристические молитвы нужно читать во всеуслышание? Почему так болезненно воспринимаются нами любые изменения в литургических реформах? Почему в проповеди Церкви Евхаристия не занимает главного места? Можно ли считать К.С.Льюиса православным? Почему так редко совершаются миссионерские литургии?
В программе «Неделя» события прошедшей седмицы обсуждают Александр Крупинин и иерей Димитрий Симонов

>>

Протоиерей Александр Рябков в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Церковь и не нуждается, чтобы ей были какие-то особые преференции в государстве, все и так Господь за нас сделал. Церкви не нужно, чтобы и государство помогало – в людях есть вера, благодаря милости Божией»

>>

«Преодоление смуты – внутри сознания людей. А если будут даны такие оценки, что можно это зло просто забыть, пройти мимо, и вытащить из истории только позитив и на этом попытаться строить будущее – это будет дом на песке, который вряд ли сможет устоять». В программе Александра Крупинина «Неделя» события прошедшей седмицы комментирует главный редактор радио «Град Петров» протоиерей Александр Степанов

>>

Почему мы так неприветливы к людям, приехавшим к нам жить и работать? Реанимация Советского Союза и антихристианского образа мышления: почему до сих пор бытуют сказочки о «добром вожде», зачем реставрировать памятник Дзержинскому?  Принцип канонизации новомучеников: должен ли был человек в условиях «большого террора» брать вину на себя, спасая других? В программе «Неделя» события прошедшей седмицы обсуждают Александр Крупинин и иерей Николай Савченко

>>

Как понять изречение «жена да убоится мужа своего»? Можно ли разбавлять крещенскую воду? На вопросы отвечает протоиерей Александр Рябков

>>

В чем разница между смирением и равнодушием? Как относиться к стихам Артюра Рембо? Каким образом Ной ухитрился уместить в ковчеге каждой твари по паре? Что делать, если на улице пристает свидетель Иеговы? Какие фильмы можно смотреть православному человеку? Стигматы когда-нибудь были у православных? На вопросы слушателей в прямом эфире программы «Пастырский час» отвечает иерей Александр Тиманков

>>

Репортаж Ксении Богдановой.
Церковные историки протоиерей Георгий Митрофанов (СПбПДА) и священник Александр Мазырин (ПСТГУ) в «круглом столе», посвященном 70-летию интронизации патриарха Сергия (Страгородского).
Встреча первая

>>

Адам и Ева – святые или грешники? Православно ли брать деньги за психологическую помощь? Как передать другому человеку свою веру? На вопросы отвечает протоиерей Максим Плетнев, клирик храма Спаса Нерукотворного на Конюшенной площади

>>

Почему православные при разговоре говорят «на всё воля Божия»? Кем мы должны считать себя: рабами или сынами Бога? Как сохранить мир в семье, если мы с мужем работаем на одной работе? В прямом эфире программы «Пастырский час» на вопросы слушателей ответил протоиерей Александр Рябков

>>

Как появилась традиция исповеди мирян перед каждым причастием и почему она есть только в Русской Православной Церкви? С какого возраста начинать готовить ребенка к евхаристическому посту, к исповеди? Нужно ли крестить детей, родившихся в результате применения биомедицинских технологий? Как акт крещения влияет на посмертную судьбу младенца?
В программе «Неделя» события прошедшей седмицы обсуждают Александр Крупинин и иерей Димитрий Симонов

>>

Каков смысл прощения грехов священником, если впереди всё равно суд Божий? Можно ли в общении с алкоголиком применять «жесткую любовь»?  Как больному диабетом поститься перед Причащением? На вопросы слушателей в прямом эфире программы «Пастырский час» отвечает протоиерей Александр Дягилев, настоятель храма св. Александра Невского в Красном селе

>>

Почему христианство освободило европейцев и поработило российских жителей? Как жить и воспитывать ребенка при разногласиях с невоцерковленным мужем? Можно ли просить благословение по телефону? На вопросы слушателей в прямом эфире программы «Пастырский час» отвечает иерей Александр Тиманков, клирик Андреевского собора Санкт-Петербурга

>>

Какое историческое значение имеет Крестный ход 12 сентября по Невскому проспекту? Как исповедоваться, если в сердце нет покаяния? Как помочь тем, кто ходит к экстрасенсам и колдунам? На вопросы слушателей в прямом эфире программы «Пастырский час» отвечает протоиерей Алексий Скляров

>>

Памяти протоиерея Павла Адельгейма, убитого в Пскове 40 дней назад (АУДИО)

+ ТЕКСТ отца Павла о мученичестве: «Стойкость и славная смерть христианских мучеников свидетельствует о силе, с которой божественная благодать действует внутри воли, чувства и плоти человека»

>>

Какой вклад в историю сделал митрополит Никодим (Ротов)? Можно ли отдавать половину своей «десятины» сиротам? Почему евангелист Лука написал о детстве Христа, а Иоанн ничего не записал, хотя общался с Божией Матерью? На вопросы слушателей в прямом эфире программы «Пастырский час» отвечает протоиерей Вячеслав Харинов, настоятель Храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной улице

>>

Чем отличается просто доброе дело от доброго дела, сделанного Христа ради? Сколько зарабатывают священники, и на какие деньги покупают мерседесы? Почему слова Христа в разных евангелиях описаны по-разному? На вопросы наших слушателей отвечает протоиерей Константин Пархоменко

>>

В чем отличие между волосом Мухаммета и частицей мощей православного святого? Можно ли поменять духовного отца? Почему нельзя делать татуировки? На эти и другие вопросы отвечает протоиерей Александр Рябков

>>

Легко ли отличить православие от псевдоправославия? Почему некоторые книги продаются только на православных выставках-ярмарках и не продаются в храмах? Почему многие люди предпочитают заказывать требы не в храме, а на ярмарке? Председатель Миссионерского отдела Санкт-Петербургской митрополии протоиерей Георгий Иоффе рассказывает, что можно и нужно изменить после принятия новых правил проведения православных выставок-ярмарок

>>

Священник Николай Савченко в программе Александра Крупинина «Неделя»: «В советское время, если ты подаешь нищему — значит, ты совершаешь антисоветский акт. Подавая нищему, ты как бы говоришь: "Я подаю, потому что советская власть его не кормит". Были случаи, когда за подаяние нищим сажали в тюрьму как за антисоветскую пропаганду»

>>

Александр Крупинин и протоиерей Александр Рябков в программе «Неделя»: «Развитие нашего радио во многом связано с личностью Владыки Владимира, его тактичностью и глубокой интеллигентностью»

>>

Протоиерей Александр Дягилев в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Сейчас есть некая попытка обелить советское, сталинское прошлое, и в этом контексте закрываются архивы, чтобы эти ужасы не всплывали. Это означает, что руководство нашей страны уходит с пути покаяния в делах, совершенных в двадцатые-шестидесятые годы»

>>

В программе Марины Лобановой «Книжное обозрение» – автор-составитель книги «Судебный процесс против саратовского духовенства в 1918-1919 гг.», церковный историк, секретарь Ученого совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры Александр Мраморнов

>>

На вопрос, как относиться к такому, ставшему привычным, явлению, как «православные выставки-ярмарки», отвечает Председатель Миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии протоиерей Георгий Иоффе

>>

Что изменилось после Совместного послания народам России и Польши – обсудят участники программы «Круглый стол» Генеральный консул Республики Польша в Санкт-Петербурге Пётр Марциняк и кураторы русско-польской программы «Супружеские встречи» протоиерей Александр Дягилев и иеромонах Здислав Шманьда

>>

Протоиерей Александр Рябков в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Если в обществе до сих пор еще есть добрые чувства по отношению к Бела Куну, значит, оно не готово к покаянию. Пока мы не придем к общему мнению, что России ничего доброго Свердлов, Бела Кун, Вышинский не сделали, мы будем иметь то, что мы имеем. А переименование улиц – это первый реальный шаг к покаянию»

>>

Протоиерей Александр Степанов в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Мы все умеем говорить красивые и правильные слова, а нужен новый Франциск Ассизский, человек, который бы что-то свидетельствовал своей жизнью»

>>

В программе Людмилы Зотовой «Семья» протоиерей Александр и матушка Людмила Дягилевы приглашают семейные пары, независимо от возраста и стажа семейной жизни, в Центр «Супружеские встречи»

>>

Иерей Николай Савченко в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Как раз в это время 80 лет назад, в феврале-марте 1933 года, люди умирали с голоду в огромных количествах: 6 миллионов умерших – это официальные данные. И что сейчас мы об этом слышим? Ничего. В Сталинграде были окружены около 300 тысяч, а жертвы голодомора – это 20 таких группировок! И мы молчим об этом. А слышим что? О переименовании Волгограда в Сталинград… Как же мы можем давать  городу имя того, кто был крупнейшим гонителем Церкви Христовой за всю ее историю?!»

>>

Протоиерей Александр Рябков в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Мы сейчас пожинаем плоды небрежения к человеку, плоды нашего прошлого»

>>

Протоиерей Владимир Сорокин в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Нужно не критиканствовать, а найти в собеседнике собеседника, а не врага. Зачастую интеллигенция противостоит власти, а заодно и Церкви. Должно быть смирение и у тех, и у других»

>>

Протоиерей Александр Дягилев в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Да, Крещение – это православный экстрим!»

>>

Священник Димитрий Симонов в программе Александра Крупинина «Неделя» о семейных ценностях в нашей жизни и в американском кинематографе: «Все ужасно, даже хуже, чем в античности у язычников»

>>

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru