6+

«Не будем изменниками подлинному Богу». Журнал «Вестник РХД» № 196

Программа Марины Лобановой

«Книжное обозрение»

Книга: журнал «Вестник РХД» № 196

Гость: Константин Андреевич Махлак

АУДИО

 

Марина Лобанова:

Сегодня в программе «Книжное обозрение» будем говорить о журнале «Вестник Русского Христианского Движения» номер 196, 2010 год. В студии радио «Град Петров» –  ведущая программы Марина Лобанова и преподаватель Санкт-Петербургского Института Богословия и Философии Константин Андреевич Махлак. Здравствуйте. Мы уже с вами обсудили предыдущий номер, 195-й, очень интересный. А вот что интересного в номере 196-м? Что вам кажется здесь примечательным?

 

Константин Махлак:

Начинается номер публикацией переводов Алексея Степановича Хомякова, к 150-летию со дня кончины. Алексей Степанович Хомяков, наверное, известен нашим радиослушателям – основатель славянофильского движения, богослов, мыслитель. Чем только Алексей Степанович не занимался – и разведением собак, и изобретениями (изобрел и запатентовал веялку) и улучшением жизни своих крестьян такими техническими новшествами. А также с именем Алексея Степановича связана очень важная в истории русского богословия инициатива – обращение к экклезиологической проблематике: тема Церкви очень важна для Хомякова. Его трактат «Церковь одна» очень значим для истории русской богословской мысли. Но в данном случае мы видим переводы из апостола Павла – послания к Галатам и к Ефесянам. Алексей Степанович намеревался перевести все послания апостола Павла, но вот перевел только два, это произошло незадолго до его кончины. Вообще тема перевода на русский язык Священного Писания актуальна до сих пор. До сих пор мы не имеем того русского перевода Священного Писания Ветхого и Нового Завета, который, наверное, должен был бы у нас быть.

 

Еще в IV веке святой Григорий Богослов сказал, что если собрать все, что нам открыто в Священном Писании, то есть что Бог Сам открыл о Себе, если прибавить к этому все, что опытно познала Церковь, все ее знание о Боге, составить из этого стройную картину и вообразить, будто она и есть Бог, то мы создадим идола и будем изменниками подлинному Богу. Он весь – жизнь, динамика. Он неуловим, Его невозможно превратить в застывший образ.

Из беседы митрополита Антония Сурожского

 

Следующая тема, которая предлагается составителями этого выпуска Вестника Русского Христианского Движения – это интересный текст, беседа митрополита Антония Сурожского «Молодежь и христианство в наши дни». Тема более чем актуальная… Многие привыкли сетовать, что вот молодежь – она ничего не понимает, она ничего не хочет… Эта же проблема и митрополитом Антонием поднимается: с одной стороны, молодежь испытывает определенный голод – голод по правде, жажду истины, которая всё равно в молодом сердце, молодом уме присутствует. И этот голод – он и есть вызов Церкви. Поскольку Церковь должна дать то, что может напитать молодой ум, сердце и действительно наполнить жизнь человека некоторым новым содержанием.

 

Марина Лобанова:

Ведь в молодости что самое главное? На мой взгляд, самое главное – кого-то встретить, кого-то стоящего, понимаете. И вот через эту встречу вся жизнь ведь изменится.

 

Константин Махлак:

И надо, главное, самим к этой встрече быть готовым. Потому что отчасти человек встречает в своей жизни то, что соответствует ему самому. И, конечно, когда эта встреча почему-то не удовлетворяет – надо задуматься над тем, а кто мы есть сами по себе. Тема, которую затрагивает вот в этом выступлении митрополит Антоний, конечно, это тема того, что все-таки Церковь жива, она способна дать эти ответы. Само явление таких праведников, как митрополит Антоний, об этом свидетельствует.

 

Марина Лобанова:

Бог нас не оставляет.

 

Константин Махлак:

Во всяком случае, Он продолжает в нас верить.

 

Думаю, прежде чем говорить о христианстве и молодежи, следует сказать несколько слов о понятии молодости. То, что понятие молодежи с точки зрения социологии очень изменилось, особенно со времени последней мировой войны, уже стало общим местом. Когда-то французский писатель шутливо высказался о молодости: это преходящее состояние, к сожалению, достается тем, которые в силу слишком юного возраста не умеют им насладиться и воспользоваться. Действительно, в каком-то смысле молодость как период времени, момент, промежуток времени дается всем и проходит. Но явление, которое мы наблюдаем теперь, не просто обусловлено разницей в возрасте.

За последние пятьдесят лет, и особенно со времени последней войны, во-первых, жизнь чрезвычайно изменилась, и опыт жизни, приобретенный семьдесят лет назад, не подходит для того, чтобы разрешать проблемы тех, кому сейчас двадцать лет. То есть этот опыт ничего не дает, пока дело не коснется важнейших человеческих проблем жизни и смерти. Но с такого рода проблемами встречаешься не каждый день. С этими проблемами встречаешься изредка, в моменты кульминации человеческих переживаний. Но в остальное время во многих областях опыт, приобретенный человеком даже моего поколения в промежуток между двумя войнами, непригоден при решении внутренних и внешних проблем молодого поколения.

Еще одно усложняет всю ситуацию: молодежь готова сказать, что старшее поколение не сумело (не полностью, но во многом) достичь того, что провозглашалось, что составляло предмет чаяний. И потому молодые люди не видят смысла обращаться за советом к старшим. С какой стати те, кто безнадежно запутал собственную жизнь, или политическую жизнь своей страны, или общественные отношения, станут давать советы молодым людям, которые ищут новые пути, новые выходы из этих ситуаций?

Так что, когда речь идет о молодых людях и о христианстве, те из нас, кто старше и хочет передать свое знание или опыт молодым, не может обращаться назад. … Это нам следует принимать во внимание, потому что представители старшего поколения всегда склонны считать, что их не понимают, тогда как на самом деле очень часто их невозможно понять, а это совсем не одно и то же.

Молодых людей, которых я встречаю … отличает одно свойство: они требуют, чтобы все было испытано на опыте, а не было просто объективным знанием, будто нечто внешнее, не имеющее отношения к их жизни; и, во-вторых, этот опыт должен быть подлинным, а не просто эмоциональным или воображаемым. Мне кажется, в таком подходе есть и положительная сторона, есть и нечто отрицательное.

Из беседы митрополита Антония Сурожского

 

В 196-й номер журнала вошли следующие материалы: переводы А.С.Хомякова Посланий св. ап. Павла к галатам и к ефесянам; статья митр. Антония Сурожского «Молодежь и христианства в наши дни»; письма прот. Георгия Флоровского к П.П.Сувчинскому, о. Сергию Булгакову, о. Игорю Вернику, Н.А.Струве; статья Сергея Бычкова «КГБ против священника Александра Меня»; доклад Павла Проценко «Опыт сопротивления советскому тоталитаризму “человека Церкви”»; письма с. Иоанны (Рейтлингер) Морису Дени; воспоминания прот. Василия Зеньковского «Мое участие в церковной жизни» и др.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Куда плывет корабль Русской Православной Церкви? — Никита Струве

БОГОСЛОВИЕ, ФИЛОСОФИЯ
К 150-летию со дня кончины А.С.Хомякова

Перевод Посланий к галатам и к ефесянам — А.С.Хомяков
Заметка на текст Посланий к филиппийцам — А.С.Хомяков

Молодежь и христианство в наши дни — митр. Антоний Сурожский

К столетию со дня рождения св. Иоанна Кронштадтского

Отец Иоанн как катехизатор — Юлия Балакшина
Мытарь и фарисей — отец Константин Кравцов

Памяти парижских новомучеников

Свидетельство — игумен Игнатий (Крекшин)
В пустыне сердец — Оливье Клеман
Молитва святым мученикам парижским — Оливье Клеман

К тридцатилетию со дня кончины прот. Георгия Флоровского

Из писем к П.П.Сувчинскому, отцу Сергию Булгакову, отцу Игорю Вернику, Н.А.Струве

ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ ЦЕРКВИ
In memoriam

Святейший Патриарх Сербский Павел — епископ Герцеговинский Афанасий (Евтич)
КГБ против священника Александра Меня — Сергей Бычков
Опыт сопротивления советскому тоталитаризму «человека Церкви» — Павел Проценко
Как строилась православная церковь во Флоренции — Михаил Талалай

ХРИСТИАНСТВО НА ЗАПАДЕ

Разные виды прикровенной любви к Богу — Симона Вейль

ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО

Стихи — Светлана Носова
«Засветить край неба…»: «Раковый корпус» как медицинская повесть — Владимир Радзишевский

К столетию со дня кончины Льва Толстого

Лев Толстой — Борис Вышеславцев
Духовность России в творчестве Достоевского — Никита Струве
Письма к Морису Дени — сестра Иоанна (Рейтлингер)

«Вестник РСХД» 50 лет назад
Оправдание поэта — Владимир Вейдле
Письма об иконе — Владимир Вейдле
О предстоящем Соборе Римской Церкви — прот. Георгий Флоровский

ИЗ ИСТОРИИ ЭМИГРАЦИИ

Моё участие в церковной жизни (Белград, Прага) — прот. Василий Зеньковский
Бремя войны. Из истории Богословского института — Антон Карташев
Париж («Неверующая о святой») — Доминик Десанти

ХРОНИКА
«Человек в богословии митрополита Антония Сурожского». Конференция в Москве — Н.Ликвинцева

Памяти ушедших
Памяти Ю.Н.Завадовского — Н.Г.Романова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru