6+

«Либо с Богом, либо против Него»

12 июля – память апостолов Петра и Павла

Несколько цитат из программ радио «Град Петров»

АУДИО + ТЕКСТ

 

Протопресвитер Александр Шмеман:

Одним из основателей христианства нужно признать, без всякого сомнения, апостола Павла. Апостолом Павлом написана половина из 27 произведений, составляющих книгу Нового Завета. Несомненно, 14 посланий апостола Павла христианским общинам и отдельным людям написаны до всех других писаний Нового Завета. Перед современным человеком очень скоро встанет с предельной неумолимой ясностью вопрос: либо с Богом, либо против Него. Причем вопрос этот окажется судом одновременно и над всякой всего лишь привычной, бытовой, теплохладной религией, и над всеми идеологиями, решившими исключить Бога и Небо из человеческой судьбы. И вот, потому что этот неизбежный вопрос все очевиднее вырастает перед нами, необходимо вспомнить апостола Павла. Одного лишь нет в нем – теплохладности. Он всегда современник, всегда близок, он врывается в нашу жизнь…

АУДИО

Дмитрий Добыкин:

Но апостол, отвечая на вопрос: «какое самое лучшее время для спасения?», ответил почти так, как говорят современные психологи: «здесь и сейчас». Самое лучшее время для спасения, самое лучшее время для покаяния, для того, чтобы обратиться к Богу – здесь и сейчас.

На самом деле, и верующий, и неверующий человек ищет тысячи оправданий своим поступкам. Что стоит за этими оправданиями? Вот Вы говорите – неготовность. А если эту неготовность разобрать, то действительно ли это неготовность? Может быть, здесь какие-то совсем другие причины. Конечно, каждый случай уникален, каждое обретение или не обретение веры уникально, и поэтому каждый случай нужно разбирать внимательно. Конечно, нет одного рецепта для всех. Но когда человек, видя чудеса, понимая, что это чудо, что это нарушение естественных процессов, что это вмешательство Бога в эти естественные процессы, видя все это, человек все-таки говорит «нет», то почему он все-таки так говорит?

Наша сегодняшняя тема была о чудесах, и поэтому я говорил о чудесах. Но есть еще один путь обретения веры – это проповедь. И это то, о чем говорят апостолы: «вера – от слышания, а слышание – от слова Божьего». Это тоже путь, путь обращения. Я понимаю, что здесь говорится о людях, которые уже уверовали. Для чего им описания этих чудес? Для поддержания веры? Но нам отвечает апостол Павел: «Мы живем верой, а не видениями». Если человеку нужна такая подпитка его веры, и если не будет этой подпитки, и вера исчезнет, то значит, что его вера зиждется только на чудесах, а не на чем-то более глубоком. Поэтому, если мы говорим о таких людях, которые ищут и жаждут чудес, то им стоит покопаться в самих себе и найти причины, по которым им все-таки нужны чудеса.

АУДИО + ТЕКСТ

Митрополит Иларион (Алфеев):

Что мы знаем о святом апостоле Петре? Мы знаем о нем очень много и очень мало. Апостол Петр – это второй по количеству упоминаний персонаж в Евангелиях после Иисуса Христа. Он упоминается чаще других апостолов. Во всех списках двенадцати апостолов, а таких списков три в Евангелиях от Матфея, от Марка и от Луки и еще одни список в Книге Деяний Апостольских, во всех этих списках он стоит на первом месте. И это его первенство не случайно. Потому что уже при жизни Иисуса Христа Петр занял своеобразное первенствующее место в общине из двенадцати апостолов. После того, как мы закрываем последнюю страницу четвертого Евангелия, мы понимаем, что перед нами образ ученика колеблющегося, ученика сомневающегося, ученика, который призван на высокое служение, но пока еще не оправдал возлагавшихся на него надежд. И вот после Евангелия от Иоанна мы открываем Книгу Деяний Апостольских. Мы слышим о том, как Петр проповедует в Иерусалиме, и о том, как в день Пятидесятницы Петр выступает с проповедью перед многотысячным собранием. И мы впервые видим совершенно другого Петра. Уже не того сомневающегося и колеблющегося ученика, который представал перед нами на страницах Евангелия, а мы видим человека, который дерзновенно свидетельствует об Иисусе Христе как Мессии, как том, кого ожидал израильский народ на протяжении многих веков. Он говорит с уверенностью, с убежденностью, с полным бесстрашием и с полным пониманием тех рисков, которые несет за собой его проповедь.

АУДИО

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев):

Несмотря на, как утверждали его противники, внешнюю слабость, немощь, апостол Павел был очень сильным, очень энергичным человеком. Мы видим эту энергию, проявлявшуюся сначала в его иудействе, в книге Деяний. Он «пылает ревностью о Боге», когда он преследовал Церковь из каких-то искренних иудейских и фарисейских соображений. С большой энергией он «гнал Церковь», потом с такой же, а может быть, с еще большей энергией он начинает основывать церкви и становится великим благовестником Христовым в языческих странах. И потом – его глубокий интеллектуализм, необходимый для того, чтобы говорить с людьми чуждой культуры. Представьте себе: Иудея с ее великими ветхозаветными традициями и ее в целом религиозным, а вместе с тем отчасти и культурным изоляционизмом, и огромный расстилающийся океан язычников, многие страны со своими древними культурами и великими традициями, такими как, например, афинские философские традиции. Апостолу Павлу все это было близко. Он, как говорили наши религиозные философы, соединяет в себе Афины и Иерусалим, он несет в себе все это. Никто другой из апостолов не был к этому, по всей видимости, предрасположен. Бог избрал для этой миссии именно его.

ТЕКСТ

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев):

В третий раз Петр обращается к слушателям его речи: «Мужи братия!» (2:29). Братьями здесь названы, конечно, не христиане, а окружавшие Петра иудеи. Толкуя процитированный 15-й Псалом Давида применительно к Иисусу, он утверждает, что Иисус есть обещанный Мессия, воздвигнутый на престол Давида Христос: «Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его».

Эти слова – напоминание о Пс 131:11: «Клялся Господь Давиду в истине, и не отречется ее: “от плода чрева твоего посажу на престоле твоем”».

Однако для иудея было немыслимо представить себе распятого Мессию. Ведь Закон Моисея гласил: «Проклят пред Богом всякий повешенный на древе» (Втор 21:23). На это Петр отвечал, что мессианство Иисуса доказывает Его Воскресение и Вознесение к престолу Божию, о чем свидетельствуют апостолы. Благовестие о Воскресении – вершина апостольского исповедания. Вознесшийся к Богу Иисус принял от Отца Святого Духа, чтобы излить Его на Свою Церковь. Петр настойчиво говорит о Воскресении, Вознесении и излиянии Духа. Далее он снова прибегает к цитированию Слова Божия, а именно Псалма 109:1: «Сказал Господь Господу моему: Седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». К этой цитате необходимо сделать примечание. Дело в том, что русский Синодальный перевод этого Псалма (как, собственно и греческий перевод) способен поставить читателя в тупик. Во всех трех синоптических Евангелиях, Мф 22:44; Мк 12:36 и Лк 20:42, это место из Пс 109 явилось предметом дискуссии Иисуса с Его оппонентами. Непонятно дважды повторенное слово Господь (Кириос): «Сказал Господь Господу моему…». Ведь Господом мы называем Бога. Откуда же здесь взялись два Господа, два Бога? – Современная наука о Библии утверждает, что Пс 109 изначально, в древности, был псалмом интронизации нового царя. Священник, совершавший церемонию интронизации, произносил: «Сказал Господь [JHWH, то есть Бог] моему господину [евр. ladoni]: сиди одесную Меня». То есть священник (не Давид, конечно, а именно священник) называет своим господином возводимого на трон царя. Сам Господь Бог призывает этого гоподина-царя быть Его наместником на земле, даруя ему почетное место ближайшего советника (сидящего одесную, по правую руку).

Однако позже возникло убеждение, что все Псалмы написал сам царь Давид. Тогда же 109-й Псалом стал пониматься как мессианский, то есть пророчеством о Грядущем Мессии, Сыне Давидовом. И теперь выходило так, что не священник, а сам Давид (ведь он считался сочинителем Псалмов!) обращается к грядущему Мессии как к своему «господину».

Апостол Павел в Первом послании к Коринфянам цитирует Пс 109, интерпретирует его и называет врагов Христа: «А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится – смерть» (1 Кор 15:24-26). Разумеется, врагов Бога и Христа можно понимать и более широко: любовь должна одержать победу над ненавистью, спасение – над погибелью, добро – над злом, служение над господством, жизнь над смертью, близость к Богу над удаленностью от Бога, общение над рознью, совершенство над незавершенностью, вечное над конечным, Дух одержит победу над бездуховностью.

Петр, объясняя случившееся в день Пятидесятницы, говорит, что Иисус «быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите». Лука и в своем Евангелии, и в книге Деяний многократно показывает, что вознесшийся Господь тождествен Иисусу в Его спасительном служении. Уже в начале своего Евангелия Лука писал, что после Крещения «Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана» (Лк 4:1), после искушений в пустыне Он «возвратился в силе Духа в Галилею» (Лк 4:14), где, войдя в Назаретскую синагогу начал Свою проповедь словами пророка Исаии: «Дух Господень на Мне» (Лк 4:18). Этот Дух Он, умирая на Кресте, вернул Своему Отцу, когда Он «возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю Дух Мой» (Лк 23:46). Вознесшийся, Он принимает Святого Духа от Бога, чтобы излить Его на Своих.

Лука постоянно возвращается к теме Духа, который через Воскресшего и Вознесшегося Иисуса Христа дарован Церкви. Но ей предстоит еще пройти долгий и трудный путь прежде осознания сущности Бога как Троицы.

АУДИО + ТЕКСТ

НА СЕРВИСЕ СКАЧИВАНИЙ

Наверх

Рейтинг@Mail.ru