6+

«Вместо понимания веры – мелко нашинкованный цитатник в голове»

«Пастырский час»

Программу ведет протоиерей Георгий Иоффе

Прямой эфир 28 ноября 2018 г., 20:30

АУДИО

 

Вопрос: Священное Писание (Ветхий и Новый Завет) огромное и комментарии к нему нужно читать и осваивать длительное время. Но есть еще другая православная литература: святоотеческая, аскетическая… Насколько я понимаю, аскетические книги («Лествица», «Невидимая брань») писались, главным образом, для монахов. Стоит ли их читать мирянину, живущему семейной жизнью, применимо ли написанное там к ней? Как решать, какие книги читать в первую очередь, ведь есть еще хорошие художественные? Чувствую, на большое количество книг сил может не хватить.

 

— Невозможно освоить без систематического чтения, читая спонтанно, читая нерегулярно, будет такой мелко нашинкованный цитатник в голове, или хуже того, каша из различного рода текстов. Святоотеческие книги — это тоже своеобразные комментарии к Евангелию, к Священному Писанию и к Ветхому Завету, в том числе. Поэтому все-таки, Священное Писание стоит читать. Как раз наступает время подготовки к Рождеству и празднуется память многих пророков Ветхого Завета. И можно начинать именно с пророческих книг. Потому что, когда человек открывает Ветхий Завет и начинает его листать, начинает обычно с Книги Бытия, прочитывает три первые главы о сотворении мира, грехопадении, а потом начинаются такие длинные-длинные родословия —  и человек как-то напрягается: это масса непонятных имен, незнакомых топонимов… Когда про потоп, там понятно более-менее, но многим проще прочитать «Закон Божий» Слободского или «Детскую Библию» — там все последовательно. Но это не совсем правильно, на мой взгляд.

На самом деле, ветхозаветные книги требуют нашего внимания, потому что, как сказал один богослов, я уже не помню имени: «Евангелие — это как мы должны жить, а Ветхий Завет — это как мы живем на самом деле». Поэтому, чтобы понять нашу жизнь и наши проблемы, они, собственно, ничем не изменились, кроме технологических новшеств, а страсти — те же самые бушуют. Ветхозаветная литература, книги пророков, книги исторические очень хорошо помогают ориентироваться в нашем мире. А для какого-то понимания есть комментарии. Те, кто пользуется интернетом, могут зайти на замечательные ресурсы, например, «Азбука веры», «Экзегет.ру», и посмотреть, что по тому или иному поводу говорили святые отцы или богословы современности. Это очень интересная работа, потому что Священное Писание много что нам дает, дает всегда какую-то пищу для размышлений. Внимательно читая Писание, мы вдруг найдем там то, что нам очень-очень созвучно: и нашему времени и нашему мироощущению.

 

Вопрос: Что Вы посоветуете, если совсем не хочется идти в храм? Молиться там не получается, люди толкаются, разговаривают, дети кричат, хор голосит как в театре…

 

— Во-первых, надо понять: зачем, к кому и почему мы идем? С какой целью? Если цель наша — не поставить свечу и не выстоять литургию, а пообщаться с Богом, то никакая толкотня, никакой шум нам не помешает. Встреча со Христом может произойти в толпе, может произойти где угодно, главное, чтобы наша внутренняя мотивация была на высоте.

Конечно, большие храмы имеют свои издержки, именно многолюдством в воскресные и праздничные дни; таким, может быть, концертным (не всем нам нравится партесное) пением. Ну что ж, храмов сейчас много и есть возможность выбора, и мы не приписаны к какому-либо приходу. Но уж если Вы решились пойти в храм, то все-таки мотивация должна быть максимальная. Для нас максимум — это Христос, это та цель, и тот Путь, и содержание нашей жизни, которое дается нам для нашего спасения. То есть, цели очень высокие.

Это ведь не просто обязательность какая-то — хождение в храм. Ведь начинается всё, конечно, с нашего домашнего предстояния, когда мы, по совету митрополита Сурожского Антония, должны научиться открываться, открывать свое сердце перед Богом, уметь найти этот момент тишины, который, собственно, и открывает наше сердце. Этому, конечно, надо учиться в тишине домашней. И дальше, если мы это почувствовали, если Господь дал нам это увидеть, то нам, наверное, будет и в храме Божием уже не так неуютно, как Вы описываете, для нас это перестанет иметь какое-то существенное значение.

 

 

Все вопросы:

 

2) Как же может быть, что один и тот же Бог у христиан и у мусульман, если были анафемы? (Олег)

 

3) Есть слова старца Арсения Афонского, о том, что «не скорбите, если иногда по болезни не можете выполнить молитвенного правила, а благодарите Бога за болезнь, ибо она то же, что молитва, если без ропота и с благодарением терпим». (Дмитрий)

 

4) Что Вы посоветуете, если совсем не хочется идти в храм? Молиться там не получается, люди толкаются, разговаривают, дети кричат, хор голосит, как в театре… Что делать?

 

5) Батюшка, только что прозвучала потрясающая новость: о решении Константинопольского патриархата… Это говорится о Зарубежной Русской Церкви? Ее присоединят к Константинопольскому патриархату?

 

6) Напомните, что надо читать, чтобы родственник из путешествия благополучно добрался; если лень одолевает; если теряешь веру в людей?

 

7) Город Константинополь не существует, существует город Стамбул, я посмотрела передачу по телевидению, там было показано, что турки сильно ограничили православных в правах, ограничили весь этот патриархат, который претендует на такое высокое звание -Вселенский. Почему в таких условиях находясь, они взяли себе такую большую власть, как Вселенский патриархат, когда самого Константинополя вообще не существует? (Людмила)

 

8) У меня сегодня родились внук и внучка, я так переживаю за них. Подскажите, пожалуйста, как мне о них молиться? Хотя и некрещеные. Я невестку подавала на сорокоуст в трёх монастырях…

 

9) У нас в семье принято по церковному календарю называть детей, а в честь новомучеников можно называть?

 

10) Правда ли, что церковь нельзя посещать, если женщина «в положении»?

 

11) Как исторически сложилось, что священники причащаются на литургии, не исповедуясь перед ней?

 

12) Начался пост, я ходила на службу — заговение перед постом, батюшка очень хорошо все объяснил. Я и сама знаю, что надо простить всех, ни на кого не обижаться. Но у меня такая ситуация. Одна моя знакомая, человек, которому я раньше очень много помогала, она меня, скажем так, обидела. У меня теперь свое представление об этом человеке, но разговаривать и общаться я с ней не хочу. (Наталия)

 

13) У меня есть знакомый православный человек, который давно ходит в храм. У него есть «талант», он видит по фотографиям человека его грехи настоящие и прошлые, и иногда добродетели. И видит бесов в глазах людей. Как к этому вообще относиться? (Виктор, Москва)

 

14) Нужно ли перед причастием примириться? (Алексей)

 

15) А у Вас были случаи, когда приходили крестить ребенка — родители крещеные, а человек, который должен быть крестным отцом ребенка — некрещеный?

 

16) Кто такие были атланты, исполины? Для чего они были созданы, какую функцию исполняли? Правда ли, что они были рождены после вступления женщин в брак с падшими ангелами? И где находится скрижаль с 10 заповедями? (Анна)

 

 

Ответы слушайте в АУДИО.

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru