fbpx
6+

Виват, Петерштадт!

Репортаж Екатерины Степановой

Открытие Дворца Петра III в Ораниенбауме после реставрации

 

24 мая 2018 года состоялось торжественное открытие после двухлетней реставрации Дворца Петра III в Ораниенбауме. Этот дворец, как и Въездные Почетные ворота – все, что осталось от потешной крепости цесаревича Петра Федоровича, будущего императора Петра III, которая носила его имя Петерштадт. Дворец уникален и как свидетель эпохи, и как один из немногих образцов стиля рококо в нашей стране, и как первая постройка Антонио Ринальди в Петербурге.

 

В XIX веке Ораниенбаумом владела великая княгиня Елена Павловна, супруга великого князя Михаила Павловича, внука Петра III, и их потомки – герцоги Мекленбург-Стрелицкие. Благодаря их заботам Дворец Петра III был не только законсервирован, но и также бережно отреставрирован еще 150 лет назад. Сегодня же у нас есть возможность увидеть обновленные после реставрации интерьеры, удивительно сочетающие в себе отделку XVIII-XIX веков.

 

Открытие Дворца Петра III было очень праздничным. По аллеям парка маршировал духовой оркестр в старинной военной форме. На карауле стояли часовые в мундирах российской гвардии разных эпох.

 

На торжественной церемонии к собравшимся гостям обратилась Елена Яковлевна Кальницкая, генеральный директор ГМЗ «Петергоф», в состав которого входит дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум»:

 

«Сегодня замечательный день. После масштабной реставрации мы открываем этот Дворец, этот шедевр русского рококо, этот шедевр русской архитектуры. Это единственная, первая постройка Ринальди, которая воплощает этот изящный, изысканный стиль.

 

Нам очень дорог этот Дворец. И потому, что он сохранился во время войны, и потому что мы вложили в него столько сил и души. ГМЗ «Петергоф» выступил не только заказчиков реставрации, но и почти полностью взял на себя оснащение экспозиции.

 

Этот Дворец – это только небольшая частица Ораниенбаума. Впереди еще Катальная горка, Каменное зало. Когда вы сегодня пойдете вокруг Дворца, вы увидите, поставлен закладной камень – природный, естественный, старинный – и на нем абрис крепости Петерштадт. Это та самая историческая память об этом уникальном культурном явлении – потешная крепость Петра III. Я хочу поблагодарить всех сотрудников «Петергофа», каждый по-своему вложил какую-то частицу сил и души.

 

Сегодня здесь присутствует член правления Кильского общества императора Петра III. Интересно, что в Киле, на родине Петра III, очень чтут память этого человека. Российский скульптор Александр Таратынов в 2014 году установил там памятник. Сегодня он предоставил нам модель этого памятника, и когда вы посмотрите Дворец и выйдете с противоположной стороны, вы увидите, вас будет приветствовать сам император Петр III. Во времена Петра III не было сделано ни одного его скульптурного портрета, только живописные. Значит, нужно было, чтобы прошло 300 лет».

 

Личность Петра III весьма загадочна и недостаточно изучена. Но в XXI веке ослабевает тот образ, который, по понятным причинам, был создан Екатериной II в ее записках и который перекочевал из официальной русской историографии в историографию советскую. Перед нами открывает совершенно другая личность «скоропостижного императора» – талантливого фортификатора, музыканта, знатока и ценителя живописи.

 

Музыкальную часть торжеств продолжили исполнители ансамбля «Солисты Екатерины Великой», и мы попросили руководителя ансамбля Андрея Решетина прокомментировать это событие:

 

«Чудесно! Открывается Дворец Петра III, и мы по этому поводу сыграем одно из маленьких сочинений – это ария из «Цефал и Прокрис». Это такой верх сложности для скрипки, которую играл сам Петр Федорович. Как раз то, что играю я, это копия, снятая с личных нот Петра Федоровича. Так что нам очень приятно, что мы здесь в этот день. У нас одна маленькая пьеса, но мы довольны».

 

 

Во время реставрационных работ было сделано несколько значимых открытий, отсылающих к ранней истории памятника. Эти находки возвращают в культурное пространство Петербурга один из шедевров парковой архитектуры. Вот что рассказала об этом директор ГМЗ «Петергоф» Елена Яковлевна Кальницкая:

 

«У нас был бюджет Министерства культуры 90 миллионов. Но. Пошли все эти замечательные открытия, когда все пошло не совсем так, как планировали. Это даже нельзя сказать, что не пошло гладко. Наоборот, это пошло так, как и должен идти реставрационный процесс. И в результате мы добавили еще очень много своих денег. 57% общей стоимости заплатило Министерство культуры и 43% – ГМЗ «Петергоф». Все, что касалось экспозиции и реставрации музейных предметов, в которой участвовали пять фирм, все это оплатил «Петергоф». Мы это делали с радость. Но это еще раз лично меня убедило, что свой дом должен реставрировать хозяин и петербургские компании. Потому что когда в петербургские проекты внедряются люди других городов и других регионов, то всегда невесело. Например, как у нас получилось с Нижней Дачей, которую проектирует сибирское архитектурное бюро… Люди Петербург должны чувствовать! А это – Ринальди! Едва ли не самый петербургский архитектор из всех, что у нас есть. И вот здесь, в этом Дворце, в одном из помещений появился тот самый уникальный знаменитый орнамент, который называется «цветок Ринальди» и который с этого момента стал визитной карточкой Ринальди. И что бы вы ни взяли, любой дворец, который Ринальди делал – даже и Мраморный дворец знаменитый – вы обязательно вот этот круг с перекрещенными ветками красивых цветов увидите. Здесь это все начиналось. Во всяком случае, мы гордимся тем, что первый образец русского рококо. Такого мимолетного, недолгого стиля, но стиля очень достойного, который украшает город».

 

На этом наше посещение Ораниенбаума не заканчивается. В рубрике «Радиоэкскурсии» 17 июня 2018 г. вас ждет рассказ хранителя Дворца Петра III Глеба Павловича Седова. Не пропустите!

 

Аудио, фото – Екатерина Степанова.


 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru